Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Примеры наступления и разрешения в мировой истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Резкие изменения совокупного спроса и предложения - шоки - приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………
1 Совокупный спрос и совокупное предложение……………………………….…
Содержание макроэкономического равновесия. Общее и
частичное равновесие………..……………………………………………………..
Совокупный спрос и совокупное предложение………………………………
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.
Модель AD-AS………………………………………………………………………
Шоки совокупного спроса и совокупного предложения….…………………….
Классификация макроэкономических шоков…………..…………………….
Шоки совокупного спроса………...………………………………………….
2.3 Шоки совокупного предложения…………………………….………………
3 Примеры наступления и разрешения шоков спроса и предложения в мировой истории…………………………………………………………………………………..
3.1 Нефтяные шоки 1970-х годов как пример из мировой истории ………….
3.2 Мировые реалии сегодняшнего дня ………...………...................................
3.3 Белорусский ракурс……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 108.21 Кб (Скачать)

 

1.2 Совокупный спрос и совокупное предложение

1.2.1 Совокупный спрос

Издавна замечено, что количество благ, которое  покупатели запрашивают у продавцов  для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса - это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют на изменения  цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит  в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление  закона спроса связано с рядом  важных обстоятельств. Подавляющее  большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах. [3, с. 112]

Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять:

- доходы  покупателей;

- цены на дополняющие или заменяющие товары;

- ожидания относительно динамики цен в будущем;

- численность и возраст покупателей;

- привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

Кроме того, на спрос могут влиять и  некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность  распределения доходов, реклама  и др.).

Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объемы товаров и услуг (т.е. реальный объем производства ), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями  на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта:

  1. домохозяйтсва;
  2. фирмы;
  3. государство;
  4. заграница.

Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объем больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

- доход  от участия в производстве;

- налоги  и трансфертные платежи;

- размер  имущества;

- доход с имущества;

- степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества;

- численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие  «располагаемый доход». Два последних  в коротком периоде являются экзогенными  параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции  спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется функцией потребления.

Отличительной особенностью совокупного спроса выступает  то, что при его анализе цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар. Поэтому  приходится использовать понятие «уровень совокупной цены». В качестве такого уровня чаще всего используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на конечную продукцию.

Следует отметить, что уровень цен влияет на объем совокупного спроса по трем основным направлениям. В зависимости от этого выделяют три эффекта:

а) эффект реального богатства;

б) эффект процентной ставки;

в) эффект импортных закупок.

Эффект  реального богатства состоит  в том, что с понижением уровня цен увеличивается покупательная  способность денежных доходов, сбережений и других финансовых активов. Следовательно появляется возможность увеличить объем платежеспособного спроса. Изменение благосостояния вызывает изменение потребительских расходов. Для иллюстрации воспользуемся уравнением (1.1):

 

                                                       M×V=P×Y,                                              (1.1)

 

где  М – количество денег, находящееся  в обращении;

V – скорость оборота денег;

P – уровень цен в национальной экономике (индекс цен);

Y – объем совокупного спроса или реальный (физический) объем ВВП.

Получается, что в случае закрытой экономики  объем совокупного спроса прямо  пропорционален массе обернувшихся денег и обратно пропорционален уровню цен, что можно отразить уравнением (1.2):

 

                                                                                                      (1.2)

 

Эффект  процентной ставки показывает, что  уровень цен влияет на объем производства и через процентную ставку. Так  повышение уровня цен при неизменной денежной массе повышает спрос на наличные деньги для совершения покупок. Это уменьшает денежные ресурсы  банковской системы и ведет к повышению процентной ставки (цены денег). Сокращение ресурсной базы и ее удорожание автоматически ведет к удорожанию кредитных ресурсов, что сокращает размеры банковского кредитования и объем выпуска. [4, c. 236]

Кроме того повышение процентной ставки вслед  за повышением уровня цен делает потребительский  кредит менее привлекательным для  сектора домашних хозяйств. Как следствие  сокращается спрос населения  на потребительские товары и это  вновь отрицательно сказывается  на объеме выпуска. Можно сделать  вывод о том, что более высокому уровню цен будет всегда соответствовать  меньший объём реального ВВП  и наоборот.

