Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:47, курс лекций
Сводная таблица различных школ экономики.
Школа, деятели |
Предмет |
Меркантилизм (15-18 вв) |
Основные положения: 1) всестороннее ограничение импорта товаров (установление высоких цен на импортируемые товары); 2) вывоз золота и серера из страны карался суровыми наказаниями; 3) в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, а сумму, вырученную за товар, необходимо было тратить на покупку местных товаров; 4)главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса. Главная идея- накопление денег в стране. |
Физиократы Основал: Франсуа Кёне около 1750г. |
Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. |
Классическая школа (18в – 30е годы 19в) Представители: У.Петти, П.Буагильбера, А.Смит, Д.Рикардо |
Стоимость товара создаётся
трудом независимо от отрасли производства.
Заключённый в товарах труд является
основой для обмена. Цена товара
определяется затратами труда на
его производство, а также соотношением
спроса и предложения товара. А. Смит
дал развёрнутый анализ основных
доходов общества, - прибыли, заработной
платы и земельной ренты, - и
определил стоимость |
Марксизм Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Карл Каутский, Роза Люксембург, Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов |
Теория прибавочной стоимости полагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения, а определяется количеством вложенного труда. Продуктом и, можно сказать, итогом марксизма является коммунизм. Это и часть марксизма, ибо коммунизм, социализм является учением, наукой, и практическое общественное, революционное движение, практика созидательного воплощения теоретического замысла и теоретических положений в реальную земную действительность. |
Неоклассика (возникла в 1870гг) Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу |
Экономисты неоклассического
направления разработали теорию
предельной полезности и теорию предельной
производительности, теорию общего экономического
равновесия, согласно которой механизм
свободной конкуренции и |
Кейнсианство (начало 20в) Представители: Джон Мейнард Кейнс, Роберт Скидельски |
Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. |
Монетаризм (середина 20в) Представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер |
Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Ключевые положения: спрос на деньги и предложение денег, монетарное правило, монетаристская концепция инфляции, естественная норма безработицы, гипотеза постоянного дохода |
Институцианализм Представители: Торстейн Веблен — основоположник, Джон Коммонс, Генри Адамс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэсли Клэр, Гэлбрейт, Джон Кеннет |
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы. |
Экономические школы.