Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "История экономике".
В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была провозглашена экономическая реформа, созвучная с реформой 1965 г., но в ряде аспектов более радикальная. Цель ее заключалась в переходе от административных к преимущественно экономическим методам руководства, к управлению интересами и через интересы. Ключевыми лозунгами стали расширение самостоятельности предприятий, переход их на хозрасчет, самофинансирование и «самоуправление». Эти идеи были заложены в Законе «О государственном предприятии», принятом 30 июня 1987 г., но вошедшем в силу для всех предприятий с 1989 г. Предприятия получили право самостоятельно планировать свою деятельность, основываясь на рекомендуемых, а не директивных заданиях, на контрактах с поставщиками и потребителями и на государственных заказах. Деятельность предприятия отныне должна была регулироваться не министерствами и ведомствами, а долгосрочными экономическими нормативами. Предприятия получили право заключения прямых договоров с другими предприятиями, а некоторые – вступать в контакт даже с иностранными фирмами.
Определенные преобразования были проведены и в сельском хозяйстве. Они сводились к перестройке системы управления, некоторому расширению самостоятельности колхозов и совхозов и внедрению арендных договоров, т.е. представлению крестьянским семьям права брать землю в аренду на длительный срок и распоряжаться произведенной продукцией. По сути, это была попытка создать «социалистическое», т.е. без внедрения частной собственности на землю, и подконтрольное государству фермерство. Однако эти меры не дали существенных результатов. Создание управленческой суперструктуры – Государственного агропромышленного комитета, объединившего целый ряд министерств и ведомств, ведавших отраслью, не дало существенного эффекта в решении сельскохозяйственных проблем и не позволило добиться реального повышения самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов. Крестьяне-арендаторы сталкивались с большими трудностями в финансировании, приобретении техники, с многочисленными бюрократическими преградами, а нередко и с враждебным отношением местных властей и даже односельчан. В итоге к лету 1991 г. хозяйства арендаторов охватывали лишь 2% земли и 3% поголовья скота.
В октябре 1989 г. созданная при Совете Министров СССР государственная комиссия по экономической реформе во главе с академиком А. Абалкиным представила программу, в которой сформулировала отказ от многих прежних догм: был признан приоритет рынка, над планом, необходимость свободных цен, конкуренции и конвертируемости валюты. Однако ее осуществление предполагало постепенность преобразований и политическую стабильность, что явно не отвечало сложившимся в стране условиям. В феврале 1990 г. появилась более радикальная «Программа 400 дней», разработанная Г. Явлинским, М. Задорновым и А. Михайловым. Исходя из опыта польской «шоковой терапии», авторы предусматривали переход к рынку за 400 дней путем массовой приватизации, немедленной либерализации цен и т.д. Летом эта программа, переработанная в «500 дней», оказалась в центре политических событий.
В январе 1991 г. новый премьер B.C. Павлов неожиданно провел денежную реформу – обмен 50- и 100-рублевых купюр. Однако конфискационный эффект реформы оказался невелик (поскольку срок обмена купюр был продлен), а доверию к власти был нанесен мощный удар. В январе была отпущена большая часть оптовых цен, а в апреле 1991 г. правительство решилось, наконец, поднять цены на потребительские товары. Но и здесь эффект был невелик и к тому же полностью нейтрализован масштабными увеличениями дотаций, зарплат и социальных выплат. В политической сфере этому соответствовал консервативный курс, включавший попытку силой подавить движение за независимость союзных республик. Однако кровавые события в Вильнюсе в январе 1991 г. имели обратный эффект и побудили Горбачева отказаться от силовых действий.
59. Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики в конце XX- начале XXI вв.
Глобализация – процессы глубинных перемен всемирного характера, связанные с развитием постиндустриального общества. В основу трактовок сути данного процесса заложена идея об универсальности процессов развития на основе достижений НТР и либерализации хозяйственных отношений, захвативших все страны мира во второй половине 20 в.
Результатом глобализации должно стать – формирование новой глобальной цивилизации.
