Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:40, лекция

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика_шпора.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

 

20.Сущность и основные  принципы безработицы.Виды безработицы.

 Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). К занятому населению относятся работники по найму (за вознаграждение), а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, — предприниматели, фермеры, члены кооперативов и др. Одной из главных целей национальной экономики любой страны является обеспечение наиболее полной занятости. Неполная занятость — это работа в условиях сокращенного рабочего дня, вторичная - дополнительная работа по совместительству людей, имеющих основную работу. Вторичную занятость различают по характеру участия в труде (постоянная, временная, эпизодическая, разовая); режиму труда (неполное рабочее время, сезонная); форме участия (совместительство, трудовое соглашение, на условиях почасовой оплаты). Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. Следует отметить, что в странах с командной экономикой безработица официально отсутствовала. Однако значительные масштабы приняла так называемая скрытая безработица, когда число занятых в народном хозяйстве значительно превышает потребности в них. Это явилось одной из причин низкой производительности труда, падения производственной дисциплины, неэффективности экономики. Во время спада уровень безработицы растет, а в периоды подъема сокращается. Причиной безработицы являются также экономические кризисы, во время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за банкротств, снижения объемов производства и необходимости его модернизации. Фрикционная безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы. Структурная безработица возникает в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Циклическая безработица связана с экономическими циклами. Добровольную безработицу, когда люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, отдаленности места работы от места жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест; вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую зарплату; скрытую, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое. Фрикционная и структурная — имеют место всегда. Поэтому занятость считается полной, если уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он называется естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы растет -  законом Оукена: каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5 %. Между инфляцией и занятостью существует тесная связь. - безработица была высокой, когда зарплата росла медленными темпами, и снижалась, когда зарплата росла быстрее. Это объясняется тем, что при высоком спросе на труд предприниматели повышают ставки зарплаты, чтобы привлечь новых работников или удержать занятых. При значительной безработице, когда предложение труда значительно превышает спрос на него, ставки зарплаты уменьшаются. Был сделан вывод о том, что с безработицей можно бороться путем инфляционного роста номинальной зарплаты.

 

21. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Эк.последст. безработицы опред-ся не созданными товарами и услугами,кот для нац эк-ки потеряны безвозвратно.Современ эк теория опред это явление,как отставание объема ВНП когда нац эк-ка не может создавать кол-во раб мест для желающих работать. Безработица им.серьезн соц последствия, работа – это не только источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседн жизнь чел-ка(престиж, самоутверждение).Потеря занятости не только утрату этих статусов,но и выпадение чел-ка из сети обычных сообществ:труд коллектива, круга знакомых и друзей.Исследователи выявили положит корреляционные зависимости между ростом безработицы и числом самоубийств, псих.заболеваний,ур-нем преступности как и в промыш.развитых странах,так и в нашей. Америк.экономист А.Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчив связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема пр-ва от потенциального.Эта зависимость получила название закон Оукена:если фактич ур-нь беззработицы превышает естественный ур-нь 1%,то отставание объема ВНП составит 2,7-3% от потенциального ур-ня ВНП.Таким образ речь в законе идет о потерях продукции экономикой в целом. Естествен.ур-нь безраб - это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк силы, влияющие на изменения з/п и цен,и достигается взаимная стабильность з/п и цен.

 

22.Место и роль гос-ва  в рыночной экономике.

Гос-во вовлекается в рын эк-ку с целью поддержания эк-кой стабильности,макроэ-кого равновесия,сглаживания циклич спадов и подъемов в развит эк-ки.Гос-во способствует эффективной хоз деят-ти всех предпринимателей(повышает эффективность рыноч механизма).Гос-во обеспечивает правовую основу и соц климат.Впериод эк спада возникает необходимость гос пол-ки,как ср-во способного уравновешивать совокуп и совокуп предложение,выводить эк-ку из кризисного состояния, содействовать её стабилизации.Вмешательство гос-ва должно быть эк-ки оправдано,поэтому одна из задач рын эк-ки добиться оптимум соотношений гос вмешательства и рыночной стихии.Преобладание одного из факторов приведет к нежелат рез-тату, поэтому нужно искать оптимальные пределы участия гос-ва в рыноч эк-ке.Эффективное функционирование гос сектора приведет к тенденции снижения эффективности и качества, т.к. будет меньшее давление на гос предприятия рыноч сил и поддержка их гос-вом.

