Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 12 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

1-12.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

-экономически  эффективное использование средств  производства и рабочей силы для создания материальных благ;

-управление  процессом реализации товаров  и услуг;

-повышение  конкурентоспособности продукции  за счет внедрения достижений  научно-технического прогресса.

Функции:

1) Информационная – участники производства тех или иных товаров через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки получают объективную информацию о потребностях рынка, что позволяет предприятиям сверять свои возможности с потребностями рынка;

2) Посредническая – рынок дает информацию предприятию о возможности выбора оптимального поставщика или покупателя продукции с точки зрения цены, качества, сроков поставки и т. п;

3) Ценообразующая – на рынок поступает продукция на изготовление которой пошли определенные затраты, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты. Это означает, что между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях;

4) Регулирующая – заключается в стихийном установлении необходимых пропорций в структуре производства на основе соотношения спроса и предложения;

5) Санирующая – «лечение», «восстановление» за счет субсидий, кредитов, налогов, национализаций и т.п.

Классификация:

-по экономическому значению (потребительский рынок, рынок средств производства, рынок капитала, рынок труда, рынок земли, рынок информации);

-по соответствию правовым нормам (легальный, полулегальный, нелегальный);

-по объемам продаж (розничный и оптовый);

-по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой);

-по условиям конкурентности (свободный, монополистический, олигополистический, смешанный). 
 

7. Спрос, кривая  спроса, неценовые  факторы изменения  спроса.

Спрос – экономическая категория, отражающая общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.

Величина  спроса оценивается количеством  конкретной продукции, объем которой  может быть приобретен покупателем  по установленной цене.

Спрос отражает желание и возможность  приобрести товар.

В условиях рынка действует  закон спроса:

Величина  спроса на товар тем выше, при прочих равных условиях, чем ниже цена этого товара и наоборот. 

Она имеет  отрицательный наклон, что свидетельствует  о желании потребителей купить большее  количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f (P),

где QD — величина спроса (demand); Р — цена (price). 

Действие  закона спроса ограничено в следующих случаях:

1) При  ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым  повышением цен;

2) Для  некоторых специфичных видов  товаров (например, престижных), а  также товары, покупка которых  является средством накопления (золото, драгоценные камни);

3) При  переключении спроса на новые  и более качественные товары.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

-изменение доходов населения – при росте доходов у покупателей возникает желание покупать больше товаров вне зависимости от их цены;

-изменение структуры населения – например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары;

-изменение  цен на другие  товары – например, увеличение цены на говядину приводит к повышению спроса на свинину;

-изменение вкусов потребителей. 
 

8. Предложение, кривая  предложения, неценовые  факторы изменения  предложения. Равновесная  цена.

Предложение – количество товара, которое хотят и могут предложить на рынке продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения:

При прочих равных условиях количество предлагаемого  продавцами товара будет  тем выше, чем выше цена этого товара.

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы, продать производители по разным ценам в данный момент времени. 

Неценовые факторы изменения  предложения:

-изменение стоимости ресурсов;

-внедрение  новых технологий;

-налоговая  политика – например, направленная на  повышение ставки  налогов;

-рост  количества продавцов;

-форс-мажорные  обстоятельства. 

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

В точке  равновесия PE=PS=PD (где РE — равновесная цена; Ps — цена предложения; PD — цена спроса).

Это означает, что QE = QS = QD (где QE — равновесный объем; Qs — объем предложения; QD — объем спроса).

9. Эластичность спроса (по цене, доходу, перекрестная). Коэффициенты эластичности спроса.

Ценовая эластичность спроса показывает на сколько  процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Спрос называют эластичным, когда Е">1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Ер<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Ер = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = °°

Если  спрос по цене эластичный (Ер>1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR).

Если  спрос по цене неэластичен (ED< 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. 

Перекрестная  эластичность - эластичность спроса на одно благо относителъно цен на другое благо.

Если  Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),

если  Е°< 0взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем  выше степень заменяемости благ (в  крайнем случае, когда Е = + °°, перед  нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Ех = - °°, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости). 

Эластичность  спроса относительно дохода

Если  показатель отрицательный (Е1 < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром.

Если  показатель положителен (Еi > 0), благо является нормальным.

Если 0 < Ei < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

При Еi > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши).  

Положение, что для каждого блага с  эластичностью спроса по доходу, меньшей  единицы

(0 < Et< 1), должно существовать благо с Еi > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля. 
 
 

10. Эластичность предложения  (в кратко-, средне- и долгосрочном  периоде). Коэффициенты  эластичности предложения.

Эластичность  предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Ер = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.  
 

11. Полезность и предельная  полезность блага. Закон убывающей предельной полезности.

Полезность – способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей.

Предельная  полезность – прирост общей полезности при увеличении потребления товара на 1 единицу. 

Любому  бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) — TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно

уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда  предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо  полностью удовлетворяет потребность. 

Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

где MU — предельная полезность, она равна частной  производной общей  полезности данного  блага.

Критики теории полезности сформулировали еще  в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике —

наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Qj) велико, а цена (Pt) низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока.

Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов  — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности.

 
 

12. Кардиналистская  (количественная) теория  полезности. Условие  равновесия потребителя.

Кардиналисты (Джевонс, Менгер, Вальрас) исходили из возможности измерения полезности в гипотетических единицах – ютилах. Оценка полезности носила субъективный характер.

Кардиналистская теория предполагает:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"