Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 10:34, реферат
Сегодня наблюдается бурный рост глобальной информационной сети Интернет, повышение уровня компьютерной грамотности широких слоев населения, повсеместное распространение новейших доступных средств связи, телекоммуникаций, компьютерной техники, а также активное распространение высокоэффективных методов обмена информацией через электронные сети глобального охвата. Все это продиктовано необходимостью более интенсивного и качественного информационного взаимодействия между государством, домохозяйствами и хозяйствующими субъектами.
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
В настоящее время информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) широко используются в экономике различных стран. Это дает возможность существенно улучшить социально-экономическое положение населения, а также способствует обеспечению стабильного экономического роста.
Сегодня наблюдается
бурный рост глобальной информационной
сети Интернет, повышение уровня компьютерной
грамотности широких слоев
Рассматривая
сетевую экономику как форму
организации экономической
Повышение уровня информатизации происходит тогда, когда ИКТ становятся доступными для всех секторов экономики. Уровень информатизации общества является индикатором развития сетевой экономики.
В настоящее время развитие сетевой экономики на территории Российской Федерации, за исключением некоторых крупных городов, происходит спонтанно и непланомерно. Вследствие этого в едином экономическом пространстве страны наблюдается усиление неравномерного регионального развития. Для России, где на две трети ее огромной территории слабо развита инфраструктура (транспортная, информационная и др.), важное значение имеет формирование и быстрое становление сетевой экономики, способствующей дальнейшему развитию и размещению производительных сил, а также выравниванию темпов экономического развития в регионах. Распространение сетевой экономики на всем экономическом пространстве требует выработки адаптированной к условиям России государственной концепции развития. Последнее требует серьезных инвестиций и эффективную государственную поддержку.
Многие страны уже давно вступили на этот путь. Сегодня доля ИКТ в ВВП таких стран, как: Южная Корея, Финляндия, Канада, Япония, Дания, Швеция составляет более 12 %, в то время как в России по разным оценкам этот показатель составляет менее 2%.2 Оборот электронного бизнеса, как главной составляющей сетевой экономики, в странах ЕС достиг более 90 тыс. долл. США на душу населения в год, в то время как в России этот показатель составляет 750 долл. За предыдущий год инвестиции предприятий в ИКТ в США составили более 580 млрд. долл. в год, в странах Юго-Восточной Азии - 387 млрд. долл., а в России - 12 млрд. долл. Объем рынка ИКТ в США в 2003 г. составил 965 млрд. долл., в EC - 670 млрд. долл., а в России за 2007 г. этот показатель достиг 17,6 млрд. долл. Уровень проникновения Интернета в России достиг 22,8 %, а в развитых странах - более 90 %. Уровень информатизации экономики таких стран, как: Германия, Норвегия, Исландия, США, Малайзия по различным оценкам достиг более 89 %. В России сегодня нет даже методики объективной оценки уровня информатизации общества.
Сегодня в масштабе общества развитие сетевой экономики происходит преимущественно вокруг или за счет крупных компаний, и это происходит под давлением необходимости, хотя имеются государственные программы развития сетевой экономики (например, ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.»), но они пока малодейственны.
В настоящее время практическое развитие сетевой экономики опережает ее теоретические проработки. Так, например, до сих пор среди ученых имеются различные трактовки термина «сетевая экономика».
В специальной
экономической литературе до сих
пор не исследованы различные
аспекты проблемы развития сетевой
формы деятельности, основанной на
новейших средствах и методах. В
частности, остается открытым вопрос о
степени влияния электронно-
Таким образом,
ИКТ постепенно встраиваются в хозяйственную
деятельность экономических субъектов.
