Сельскохозяйственный производственный кооператив

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.

Содержание

Законодательная база предпринимательства…….………………………3
Общие положения СПК………………………..………………………….4

3.Особенности организационно-правовой формы производственного кооператива………………………………………………………………………..6

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

спк.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ  ВПО «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «Экономика и внешнеэкономическая деятельность» 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А Т

      Дисциплина: Организация предпринимательской деятельности 
 

На  тему: «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    ВЫПОЛНИЛ: студент группы ЭК-52

                                                                                                  ПЕШКОВА  Е.А.

                                                      ПРОВЕРИЛ: старший преподаватель

                                                                                             ДУГИНА Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОЛГОГРАД 2009 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Законодательная база предпринимательства…….………………………3
  2. Общие положения СПК………………………..………………………….4

     3.Особенности организационно-правовой формы производственного кооператива………………………………………………………………………..6        

    Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Законодательная база предпринимательства.

          Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство. 
        Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую базу предпринимательства России. Основные понятия, которые необходимо знать каждому предпринимателю: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительные документы и др.  
Юридическое лицо - организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 
        Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. В ГК систематизированы и приведены в соответствии с
Конституцией РФ положения о праве собственности. В РФ признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

       Существующие и действующие в экономике предприятия достаточно разнообразны с точки зрения организационно-правового устройства, масштабности, профиля деятельности. Однако при всем кажущемся многообразии возможных видов они подразделяются на упорядоченные группы, типы, для которых выработаны вполне определенные нормы хозяйственного законодательства, регламентирующие их деятельность.

    Предпринимательское право допускает существование целого спектра форм предприятий. Наряду с индивидуальным предпринимательством Российское законодательство признает такие формы, как коммерческие организации в виде хозяйственных товариществ (полных и коммандитных), обществ (с ограниченной ответственностью, акционерных), производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

    2.Общие  положения СПК.

         Согласно ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (в том числе в области сельского хозяйства), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. При этом кооператив является коммерческой организацией. 
Гражданский кодекс характеризует кооператив как артель - особую форму организации трудовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности на началах равенства всех ее участников: паевые взносы членов кооператива и их размер сами по себе не влияют ни на количество голосов у его членов, ни на размер получаемого ими дохода; каждый член кооператива имеет только один голос при принятии решений независимо от размера пая; чистый доход распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, а не пропорционально паям (вкладам).  
В отличие от ГК в ст. 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. определены конкретные (помимо извлечения кооперативом как коммерческой организацией прибыли) цели производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива - "удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива". "Иные потребности" (наряду с экономическими) названы также в абзаце 1 данной статьи. Имеются в виду, несомненно, социальные, культурно-бытовые, духовно-нравственные потребности. Таким образом, здесь подчеркивается двуединая цель кооператива - материальное и духовное благосостояние его членов. 
Сельскохозяйственный производственный кооператив - это признанная государством в качестве субъекта российского права (юридического лица) организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной прибыльной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (а также для осуществления дополнительно иной не запрещенной законом деятельности), основанной на объединении их имущественных паевых взносов и личном трудовом участии членов кооператива в целях удовлетворения их материальных, социальных и культурных потребностей. 
В юридической литературе до недавнего времени бытовало мнение, что образование совершенно новых сельскохозяйственных производственных кооперативов происходит лишь в результате реорганизации. Да и закон не содержал прямых указаний о порядке образования коллективных хозяйств. Ныне кооперативы создают граждане, ведущие фермерские и (или) личные подсобные хозяйства, а также другие лица, включая вынужденных переселенцев и беженцев. (К примеру, в Черском районе Тульской области недавно создан колхоз-община имени Л. Толстого - переселенцами-духоборами из высокогорных районов Грузии; в опустевшей деревне Слободка расселились христиане-молокане, приехавшие из Армении; вскоре на черскую землю начали интенсивно приезжать русские из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана.) Миграционный поток в Россию, по прогнозным оценкам, будет все более возрастать. Многие предпочтут селиться отдельными семьями. Но для тех, кто избирает общинную форму, неизмеримо возрастает значение сельскохозяйственных производственных кооперативов - структурного звена социальной экономики, обеспечивающего расширение занятости, создание новых рабочих мест. 
Кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. Ими формируется организационный комитет, в обязанности которого входит, кроме всего прочего, подготовка проекта устава кооператива.