Эффект  импортных закупок возникает  в том случае, когда на внутреннем национальном рынке у покупателя есть возможность выбора между отечественными и импортными товарами. Повышение цен на внутреннем рынке ведёт к тому, что у импортеров появляется возможность поставлять товары по более низким ценам, но получать больше выручки в долларовом эквиваленте. А уменьшение совокупного спроса на отечественные товары и наращивание импорта в свою очередь ведет к сокращению объема реального ВВП.

Все вышеперечисленные факторы являются ценовыми. Изменение ценовых факторов графически изображается движением по кривой совокупного спроса.

Кроме вышеперечисленных ценовых выделяют еще и неценовые факторы, которые оказывают заметное влияние на объем совокупного спроса. К ним можно отнести следующие:

1 Изменения  в потребительских расходах:

а) благосостояние потребителя;

б) ожидания потребителя;

в) задолженность потребителя;

г) налоги;

2 Изменения в инвестиционных расходах:

а) процентные ставки;

б) ожидаемые прибыли от инвестиций;

в) налоги с предприятий;

д) избыточные мощности;

3 Изменения  в государственных расходах;

4 Изменения в расходах на чистый объем экспорта:

а) Национальный доход в зарубежных странах;

б) Валютные курсы.

Неценовые факторы смещают кривую AD либо вправо и вверх, когда совокупный спрос  увеличивается (рис.1.2), либо влево и вниз, когда он уменьшается.

Графическое изображение кривой совокупного  спроса и пример ее сдвига вправо и вверх представлены на рисунке (1.2).


 

 

 

 

 

 

 


 




 

Рисунок 1.2 – Кривая совокупного спроса и сдвиг вправо и вверх

 

Предположим,  что домохозяйства, и  предприятия  решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объём продукции при данном уровне цен, в результате чего кривая совокупного спроса сместится вправо. Они могут принять такое решение по целому ряду возможных причин, перечисленных в списке неценовых факторов совокупного спроса.

Предложение, повышение цен на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение. Недавно возникший фактор, который периодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, - колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит, предположим, что цена иностранной валюты по отношению к белорусскому рублю упала, то есть стоимость рубля повысилась. Это даст возможность белорусским фирмам получить больше иностранной валюты за каждый белорусский рубль.

Это означает, что для белорусских производителей цена на импортные ресурсы, выраженная в белорусских рублях, упадет. При этих условиях следует ожидать, что белорусские фирмы увеличат импорт зарубежных  ресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения в Беларуси вправо.

И, наоборот, в случае увеличения цены на иностранную  валюту по отношению к рублю, то есть обесценивание рубля, к чему мы пришли в настоящее время, цены на импортные ресурсы повысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержки на единицу продукции  взлетят вверх и кривая совокупного предложения сместится влево.

 

1.2.2 Совокупное предложение

Предложение на товарном рынке отражает зависимость  между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях  цен. Строго говоря, предложение позволяет  ответить на два вопроса: «Какова  будет величина предложения при  различных уровнях цен?» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?».

Допустим, что рынок характеризуется неизменностью  всех факторов, кроме цены. Тогда, как  свидетельствует опыт, рост цен будет  вызывать увеличение предлагаемых к  продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен - их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют  на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден - чтобы заработать себе на жизнь.

Действительно, изготовление любого блага требует  затраты различных ресурсов. Все  эти ресурсы, как правило, могут  быть получены только путем их покупки  на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму  денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей  суммы затрат на изготовление этого  товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения - затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному  изменяются в зависимости от масштабов  производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы:

- постоянные  затраты;

- переменные затраты.

Постоянные  затраты - это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные  затрать - это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. [5, c.154]

Для чего нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Потому, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

Средние затраты - это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

Предельные (маржинальные) затраты - это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного предложения.

Совокупное предложение - это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

Графическое отображение кривой совокупного  предложения представлено на рисунке (1.3).

Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение  уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВВП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы.

 





 

 


 



 


Информация о работе Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Примеры наступления и разрешения в мировой истории