Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

Shporki.docx

— 25.01 Кб (Скачать)

46. Диверсификация: сущность, виды. Причины и последствия диверсификации
Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства. 
Связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки,
цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например производитель процессоров начинает производить компьютеры. Горизонтальная — производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом (расширение бренда, пример: расширение бренда Nivea), либо под новым брендом. 
1. Адаптация. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг.  
2. Экспансия. Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции. 
3. Поглощение. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию.  
4. Слияние. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности. 
5. Присоединение. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется либо как непосредственное участие, либо как контроль над другой компанией.  
6. Инвестиции. Весь процесс вовлечения нал денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами.  
7. Содействие. Оказание поддержки поставщику или покупателю в проведении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в производственной сфере можно охарактеризовать как фактор, существенно способствующий процессу диверсификации.
 

35. Чистая конкуренция: основные характеристики.

Признаки  рынка совершенной конкуренции: 1) однородный продукт 2) не существует неценовая  конкуренция 3) нет барьеров входа выхода 4) фирма явл ценополучателем 5) спрос совершенно эластичен 6) открыта  инфа 
Краткосрочн период – период постоянных мощностей: 
1) Максимизация прибыли в краткосрочн периоде. При фиксированной цене перед фирмой стоит 3 вопроса: Следует ли производит? Какое колво? Какая будет П? 
2) фирмы стремятся к получению П,сл-но, уходят от убытка 
3) Отсутствие барьеров входа выхода. Если Р>АС фирма получает Пэкон – появляются новые фирмы – S растет до тех пор, пока P не снизится до уровня ATCmin. Если Р<АС, фирма получает убыток, часть уйдет. S падает Р растет до ATCmin. 
Долгосрочное равновесие достигается когда Р продукции соответствует АТСmin, объем пр-ва приходится на ту же точку. Фирма будет получать Пнорм 
Свойство конкурентного равновесия: 
1) алокативная эфф-ть 2) производственная эфф-ть 3) фирма получает Пнорм 4) Сумма излишка потреб и производ максимальна. 
Отличие практики от теории: 
1) в любой период и в любой отрасли входы и выходы из нее происходят одновременно 
2) даже в долгосрочн периоде многие фирмы получают П>Пнорм 
3) средний размер вступающих и уходищих фирм гораздо менше среднеотраслевого. На рынке работают фирмы разные по размеру 
Существует 2 модификации базовой модели соверш конкур: 
1) модель конкурентного отбора.Рассм вход на рынок 
2) модель моноп конкуренции. Рассм вопрос дифф прод
 
 

36. Рынок монополистической конкуренции: основные характеристики.

Рынок монопол конкуренции: 
1) модель конкурентного отбора.Рассм вход на рынок 
2) модель моноп конкуренции. Рассм вопрос дифф прод 
Признаки: продукт дифф, есть неценовая конкуренц, есть барьеры, но они преодалимы, есть влияние на цену, инфа вполне распростр, эффект масштаба и требуемый капитал невеликим. 
Дифф продукта приводит: широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции, вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но вмеру заменяемых рынков. 
Моноп конкуренция возникает в отрасли,где для пр-не не нужно создавать крупные предпр; в отраслях где возможно создание многих разновидностей товара; в отраслях, где права на исключ пр-во можно защищать с помощью авторских прав. Примеры: продукты питания, одежда, обувь, мебель 
Равновесная Р рынка моноп конкуренции > МС
 

37. Олигополия: основные характеристики.

1) Доминирование  на рынке небольшого количества  продавцов-олигополистов 
2) Очень высокие барьеры для вступления в отрасль 
3) Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию 
4)Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора 
5) Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов 
6)Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке 
7) В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %. 
Стратегии поведения фирм в условиях олигополии 
Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и  кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. 
Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. 
Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах. 
Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами. 
Сотрудничество с другими фирмами 
Некоторые олигополисты действуют согласно принципу «не имей ста рублей, а имей сто друзей». Таким образом, фирмы вступают в сотрудничества с конкурентами, такие как альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.
 

38. Современные концепции  олигополистического  взаимодействия. Модели  дуополии Курно,  Штакельберга, Бертрана, Эджуорта. 
Модель дуополии курно -
простая
модель олигополии, где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса.Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов (конкурента в случае дуополии) постоянным в течение заданного периода. Прибыли, получаемые каждой фирмой, выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции, но они ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом (см. рис. Д. 6). Но подобные договоренности обычно осуждаются и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной, то он увеличит сбыт и одержит победу в конкуренции. 
Модель Штакельберга 
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. 
В модели Курно суммарный выпуск для такой же функции спроса будет ниже, а цена соответственно выше, следовательно на уровне теоретических рассуждений можно предположить, что для общества в отраслях, где сложилась олигополия, выгодно выделение фирмы-лидера, обладающего значительной рыночной властью, так как существование примерно одинаковых по размерам и рыночной власти фирм (что предполагается в модели Курно) ведет к росту цены и сокращению выпуска. 
Модель Бертрана 
Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана. 
2 разумных исхода: кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей; конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

45. Интеграция: сущность, формы, виды.  
Формы смотри билет 40 
Виды: 
Способ включения в собственную структуру фирм, которые технологически связаны с нашей и выпускают продукцию либо начальных, либо конечных стадий единой технологической цепи получила название вертикальной интеграции.  
Различают интеграцию “назад”, когда фирма расширяет свой бизнес за счет, например, стадии производства сырья и интеграция “вперед”. В этом случае фирма стремится расширить свой бизнес за счет последующих стадий производства и сбыта.  
горизонтальную интеграцию предприятий, при которой объединяются предприятия одной отрасли 
Также выделяют круговую интеграцию, при которой объединяются предприятия разных отраслей, что снижает несистемные риски потери доходности. 
И Интеграцию предприятий, производящих дополняющие друг друга товары. 
Преимущества: 
-увеличение размеров рынка - проявление
эффекта масштаба производства
возрастает
конкуренция между фирмами; 
происходит обеспечение лучших условий торговли; 
распространение новейших технологий. 
Отрицательные последствия: 
для более отсталых фирм это приводит к оттоку ресурсов, идет перераспределение в пользу более сильных партнеров; 
олигопольный сговор, который способствует повышению цен на товары; 
эффект потерь от увеличения масштабов производства.
 

48. Вертикальные связи, вертикальные ограничения. Виды (примеры) вертикаль-

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"