 

23.Взаимосвязь инфляции  и безработицы. Кривая Филипса.

Уровень з/п и ур-нь занятости  взаимосвязаны.С повышением з/п занятость растет,а безработица снижается.Но повыш-е з/п означает рост издержек,а следовательно и цен.Повышение цен,как правило, означает снижение безработицы.Рост цен выступает в качестве платы за сокращение безработицы.Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы.Чем выше темпы инфляции,тем ниже размеры безработицы.Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждено искать работу.  Взаимосвязь инфляции и безработицы отражается в кривой Филлипса,через понятия естественного ур-ня безработицы(это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк.силы,влияющие на изменение з/п и цен, и достигается взаимная стабильность з/п и цен.Кривая Ф.дает возможность нац.эк-ке выбирать между высоким ур-нем занятости,т.е. сокращением безработицы,но при этом высоким ур-нем инфляции,либо наоборот,взависимости от того какие задачи ставит пред собой данная страна в данный период. В реальной практике кривую Ф. гос-ва могут применять только в краткосроч.периоде,в долгосроч такая возможность ликвидируется в силу 2-х причин:1).У предпринимателей возрастают издержки по приобретению фактора труда и адаптации сторон,учавствующих в переговорах о з/п. 2).Под влиянием ликвидации денеж иллюзии о з/п у наемных работников. В долгосроч.периоде кривая Ф. приобретает вид вертикальной прямой.

 

24.ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ. Совокупность отнош-й возник-щих по поводу формирования целевых денеж фондов, наз. финанасовыми отношениями, они лежат в основе существующей финансовой системы. Гл.элементами фин.системы явл гос бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюдж.фонды. Кроме того, в фин ситем включ-ся финансы предприятий и организаций. Гос.финансы-важнейш.часть финанс отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов.Гл.звеном фин системы явл гос бюджет – годовой финансовый план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбалансированный гос бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов.В федеративных гос-вах (в т.ч.и в России) есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-х сил,а также регионал.особенностей часть хоз связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков,местной администрации,местных финансов.Особое фин звено образуют специальные правительственные внебюджет фонды,имеющие определенную самостоятельность.Они отделены от гос бюджета и управляются центральными властями.К ним относят фонды гос соц страхования,различ целевые фонды,гос и смешанные фин учреждения.Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий,но затем стали использ-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях.Сущность и роль гос финансов в жизни об-ва  проявляются в их ф-ях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субьектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная  - связана с перемещением дохододв от производителей в иные сферы хоз-ва.

 

25. Гос.бюджет. Его дефицит  и профицит.

 Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет государства составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к  рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Дефицит- расходы гос.бюджета превышают доходы. Причины: гос-во расходует деньги,надеясь получить их и компенсировать по мере налоговых поступлений, если же налог-е платежи поступают в меньших размерах по сравнению с ожидаемым, то образуется бюджетный дефицит и гос.долг.

Профицит  – излишек гос.бюджета который позволяет расплатиться с долгами. Причина: налоговые поступления превышают госрасходы.

 

26. НЕРАВЕНСТВО  ДОХОДОВ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ.

 Неравенство – это объективный процесс.Нерав-во дохододов в об-ве связано с тем, что разные эк.субъекты имеют различ. по характеру и величине собственность и взависимости от этого различается структура и размер доходов.Доходы: 1).Факторные – относят доходы, получаемые их собственниками вследствие функционирования в производственном процессе и создании эк.благ, подлежащих реализации (продаже). Фактор труда требует дохода в форме з/п – этот доход у разн субъектов также неодинаков, т.к. находится в зависимости от качества ресурсов труда и может быть более или менее квалифицирован: а).первичный рынок труда, где функционирует высок. подготовл. рабоч. сила, затраты на обуч-е кот достаточ высоки, но высоки и гарантии занятости работника. б).Вторичный рынок труда составляет малоподготовленная раб сила, затраты на обуч-е кот ниже соответственно ниже гарантии её занятости, особенностью вторич рынка труда явл то, что работники в 1-ые предлагающие этот фактор, даже при наличии спец образования явл занятыми на вторич рынке. Фактор земли требует отдачи в форме ренты. Фактор капитала в денеж форме приносит доход собственнику в форме %. Капитал в натур-веществ, или реальной форме приносит доход в форме прибыли. Предпринимательская способность -  приносит доход в фрме нормал прибыли. 2).Персональный доход – доходы получаемые теми эк.субъектами, кот по объективным обстоятельствам либо ещё, либо уже не участвуют в производств.процессе. К перс. доходам относят пенсии, стипендии и все виды соц. трансфертов, как в натуральной, так и в денежной форме.По соотношению фактор и персонал доходов в об-ве можно судить о развитости данной нац эк-ки. Неравенство доходов в об-ве изучалось и было опубликовано в 50-е гг.и наз. кривой Маркса Лоренца. На гориз-й оси – доля всего кол-ва семей от 0% до 100%, на верт-й – их доли в совокупном доходе. если бы доходы распределячлись равномерно, то кривая выпрямилась бы, но т.к. способности отдельных людей как собственников раб. силы различны, различ-ся и доходы.Именно такие различия отражает кривая Лоренца. Форма криврй хар-ет степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб и чем дальше она от кривой абс. Равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень неравенства доходов в об-ве определяет коэффициент Джинни как соотношение реальн. статистич. данных групп населения. Коэф. Джинни представл собой показатель, кот нац эк-ки подсчитывают и представляют в рамках системы нац счетов (СНС).

 

27.Госрегулирование  экономики.Цели,методы,направления Гос-во вовлекается в рын. экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в экономике. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы, так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр)  методы гос регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кред политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика гос. расходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

 

28. Экономическая  политика гос-ва. Особенности современной экономической политики России.

 

29.Налоги и  их ф-ции.Кривая Лаффера.

Любой вид обязательного платежа гос-ву наз-ся налогом. Налоги выполняют две функции: 1. фискальная (связана с созданием и функционированием гос-х ден-х фондов.); 2.регулирующая (исп-ние налогов как регулирование хозяйственных и социальных процессов: антициклическая программа, коррекция напр эк роста, стимулирование отдельн производителей, перераспред доходов). Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Традиции - более высокий уровень налогов в странах с соц стабильностью в обществе, а значит и более высокий уровень цен. Согласно кривой Лаффера увеличение налоговых ставок приводит к росту налог поступлений только до определенных пределов (т М), дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к сокращению нераспределенной прибыли, возможных инвестиций, а след расширения пр-ва и получению больших доходов. И сумма нал. поступлений сократится (ставка налога в % или база налогообложения). Так же это приводит к банкротству и уклонению от налогов. Кривая Лаффера показывает, что снижение налогов способствует созданию новых предприятий и инвестиций.

 

30. Государственное  антициклическое регулирование.

Экономическая политика гос-в развивалась г.о. как антикризисная, антициклическая. Направления по регулированию цикла: фискальная политика, ср-ва монетарной политики, меры прямого воздействия на пропорции воспроизв-ва- программирование и планирование нац-х экономик.

Фискальная  политика воздействует на цикл масштабами госрасходов, закупок товаров и услуг. Госзакупки – устойчивая конъюнктурным колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. М/б поощрительной (экспасионистской) или сдерживающей (реструктурной).

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"