Процесс глобализации вызывает
обострение проблем и противоречий как
внутри, так и между существующими социально-
Отличительные свойства глобальных проблем:
• Всеохватывающий характер;
• Теснейшее переплетение и невозможность их решения по отдельности в рамках какой-либо одной страны или региона.
К глобальным проблемам относятся:
• Предотвращение мировой войны и использованием оружия массового уничтожения. Несмотря на достижения последних лет, военная конфронтация остается серьёзнейшим фактором, влияющим на развитие глобальных кризисных явлений. Сама по себе конфронтация существенно ослабляет интеграционные тенденции и затрудняет осознание глобального характера проблемы.
• Проблема ресурсного истощения. К концу 20 в. Человечество столкнулось с энергетическим, сырьевым кризисами, с тенденцией резкого сокращения невозобновляемых природных запасов, с нарастающей непригодностью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.
• Демографическая проблема. Наиболее ярко проявляется в странах «третьего мира». Т.к. данные страны находятся в состоянии нищеты, голода и эпидемии и одновременно имеют исключительно высокий темп роста населения. Например, за последние 30 лет, численность роста в Европе и Америке увеличилась на 43%, в то время как в развивающихся странах прирост населения увеличился в 2, 2 раза.
• Разрыв в уровнях развития, уровнях и качестве жизни стран «золотого миллиарда» и развивающихся стран. Отстающие страны становятся очагом нестабильности. Не решив их проблемы, невозможно решать и остальные глобальные противоречия.
60. Экономика Российской федерации в 1990-2000-е гг.
В октябре 1991 г. Б.Н.Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ, которое должно было провести правительство во главе с Е.Т.Гайдаром. Предпосылками реформы являются крушение прежней системы управления экономикой, разрыв хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, углубление бюджетного кризиса, инфляция, конфликтная внутриполитическая ситуация и т.д., что по мнению реформаторов грозило коллапсом. В ходе реформы были осуществлены:
• либерализация цен,
• сокращение денежной эмиссии,
• приватизация.
Либерализация цен осуществлялась в начале 1992 г. и должна была решить следующие задачи:уменьшить финансовую несбалансированность;
• ликвидировать "денежный навес";
• создать условия для более рационального распределения производственных ресурсов;
• запустить механизм конкуренции в среде производителей;
• устранить дефицит на рынке потребительских товаров.
Либерализация привела к обвальному росту цен, что способствовало сокращению покупательского спроса населения и устранило его ажиотажный характер. Либерализация внешнеторгового режима способствовала притоку иностранных товаров на российский рынок, что, с одной стороны, вело к его насыщению, с другой - выталкивало отечественные товары. Была решена неотложная задача стабилизации потребительского рынка. Однако из-за либерализации возник ряд острых проблем: обвальное сокращение производственных показателей во всех отраслях народного хозяйства, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, лишившегося накопленных средств и страдающего из-за возникшего несоответствия уровня текущих доходов и галопирующих цен.
Сокращение денежной эмиссии должно было сдержать уровень инфляции, рост цен, способствовать оздоровлению финансовой системы, приручить гос. предприятия к более рациональному расходованию средств. Эмиссионная политика государства помогла устранить "денежный навес", угрозу инфляции, что благотворно сказалось и на стабилизации потребительского рынка. Однако к весне 1992 г.. на первое место выдвинулась проблема неплатежей между предприятиями, грозившая парализовать хозяйство страны потому, что снизились налоговые поступления с предприятий и уровень покупательского спроса населения, не получавшего в срок зарплаты, пенсий и т.д.