Логично предположить, что сетевая
экономика является механизмом встроенным
внутрь традиционно сложившейся
социально-экономической
Экономического роста можно добиться различными путями, в том числе за счет увеличения производительности труда и более эффективного использования ресурсов (факторов производства). Исследования показывают, что в настоящее время рост производительности труда во многом обусловлен повсеместным внедрением ИКТ в процессы хозяйственной деятельности. Также рост экономики происходит за счет оптимизации использования ресурсов (в т.ч. информационных) в результате встраивания механизма сетевой экономки практически во все хозяйственные процессы. В развитых странах в период 1970-2008 гг. использование ИКТ в различных отраслях экономики добавили от 25 % до 85 % прироста ВВП. Таким образом, можно предположить, что сегодня сетевая экономика во многих развитых странах является фактически главным фактором, определяющим темпы экономического роста.
Комплексный анализ позволил определить основные параметры сетевой экономики как системы (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристики параметров сетевой экономики
|
Окончание таблицы 1
|
Современная экономика
изобилует рынками. Производители
ищут ресурсы (сырье, труд и деньги),
чтобы купить их и превратить в
товары и услуги, потом продать
потребителям. Потребители продают
свой труд и получают денежный доход,
из которого расплачиваются за товары
и услуги. Правительство собирает
доход от налогов, чтобы купить ресурсы;
производители и посредники на рынках
используют эти товары и услуги,
чтобы удовлетворять
Конкурентное преимущество субъекты рынка могут получить образовав цепочку поставок (называемую также ценностной цепочкой). Продуманный менеджмент такой цепочки, полная согласованность действий поставщиков, участвующих в создании и реализации товаров или услуг, обеспечивает хорошо налаженное взаимодействие между предприятиями. Этот процесс взаимодействия затрагивает отношения по направлению как вверх - между компанией и ее поставщиками, так и вниз - с конечными потребителями. Эффективный менеджмент цепочки поставок позволяет сохранить конкурентное преимущество в бизнесе, если увеличить инновационный вклад, снизить цены, принять меры, устраняющие противоречия внутри цепочки и улучшающие связи между ее звеньями.
Более глубокому пониманию маркетинга может способствовать определение некоторых ключевых позиций, подсказанных новой экономикой. Традиционно рынок был местом, где покупатели и продавцы собирались, чтобы обменять товары. Экономисты теперь описывают рынок как группу покупателей и продавцов, которые обмениваются определенной продукцией или классом продуктов (например, товарами для дома или зерном).
Продавцы и покупатели вовлечены в четыре потока (рисунок 3). Продавцы отправляют товары, услуги и средства коммуникации (реклама, почтовая рассылка и т.п.) на рынок; возвращаются к ним деньги и информация (положение на рынке, продажная дата и т.п.). Внутренние потоки показывают обмен денег на товары и услуги; внешние - информацию.
Сегодня рынок
как место и рынок как
1. удобство пользования (кибер-магазин никогда не закрывается);
2. экономия на расходах (предприятия могут находиться в непосредственном контакте с поставщиками, производствами, дистрибьюторами и клиентами, а клиенты могут разгуливать по web-сайту в поисках самых низких цен. Возможность выбирать - также преимущество, которое дает размытость географических границ, когда для компании открыты все рынки мира);
3. персонализация
(продавцы могут ориентировать
продажи, партии продаж
4. информация (всякий раз потребитель, получая сообщение на web-сайте, делает доступной для компании ценную аналитическую информацию о рынке).
Существует теоретическая
модель взаимодействия агентов в
среде сетевой экономики, включающая
четыре элемента - «4I» (interest, investment, innovation,
integration - интерес, инвестиции, инновации,
интеграция). Эти элементы суть развития
сетевых отношений компании и
менеджмента. Интерес
выражает способность корпорации работать
в Интернете. Инвестиции
подразумевают финансовый источник и
готовность вкладывать капитал. Интеграция
подчеркивает характеристики компании,
предполагающие объединение и суверенитет
участников кооперации.
Интеллектуальные
сети ориентированы на комплексное
использование методов создания
и продвижения инновационного товара,
оперативное его изменения
Информация о работе Сетевая экономика в России: основы формирования и развития