Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:55, реферат
Сельское хозяйство – одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Сельское
хозяйство – проблемы и перспективы
развития»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
работы объясняется назревшей
Сельское хозяйство
– одна из системообразующих отраслей
экономики любой страны. Вне зависимости
от почвенно-климатических
Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.
Цель настоящей
работы выявить проблемы и попытаться
обозначить перспективы развития российского
и мирового сельского хозяйств.
1. СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Сельское хозяйство – важная часть экономики России. Здесь сконцентрировано 13% основных производственных фондов, 14% трудовых ресурсов, производится около 6% ВВП.
Несмотря на
проблемы, связанные с плановым ведением
народного хозяйства, Россия накануне
реформы входила в число
Большая часть территории России лежит в зоне рискованного земледелия. На больших пространствах урожайность сильно колеблется в зависимости от погодных условий. Тем не менее, вплоть до радикальной реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство РСФСР развивалось с высоким и стабильным темпом. Об этом говорят объективные показатели, не зависящие от идеологических оценок. Население России по отношению к мировому сообществу не достигало и 3%, но сельскохозяйственный сектор России производил 5,7% мирового объема мяса и зерна, 10,3% молока, 7,6% яиц. При этом Россия опережала многие страны не только по объему производства, но и по наиболее объективному показателю – производству продукции на душу населения. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в не самом лучшем 1990 г. отечественное сельское хозяйство, еще не вступившее в период реформ, произвело на душу населения зерна больше, чем в странах ЕС в 1,7 раза, картофеля – в 1,6 раза, молока – в 1,2 раза, яиц – в 2,3 раза. Лишь по мясу производство на душу населения было ниже на 17% и по овощам – в 2 раза. По темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-1990 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.
Однако из-за
слабости важнейшей и необходимейшей
составляющей – сферы переработки,
хранения, транспортировки и реализации,
ежегодно производя огромное количество
продукции в совхозах и колхозах,
страна в цепочке «поле-прилавок»
теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса,
15% молока. Следовательно, основные причины
продовольственных трудностей находились
в основном за пределами собственно
сельскохозяйственного
Тем не менее, многочисленные исследования и оценки показывали, что именно в 1970-1980-х гг. АПК России стал все заметнее отставать от передовых стран мира.
Реформы привели
к тяжелейшему кризису всего
сельского хозяйства – и
Реформы означали
революционное изменение
Начавшийся переход
к рыночной экономике обусловил
необходимость полного
В 1990 г. исключительная
монополия государственной
Характерным является
то, что переход от исключительно
государственно-кооперативной
Земельные преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося и противоречивого законодательства. Несколько раз менялось содержание реформ, предполагалось множество вполне реальных и высокоэффективных мер не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в соседних, которые обслуживали либо зависели от аграрного сектора. Однако и они оставались лишь благими намерениями.
Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным образом.
В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным образом с:
· либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;
· приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;
· ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;
· унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;
· форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций.
При приватизации
подразумевалось, что впоследствии
будут налажены механизмы перехода
первично распределенной собственности
в руки эффективных пользователей.
Таких механизмов не было создано, поэтому
значительная часть земель и основных
средств без всякого
К началу ХХI столетия обозначились следующие проблемы:
· из сельскохозяйственного оборота было выведено около 30 млн. га земель;
· вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями;
· приход в упадок мелиоративных систем;
· разрастание площади закисленных почв;
· техническая деградация аграрного сектора;
Обеспеченность
предприятий
Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные капитальные вложения сократились в 20 раз.
Формирование
рыночной аграрной структуры на основе
реорганизации колхозов и совхозов
являлось в первую очередь политической
задачей и не могло помочь в
решении экономических
Порочной
представляется сама идея фермерства
как политического и
Специалисты еще
в начале этого политэкономического
эксперимента предупреждали об отсутствии
перспектив мелкого фермерства в
эпоху крупнотоварного
Отсутствие научно-обоснованной
программы начатых
На обострение аграрного кризиса в наибольшей степени повлияли факторы макроэкономической политики последних почти двух десятилетий.
Наиболее важными из них были:
· ликвидация СССР и нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;
· наращивание диспаритета цен на средства производства и реализуемую продукцию;
· либерализацию цен, и, прежде всего на энергоносители;
· значительное сокращение инвестиционной активности государства и потеря контроля за денежным обращением;
· скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве;
· разрушение существовавшей системы управления народным хозяйством без создания ее новых форм, адекватных требованиям развития рыночных отношений, в том числе способствующих осуществлению аграрной реформы.
Объективные трудности реформирования, сложившаяся макроэкономическая ситуация и субъективные ошибки в проведении реформ привели к существенному спаду производства и потребления продуктов питания. Объем производства сельхозпродукции уменьшился за минувшие годы почти вдвое. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и растительного масла. За последние годы почти в 2 раза упало душевое потребление продуктов, а общая калорийность питания снизилась на треть.
Предполагаемые
результаты реформ не были достигнуты
в основном в связи с тем, что
они были направлены главным образом
на правовую реорганизацию предприятий,
а не на институциональные
Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности.
Информация о работе Сельское хозяйство – проблемы и перспективы развития