В декабре 1991 г. был подписан президентский указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". Приватизация проводилась с июля 1992 по октябрь 1994г. и представляла собой внеэкономический, волевой акт. При этом был выбран путь бесплатной, неименной, чековой приватизации, проводилось акционирование гос. промышленных предприятий, акции которых распределялись между их работниками и государством. К последствиям ваучерной приватизации можно отнести формирование новых групп собственников, среди которых приоритет принадлежал инсайдерам (т.е. внутренним акционерам). Со второй половины 1994 года начался новый этап денежной приватизации, в ходе которого решалась задача перераспределения прав собственности после массовой приватизации. В это время произошло формирование олигархической структуры народного хозяйства, резко возросла криминализация сферы хозяйственных отношений, а значительная часть субъектов хозяйства стала попадать в собственность криминальных элементов или под их контроль. Целью денежного этапа приватизации являлось привлечение инвестиций в экономику и пополнение доходов федерального бюджета. В 1997-1998 гг. процесс приватизации крупной собственности был подчинен задаче укрепления позиций федерального центра в условиях самостоятельности регионов.
Дефолт 1998. В 1998 году произошел спад производства, затронувший все секторы промышленности (но динамика спада отличалась во всех отраслях). Произошло сокращение реальных доходов населения за период 1992-1997 гг. приблизительно на 43% наряду с углублением социальной и имущественной дифференциации общества, что выражалось в хроническом росте доли населения, живущего за чертой бедности. Признаки кризиса стали нарастать еще с середины 1990-х гг.. Его причины следует искать в особенностях экономики переходного периода, а также в непоследовательности политики реформ. За годы реформ произошло существенное общее падение производства, что не замедлило сказаться на сокращении налоговых поступлений в бюджет и вызвало рост бюджетного дефицита. На развитие кризисной ситуации оказали воздействие неблагоприятная внешняя конъюнктура (падение мировых цен на энергоносители), обострение внутренней ситуации (первая война в Чечне) и ряд других причин, углубивших бюджетный кризис. Высокая степень неопределенности, хозяйственного и политического рисков в сочетании с узкоэгоистическими интересами и криминальной направленностью отечественных субъектов фондового рынка определила в целом его спекулятивный характер. Это и привело к кризису фондового рынка, крушению пирамиды государственных казначейских обязательств и облигаций федерального займа, повлекло за собой обрушение валютного рынка и кризис кредитно-финансовой сферы. В результате дефолта повторилась ситуация "шоковой терапии" и либерализации цен. Значительная часть населения, имевшая вклады в коммерческих банках, лишилась сбережений. Кроме того, цены на рынке потребительских товаров выросли в 3-4 раза.
Кризис 1998 г. выявил порочность упования исключительно на монетарные методы реформирования, заставил несколько скорректировать курс преобразований. Также стало расти производство в ряде отечественных отраслей хозяйства, оказавшихся временно в благоприятных условиях ослаблению уровня конкуренции с импортными товарами.
Экономическая политика государства после кризиса проводится с учетом имеющегося негативного опыта. Одной из важных составляющих нынешней политики является стремление к предотвращению дальнейшего распада страны, сокращения хозяйственных связей между субъектами РФ посредством бюджетной политики государства. Сейчас происходит постепенное возвращение к генетическому взгляду на хозяйственный процесс, к недискретному пониманию логики его развития на основе отхода от слепого копирования "передового опыта" стран-лидеров. Это выражается в переходе от решения сиюминутных задач, к формированию хозяйственной политики, рассчитанной на среднюю и дальнюю перспективу. В стране существует стратегия инновационного развития национального хозяйства, которая предполагает его кардинальную реконструкцию на основе широкого внедрения достижений науки. В условиях благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и сырья России удалось за последнее десятилетие подвести необходимую финансовую основу под программу кардинальной модернизации экономики и социальной сферы в виде фонда развития, резервного фонда, постоянного бюджетного профицита. Важной составляющей современной российской экономики является ее уверенная интеграция в мировые хозяйственные отношения. При этом важным направлением внешнеэкономической политики стало отстаивание национальных интересов, выражающееся в укреплении валютно-финансовой системы, попытках освобождения от импортной зависимости и др., наряду с созданием необходимых условий для притока иностранных инвестиций, укреплением интеграционных тенденций, кооперативных связей как с партнерами по СНГ, так и со странами "дальнего зарубежья".