Сельское хозяйство – проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Сельское хозяйство – одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЕФЕРАТ.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

ЕФЕРАТ

по курсу «Основы  экономики»

по теме: «Сельское  хозяйство – проблемы и перспективы  развития» 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОСТОЯНИЕ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  КРИЗИСА АПК

3. ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  работы объясняется назревшей необходимостью возрождения российского сельского  хозяйства после разрушительных реформ переходного периода и  глобализацией проблем мирового сельского хозяйства.

Сельское хозяйство  – одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости  от почвенно-климатических условий  даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского  хозяйства. Имеющиеся в стране земельные  угодья представляют собой бесплатно  данную Природой огромную производительную силу.

Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте  продовольствия.

Цель настоящей  работы выявить проблемы и попытаться обозначить перспективы развития российского  и мирового сельского хозяйств. 

1. СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство  – важная часть экономики России. Здесь сконцентрировано 13% основных производственных фондов, 14% трудовых ресурсов, производится около 6% ВВП.

Несмотря на проблемы, связанные с плановым ведением народного хозяйства, Россия накануне реформы входила в число крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Ее аграрно-промышленный комплекс (АПК) был относительно развитым и  играл большую роль в экономике  страны.

Большая часть  территории России лежит в зоне рискованного земледелия. На больших пространствах  урожайность сильно колеблется в  зависимости от погодных условий. Тем  не менее, вплоть до радикальной реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство  РСФСР развивалось с высоким  и стабильным темпом. Об этом говорят  объективные показатели, не зависящие  от идеологических оценок. Население  России по отношению к мировому сообществу не достигало и 3%, но сельскохозяйственный сектор России производил 5,7% мирового объема мяса и зерна, 10,3% молока, 7,6% яиц. При этом Россия опережала многие страны не только по объему производства, но и по наиболее объективному показателю – производству продукции на душу населения. По данным Продовольственной  и сельскохозяйственной организации  ООН (ФАО), в не самом лучшем 1990 г. отечественное сельское хозяйство, еще не вступившее в период реформ, произвело на душу населения зерна  больше, чем в странах ЕС в 1,7 раза, картофеля – в 1,6 раза, молока –  в 1,2 раза, яиц – в 2,3 раза. Лишь по мясу производство на душу населения  было ниже на 17% и по овощам – в 2 раза. По темпам прироста производства продуктов  питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три  десятилетия (1960-1990 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.

Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей – сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна в цепочке «поле-прилавок»  теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины  продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства.

Тем не менее, многочисленные исследования и оценки показывали, что именно в 1970-1980-х гг. АПК России стал все заметнее отставать от передовых  стран мира.

Реформы привели  к тяжелейшему кризису всего  сельского хозяйства – и растениеводства, и животноводства.

Реформы означали революционное изменение организации  сельскохозяйственного производства и его отношений со смежными отраслями, потребителями и государством. Реформы  изменили общественный строй России в части сельского хозяйства  и всего жизнеустройства российской деревни.

Начавшийся переход  к рыночной экономике обусловил  необходимость полного пересмотра принципов, методов и форм государственного вмешательства в агросферу с  целью создания в этом секторе  экономики условий для развития предпринимательской деятельности, улучшения обеспечения населения  продовольствием и роста его  жизненного уровня.

В 1990 г. исключительная монополия государственной собственности  на землю, введенная в 1917 г. перестала  существовать. Однако по своим последствиям для АПК России реформы 90-х оказались  значительно радикальней и разрушительней, чем аналогичные в 1917 г. Основной причиной этого стало желание  демократического правительства решить не столько экономические, сколько  политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших. В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались реорганизация колхозов и совхозов, развитие предпринимательства, создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.

Характерным является то, что переход от исключительно  государственно-кооперативной собственности  на землю, существовавшей до 1991 г., к  новым многообразным формам был  проведен путем жестких законодательных  указаний. Приоритет в развитии аграрного  комплекса был беспрекословно отдан  мелкотоварному производству, а крупные  хозяйства (колхозы и совхозы), которые  производили большую часть товарной продукции, практически оказались  «вне закона».

Земельные преобразования осуществлялись в условиях постоянно  меняющегося и противоречивого  законодательства. Несколько раз  менялось содержание реформ, предполагалось множество вполне реальных и высокоэффективных  мер не только в сфере сельскохозяйственного  производства, но и в соседних, которые  обслуживали либо зависели от аграрного  сектора. Однако и они оставались лишь благими намерениями.

Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным  образом.

В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным  образом с:

·     либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;

·     приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;

·     ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;

·     унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;

·     форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций.

При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности  в руки эффективных пользователей. Таких механизмов не было создано, поэтому  значительная часть земель и основных средств без всякого использования  находилось у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств. Из положительных преобразований можно  отметить, что на базе реорганизованных колхозов и совхозов были созданы  акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные производственные кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективные сельскохозяйственные предприятия. Формировался в зачаточном виде фермерский сектор.

К началу ХХI столетия обозначились следующие проблемы:

·     из сельскохозяйственного оборота было выведено около 30 млн. га земель;

·     вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями;

·     приход в упадок мелиоративных систем;

·     разрастание площади закисленных почв;

·     техническая деградация аграрного сектора;

Обеспеченность  предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ  техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы  обновления. При сохранении такой  тенденции через несколько лет  нечем будет выполнять механизированные работы.

Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского  хозяйства. 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные  капитальные вложения сократились  в 20 раз.

Формирование  рыночной аграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось в первую очередь политической задачей и не могло помочь в  решении экономических трудностей. Рост числа фермерских хозяйств и  создание на базе колхозов и совхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающего действия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства от выполнения многих объективно необходимых функций управления.

Порочной  представляется сама идея фермерства как политического и идеологического  противовеса прежней социалистической структуре, а не как обычного атрибута рыночной экономики и средства пополнения продовольственного фонда страны и  доходов сельского населения. Идея же фермерства в качестве единственно  приемлемой и наиболее эффективной  формы аграрного производства для  России была не просто ошибочной, но и  пагубной.

Специалисты еще  в начале этого политэкономического  эксперимента предупреждали об отсутствии перспектив мелкого фермерства в  эпоху крупнотоварного производства, о невыгодности распыления земли  и капитала в период, когда главными факторами повышения эффективности  АПК становятся концентрация и специализация  производства. Дробление крупного товаропроизводителя  на множество мелких, разрушает производство и его технологию. Каждое новообразование  экономически слабее целого, а небольшое  товарное производство не позволяет  экономически окрепнуть в короткий промежуток времени. Практика России подтвердила, что без создания соответствующих  условий и инфраструктуры, идея «фермеризации» сельского хозяйства обречена на провал.

Отсутствие научно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создало угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее  время АПК России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.

На обострение аграрного кризиса в наибольшей степени повлияли факторы макроэкономической политики последних почти двух десятилетий.

Наиболее важными  из них были:

·     ликвидация СССР и нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;

·     наращивание диспаритета цен на средства производства и реализуемую продукцию;

·     либерализацию цен, и, прежде всего на энергоносители;

·     значительное сокращение инвестиционной активности государства и потеря контроля за денежным обращением;

·     скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве;

·     разрушение существовавшей системы управления народным хозяйством без создания ее новых форм, адекватных требованиям развития рыночных отношений, в том числе способствующих осуществлению аграрной реформы.

Объективные трудности  реформирования, сложившаяся макроэкономическая ситуация и субъективные ошибки в  проведении реформ привели к существенному  спаду производства и потребления  продуктов питания. Объем производства сельхозпродукции уменьшился за минувшие годы почти вдвое. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и  растительного масла. За последние  годы почти в 2 раза упало душевое  потребление продуктов, а общая  калорийность питания снизилась  на треть.

Предполагаемые  результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что  они были направлены главным образом  на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система  регулирования рынка.

Современные институциональные  преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных  в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности.

Информация о работе Сельское хозяйство – проблемы и перспективы развития