Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:58, контрольная работа
Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и.т.п.).
Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию».
Ф.Кенэ принадлежит первое
в истории экономической мысли
достаточно глубокое теоретическое
обоснование положений о
Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание
на сфере производства. В этом его
«классицизм». Но величайшей заслугой
этого ученого было то, что он
рассматривал производство не как единовременный
акт, а как постоянно возобновляемый
процесс, т.е. как воспроизводство. Сам
термин «воспроизводство» введен в
науку Ф.Кенэ. Более того, воспроизводственный
процесс впервые в истории
показан исследователем на макроэкономическом
уровне, как некий общественный феномен,
как беспрерывный обмен веществ
в общественном организме. Нет ни
малейшего преувеличения в
Ф. Кенэ создал первую модель
движения товарных и денежных потоков
в обществе, определил условия
реализации общественного продукта,
показал теоретическую
2.3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ.
Анн Роберт Жак Тюрго, родился в 1727 году в Париже. Получил духовное образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат А.Тюрго неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви, не желая, по его словам, «всю жизнь носить маску на лице», и перешел на государственную службу.
Уже в начале своей служебной
карьеры в магистратуре Парижа А.Тюрго
более всего интересовался
Очередным служебным назначением
А.Тюрго в 1761 г. был утвержден в
должности интенданта (губернатора)
в Лиможе (центр провинции Лимузен),
которую занимал почти 13 лет. Представляя
центральную власть в отдаленной
провинции, он ведает хозяйственными вопросами,
в том числе системой взимания
налогов. Именно в лиможский период
жизни А.Тюрго написал свое главное
экономическое сочинение «
В 1774 г. А.Тюрго получил последнее в своей служебной карьере назначение, когда вступивший на престол Людовик XVI выделил ему пост морского министра, а через несколько недель перевел на должность генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов - важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства.
За 18 месяцев пребывания в
должности генерального контролера
финансов А.Тюрго хотя и не добился
сокращения государственных расходов,
но смог провести ряд указов и законопроектов
(эдикты), открывавших возможность
для всемерной либерализации
экономики страны. Однако каждое его
реформаторское нововведение наталкивалось
на ожесточенное сопротивление парламента,
находившегося под явным
Главными достижениями Тюрго
в качестве министра в период реформ
явились: введение свободной торговли
зерном и мукой внутри страны; свободный
ввоз и беспошлинный вывоз зерна
из королевства; замена натуральной
дорожной повинности денежной поземельной
податью; упразднение ремесленных
цехов и гильдий, тормозивших
рост предпринимательства в
А.Тюрго не считал себя ни
учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая
какую-либо свою причастность к «секте»,
как он выразился, физиократов. Тем
не менее, творческое наследие и практические
дела свидетельствуют о его
Так, еще в 1749 г. будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав «Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах», А.Тюрго предвосхитил идеи, «классически» изложенные спустя почти 30 лет самим Адамом Смитом. В частности, в «Письме» он вопрошал к Джону Ло: «Не позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается?»
А.Тюрго с пониманием сути проблемы аргументирует положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.
После смерти своего друга
В.ГурнэА.Тюрго опубликовал
Подобно физиократам, А.Тюрго утверждал: «Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца - единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства». Критикуя меркантилистов, к «богатству нации» А.Тюрго одновременно относит, прежде всего, земли и получаемый с них «чистый доход», поскольку, на его взгляд, «хотя деньги и составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги как таковые составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов», а «...роскошь непрерывно ведет к их уничтожению».
В определении сущности и
величины заработной платы рабочих
А.Тюрго не расходится ни с У.Петти,
ни с Ф.Кенэ, как и они считая
ее результатом «от продажи своего
труда другим» и полагая, что
она «ограничена необходимым
минимумом для его
А.Тюрго, разделяя взгляды Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственников земля. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».
Деньги А.Тюрго рассматривает по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, имея в виду, что «особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой», ибо они «по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона» По его убеждению, деньги, т.е. «золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию».
Серьезное внимание уделил А.Тюрго
исследованию природы происхождения
ссудного (денежного) процента, осуждая
предрассудки моралистов, прибегающих
к словам из Евангелия: «Взаймы давайте,
не ожидая ничего». Он утверждает, что
в течение времени займа
В связи с изучением механизма формирования цен на рынке А.Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику... это тот минимум, ниже которого она не может опуститься». При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки при приобретении товаров».
По сравнению с Кенэ, у Тюрго физиократическая система приняла более развитый характер. Для Тюрго характерно наличие элементов более глубокого, чем у Кенэ, анализа капиталистических отношений.
Развивая учение Кенэ о
классах, Тюрго как внутри промышленного
класса, так и среди земледельческого
класса различает предпринимателей-
Анализируя земледельческие
предприятия, Тюрго утверждает, что
они могут приносить прибыль
лишь в результате крупных затрат.
Владельцы значительных капиталов,
с целью извлечения дохода через
обработку земли, вступают в арендные
отношения с землевладельцами. По
аналогии с фабрикантами эти предприниматели-
«1) прибыль, равную доходу, который они могли бы получить со своим капиталом без всякого труда,
2) заработную плату, цену
их труда, их риска, их
3) некоторую сумму, из
которой они могли бы
Все это, по мнению Тюрго, должно быть вычтено из «цены продуктов земли». Избыток над указанными рубриками достается землевладельцу за предоставление права пользования землей. «Это - арендная плата, доход собственника, чистый продукт, ибо все то, что земля производит для возмещения авансов всякого рода и прибылей того, кто делает эти авансы, не может рассматриваться как доход, но только как возмещение издержек по возделыванию земли; ведь если бы земледелец не выручал этих издержек возмещения, он не стал бы затрачивать свои средства и свой труд на обработку чужих полей».
Анализируя заработную плату, Тюрго с большой решительностью подчеркивает ее тяготение к физиологическому минимуму получаемых рабочим жизненных средств. Тюрго утверждает, что рабочие вынуждены понижать цену своего труда, ибо, «имея выбор между значительным количеством работников, наниматель предпочитает того, кто соглашается работать за низкую цену». Ввиду наличия соперничества среди рабочих заработная плата рабочего ограничивается тем, что ему, безусловно, необходимо для существования.
Заслугой Тюрго является
глубокое понимание им вопроса о
генезисе наемного труда. Образование
класса наемных рабочих, как в
промышленности, так и в земледелии
Тюрго объяснял отделением рабочего
от условий труда, противостоящих ему
как чуждая частная собственность
противоположного класса. Освобождение
рабочего от средств производства создает
для него необходимость безвозмездно
отдавать избыток, превышающий получаемую
им заработную плату. Минимум необходимых
жизненных средств, к которому тяготеет
получаемая рабочим заработная плата,
становится, таким образом, законом,
который регулирует обмен между
рабочим и собственником
Из приведенных выше высказываний Тюрго видно, что, в отличие от традиционных воззрений физиократов, он выделяет прибыль на капитал в качестве особого вида дохода, в качестве самостоятельной экономической категории. Вместе с тем, рассматривая труд земледельца в качестве единственного вида труда, который производит больше того, что, составляет оплату труда, Тюрго видел в прибыли лишь часть «чистого» продукта, часть ренты.