3. Особенности организационно-правовой формы производственного кооператива.

1. Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан, основанное на совместном членстве для производственной или иной хозяйственной деятельности посредством их личного трудового или иного участия и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

2. Количество членов кооператива не должно быть менее пяти. Верхний предел численности членов кооператива законом не ограничивается.

3. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива (о субсидиарной ответственности см. ст. 399 ГК РФ).

4. Независимо от величины принадлежащего ему пая член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием членов кооператива.

5. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников.

6. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности, — соответственно их паевому взносу.

7. Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю.

8. Кооператив самостоятельно устанавливает для своих членов виды дисциплинарной ответственности.

9. По решению общего собрания членов кооператива член кооператива может быть исключен из него в случаях:

• если он не внес в установленный уставом  кооператива срок паевой взнос;

• если он не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, возложенные на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных уставом кооператива.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»  кооперативы действуют на основе Конституции РФ, ГК РФ, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам совместного ведения, отнесенных к их компетенции в соответствии с Конституцией РФ.

Право граждан на создание производственных кооперативов вытекает из провозглашенных Конституцией РФ прав каждого на объединение (ст. 30) и на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

ГК РФ (ст. 107—112) определяет понятие производственного кооператива, а также основные черты его правового положения: образования, формирования имущества, приобретения и утраты членства в кооперативе, управления кооперативом, его реорганизации и ликвидации. Согласно ст. 107 ГК РФ, правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с названным Кодексом законами о производственных кооперативах.

Одним из таких законов является упомянутый выше закон о производственных кооперативах. Согласно его ст. 2, он регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовые и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.

В законе о производственных кооперативах уже  не в общем виде, как это определено статьями 107—112 ГК РФ, а более широко и подробно регламентируется правовое положение кооператива. Положения ст. 107—112 ГК РФ не просто в нем учтены, но и сформулированы таким образом, чтобы стало возможным их практическое применение при создании кооперативов, организации их деятельности, реорганизации и ликвидации.

В ст. 2 Закона о производственных кооперативах оговаривается, что особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Для чего сделана такая оговорка?

Дело  в том, что, во-первых, производственные кооперативы функционируют также в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях деятельности. Во-вторых, не всегда возможно достаточно четко различить производственные кооперативы по их принадлежности к той или иной сфере производства. В-третьих, при создании новых кооперативов их учредителям желательно иметь возможность четко знать, каким законом, иными правовыми нормативными актами им следует руководствоваться, какой сфере деятельности в связи с этим отдать свое предпочтение,

Поэтому учредителям производственных кооперативов будет, полезно знать, какие организации относятся к сельскохозяйственным кооперативам. Согласно п. 1 ст. 3 «Сельскохозяйственные производственные кооперативы» закона о сельскохозяйственной кооперации, сельскохозяйственным производственным кооперативом признается кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооперативов.

       К иной не запрещенной законом деятельности можно отнести практически все, предусмотренные статьей 2 Закона о производственных кооперативах, виды деятельности. Именно поэтому при создании кооперативов их учредителям и следует решить, каким конкретно законом им следует руководствоваться.

Организационно-правовая форма производственного кооператива (артели) право на существование  получила со вступлением в силу части  первой ГК РФ. Однако реальные возможности  развития кооперативного движения были созданы лишь после вступления в силу 16 мая 1996 г. Закона о производственных кооперативах. С тех пор количество производственных кооперативов неуклонно растет. По состоянию на 1 января 1999 г., поданным Госкомстата России, количество производственных кооперативов составило 52,6 тыс., тогда как на 1 января 1995 г. их было 37,0 тыс. Таким образом, за четыре года количество производственных кооперативов выросло на 42%.

Неуклонному развитию кооперативного движения в  последние годы способствуют предусмотренные законом о производственных кооперативах меры по оказанию государством содействия кооперативам.

В соответствии со ст. 23 «Содействие государства  развитию кооперативов» этого Закона предусмотрены различные формы содействия кооперативам со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во-первых, не допускается (запрещается) установление каких-либо ограничений прав кооперативов по сравнению с другими коммерческими  организациями, в том числе на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, иных объектов. На кооперативы распространяются все установленные законодательством Российской Федерации гарантии, формы и способы защиты их прав и законных интересов.

Таким образом, в своей практической деятельности кооперативы поставлены в равные условия со всеми другими коммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Сельскохозяйственный производственный кооператив