Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на 12 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
-экономически
эффективное использование
-управление процессом реализации товаров и услуг;
-повышение
конкурентоспособности
Функции:
1) Информационная – участники производства тех или иных товаров через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки получают объективную информацию о потребностях рынка, что позволяет предприятиям сверять свои возможности с потребностями рынка;
2) Посредническая – рынок дает информацию предприятию о возможности выбора оптимального поставщика или покупателя продукции с точки зрения цены, качества, сроков поставки и т. п;
3) Ценообразующая – на рынок поступает продукция на изготовление которой пошли определенные затраты, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты. Это означает, что между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях;
4) Регулирующая – заключается в стихийном установлении необходимых пропорций в структуре производства на основе соотношения спроса и предложения;
5) Санирующая – «лечение», «восстановление» за счет субсидий, кредитов, налогов, национализаций и т.п.
Классификация:
-по экономическому значению (потребительский рынок, рынок средств производства, рынок капитала, рынок труда, рынок земли, рынок информации);
-по соответствию правовым нормам (легальный, полулегальный, нелегальный);
-по объемам продаж (розничный и оптовый);
-по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой);
-по
условиям конкурентности (свободный,
монополистический, олигополистический,
смешанный).
7. Спрос, кривая спроса, неценовые факторы изменения спроса.
Спрос – экономическая категория, отражающая общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.
Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной цене.
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар.
В условиях рынка действует закон спроса:
Величина
спроса на товар тем
выше, при прочих равных
условиях, чем ниже цена
этого товара и наоборот.
Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:
QD = f (P),
где QD
— величина спроса (demand);
Р — цена (price).
Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
1) При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2) Для некоторых специфичных видов товаров (например, престижных), а также товары, покупка которых является средством накопления (золото, драгоценные камни);
3) При переключении спроса на новые и более качественные товары.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
-изменение доходов населения – при росте доходов у покупателей возникает желание покупать больше товаров вне зависимости от их цены;
-изменение структуры населения – например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары;
-изменение цен на другие товары – например, увеличение цены на говядину приводит к повышению спроса на свинину;
-изменение
вкусов потребителей.
8. Предложение, кривая предложения, неценовые факторы изменения предложения. Равновесная цена.
Предложение – количество товара, которое хотят и могут предложить на рынке продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон предложения:
При прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара будет тем выше, чем выше цена этого товара.
Кривая предложения — кривая, которая
показывает, какое количество экономического
блага готовы, продать производители по
разным ценам в данный момент времени.
Неценовые факторы изменения предложения:
-изменение стоимости ресурсов;
-внедрение новых технологий;
-налоговая политика – например, направленная на повышение ставки налогов;
-рост количества продавцов;
-форс-мажорные
обстоятельства.
Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
В точке равновесия PE=PS=PD (где РE — равновесная цена; Ps — цена предложения; PD — цена спроса).
Это означает, что QE = QS = QD (где QE — равновесный объем; Qs — объем предложения; QD — объем спроса).
9. Эластичность спроса (по цене, доходу, перекрестная). Коэффициенты эластичности спроса.
Ценовая эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Спрос называют эластичным, когда Е">1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Ер<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Ер = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = °°
Если спрос по цене эластичный (Ер>1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR).
Если
спрос по цене неэластичен (ED<
1), то снижение цены приведет к падению
совокупной выручки.
Перекрестная эластичность - эластичность спроса на одно благо относителъно цен на другое благо.
Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),
если Е°< 0 — взаимодополняемые.
Чем больше
эластичность спроса на благо X, тем
выше степень заменяемости благ (в
крайнем случае, когда Е = + °°, перед
нами совершенные субституты) и, наоборот,
чем меньше эластичность, тем больше
взаимодополняемость (если Ех = - °°, то
мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
Эластичность спроса относительно дохода
Если показатель отрицательный (Е1 < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром.
Если показатель положителен (Еi > 0), благо является нормальным.
Если 0 < Ei < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).
При Еi
> 1 спрос на благо опережает рост доходов
и не имеет насыщения (предметы роскоши).
Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы
(0 < Et<
1), должно существовать благо с Еi
> 1 для конкретного потребителя, называется
законом Энгеля.
10. Эластичность предложения (в кратко-, средне- и долгосрочном периоде). Коэффициенты эластичности предложения.
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Ер = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
В условиях
длительного периода предложение почти
совершенно эластично, поэтому увеличение
спроса приводит к
значительному росту
предложения при постоянных ценах или
несущественном повышении цен.
11. Полезность и предельная полезность блага. Закон убывающей предельной полезности.
Полезность – способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей.
Предельная
полезность – прирост общей полезности
при увеличении потребления товара на
1 единицу.
Любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) — TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно
уменьшается.
Максимум удовлетворения общей полезности
достигается в точке А, когда
предельная полезность становится равной
нулю. Это и означает, что благо
полностью удовлетворяет
Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.
Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике —
наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Qj) велико, а цена (Pt) низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока.
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности.
12. Кардиналистская (количественная) теория полезности. Условие равновесия потребителя.
Кардиналисты (Джевонс, Менгер, Вальрас) исходили из возможности измерения полезности в гипотетических единицах – ютилах. Оценка полезности носила субъективный характер.
Кардиналистская теория предполагает: