Счётная палата РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:08, доклад

Описание работы

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Работа содержит 1 файл

ТРВ - Счётная палата (Доклад).docx

— 68.71 Кб (Скачать)

 

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

 

История

 

Прототипом Счетной палаты Российской Федерации, - была Камер-коллегия, созданная  при Петре I. Учреждена была в 1718 году, для заведования казенными сборами  и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в  казне российских царей был полнейший  беспорядок. Идеологом и создателем счетной палаты был Аксёнов Петр Лукич. Он первый в 1719 году составил в  Камер-коллегии ведомость прихода  и расхода денежной казны в  государстве, и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в  коллегию. Сверх того, Петр Лукич  Аксёнов составил формы ведения  отчетности по Камер-коллегии. Назначенный  по Камер-коллегии комиссаром особой отчетной конторы, он обучил присланных для узнания  порядка отчетности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил  Петра Лукича Аксёнова камериром, а  в 1731 году секретарем.

 

Статус

 

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной  палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно  действующий орган финансового  контроля, образуемый Федеральным Собранием  и подотчетный ему. В своей  деятельности Счётная палата руководствуется  федеральным законодательством, выполняет  поручения Совета Федерации и  Государственной думы. В рамках своих  задач Счётная палата обладает организационной  и функциональной независимостью. Она  является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным  подразделением и формально не относится  к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

 

Структура и порядок  формирования

 

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная  палата РФ состоит из коллегии и  аппарата. Коллегия рассматривает вопросы  организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в  его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной  палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления  деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно  организуют и проводят контроль) и  других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

 

Полномочия

 

Счётная палата осуществляет оперативный  контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и  внешнего долга, за использованием кредитных  ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

 

Состав Счётной палаты

 

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность  Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом  Федерации Федерального Собрания РФ.

 

Задачи Счетной палаты РФ являются:

 

1) организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению;

2) определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности; 

3) оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

5) анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом; 

6) контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке РФ, уполномоченных  кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

 

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

 

С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

 

• организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий  и тематических проверок по отдельным  разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных  правовых актов, международных договоров  Российской Федерации, федеральных  программ и других документов, затрагивающих  вопросы федерального бюджета и  финансов РФ;

• анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет  Федерации и Государственную  Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного законодательства в целом;

• подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

• подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов  государственной власти РФ.

 

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

 

1) на государственные органы  и учреждения в РФ, на федеральные  внебюджетные фонды; 

2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные  организации, их объединении,  если они получают, перечисляют,  используют средства из федерального  бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют  ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные  и другие льготы и преимущества.

 

На деятельность негосударственных  некоммерческих организаций контрольные  полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности  и управлением ею, а также в  части предоставленных федеральным  законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении  с законодательно утвержденными  показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально  представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором  приводятся фактические данные о  формировании доходов и произведенных  расходах в сравнении с утвержденными  федеральным законом о федеральном  бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

 

Счетная палата осуществляет контроль за:

 

1) управлением и обслуживанием  государственного внутреннего и  внешнего долга РФ;

2) законностью, рациональностью  и эффективностью использования  иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ  от иностранных государств и  международных финансовых организаций; 

3) эффективностью размещения централизованных  финансовых ресурсов, выдаваемых  на возвратной основе;

4) предоставлением государственных  кредитов, а также предоставлением  средств на безвозмездной основе  иностранным государствам и международным  организациям.

 

Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования  средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся  в ведении Правительства РФ.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями в федеральный  бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной собственности.

 

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

 

1) деятельностью Центрального банка  РФ, его структурных подразделений,  других кредитно-финансовых организаций  и части обслуживания ими федерального  бюджета; 

2) деятельностью Центрального банка  РФ по обслуживанию государственного  долга РФ.

 

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

 

• проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего  и внешнего долга и дефицита;

• вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

• проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной  Думы;

• проектам международных договоров  РФ, влекущих правовые последствия  для федерального бюджета;

• проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

 

По другим вопросам, входящим в  компетенцию Счетной палаты РФ, она  осуществляет подготовку и представление  заключений или письменных ответов  на основании:

• запросов Президента РФ;

• поручений Совета Федерации или  Государственной Думы, оформленных  соответствующими постановлениями;

• запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной  Думы;

• запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы;

• запросов Правительства РФ;

• запросов органов государственной  власти субъектов РФ.

 

Счетная палата РФ анализирует итоги  проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины  и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств  федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения  по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы  РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных  контрольных мероприятий Счетная  палата РФ направляет органам государственной  власти, руководителям проверяемых  предприятий, учреждений и организаций  представления для принятия мер  по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и  привлечению к ответственности  должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской  деятельности, наносящих государству  прямой непосредственный ущерб, в случаях  несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она  дает администрации проверяемых  предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном  неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной  Думой принять решение о приостановлении  всех видов финансовых платежных  и расчетных операций по счетам проверяемых  предприятий.

Информация о работе Счётная палата РФ