Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:24, реферат
В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.
Вступление
Злоупотребления монопольным положением на рынке
Антиконкурентные согласованные действия
Дискриминация предпринимателей
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
Заключение
Как следует из закона, правонарушениями признаются деяния (действия и бездействия) органов государственной деятельности, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля, которые привели или могут привести к недопущению, существенному ограничению или устранению конкуренции либо ограничению свободы предпринимательской деятельности. Такие действия считаются неправомерными, поскольку они создают дискриминирующие или исключительные условия для деятельности отдельных участников предпринимательской деятельности, что ведет к ограничению конкуренции. К их числу относятся нацеленные на ограничение конкуренции действия, предписывающие предпринимателям совершать определенные действия либо, напротив, содержащие запреты на осуществление, в частности, определенных направлений и видов деятельности; указания о совершении определенных действий в ущерб интересам предпринимателей, создание необоснованных препятствий при учреждении предпринимателей либо, напротив, неправомерное предоставление им льгот.
Одной из типичных разновидностей дискриминации предпринимателей органами государственной власти является принуждение предпринимателей к вступлению в хозяйственные объединения. Нередко встречается и установление запрета на реализацию товаров из одного региона в другой, что является одним из проявлений регионального монополизма. Причем иногда путем издания подзаконных нормативных актов местные органы государственной власти устанавливают не только такие запреты, но и экономические санкции за вывоз предпринимателями продукции за пределы региона. Такие незаконные действия не только в значительной степени ограничивают свободу предпринимательской деятельности, но и ведут к разрушению или причинению ощутимого ущерба межрегиональным хозяйственным связям, вызывая обособление регионов.
Невозможно противодействовать злоупотреблению монопольным положением на рынке, антиконкурентным согласованным действиям, дискриминации предпринимателей органами власти и управления только законодательными запретами. Для достижения этой цели необходимо создание эффективного правового механизма, который мог бы действенно способствовать поддержке и поощрению конкуренции, пересечению и предотвращению монопольной практики и искусственных ограничений развития конкуренции, препятствовать развитию монопольных структур и противодействовать нарушениям антимонопольного законодательства.
Одним из
важных элементов правового
Исходя из смысла Закона Украины “Об ограничении монополизма …” за нарушение антимонопольного законодательства возможно применение мер административной, гражданско-правовой ответственности, а также двух специфических санкций в виде налагаемых Антимонопольным комитетом штрафов и принудительного раздела монопольных образований.
Штрафы налагаются на субъектов хозяйствования – юридических лиц за четыре вида нарушений антимонопольного законодательства различного характера:
Размеры штрафов дифференцированы. По первому, второму и третьему основанию штрафы взыскиваются в размере до 5% выручки предпринимателя от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если исчисление выручки предпринимателя невозможно или выручка отсутствует, указанные штрафы налагаются в размере до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. По четвертому основанию штраф налагается в размере до половины процента выручки предпринимателя. Если исчисление выручки предпринимателя невозможно или выручка отсутствует, указанные штрафы налагаются в размере до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. В случае если предприниматель работал менее 1 года, штрафы исчисляются от выручки предпринимателя за время, предшествующее нарушению.
За каждый день просрочки уплаты штрафа взыскивается пеня в размере полтора процента от суммы штрафа. В случае отказа предпринимателя от уплаты штрафа и пени взыскание проводится по решению суда. По заявлению предпринимателя, Антимонопольный комитет Украины вправе отсрочить уплату штрафа.
Согласно
ст. 20 Закона Украины “Об ограничении
монополизма …” должностные лица
органов государственной
Административная ответственность за такие нарушения предусмотрена статьями 1661-1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП). Злоупотребление монопольным положением на рынке и неправомерные соглашения между предпринимателями влекут наложение на руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т. п.) в размере до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – до 30 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Дискриминация предпринимателей органами власти и управления влечет наложение штрафа в размере до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение порядка представления информации Антимонопольному комитету Украины и его территориальным отделениям влечет наложение штрафа на должностных лиц и руководителей в размере до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; уклонение от выполнения решений Комитета и его территориальных отделений либо несвоевременное выполнение их решений – влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц и руководителей в размере до 6 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 16 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Специфической санкцией за нарушение антимонопольного законодательства является принудительный раздел монопольных образований. В соответствии со статьей 16 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” он возможен при злоупотреблении субъектами хозяйствования монопольным положением на рынке, оформляется постановлением Антимонопольного комитета Украины и его территориального отделения. Пункт 2 статьи 16 предусматривает основания неприменения принудительного раздела:
Постановление Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений о принудительном разделе предприятий (объединений и т.п.) подлежит исполнению в установленный срок, который не может быть менее 6 месяцев. Реорганизация монопольного образования, подлежащего принудительному разделу, осуществляется по его усмотрению при условии устранения монопольного положения этого образования на рынке.
Что касается срока исполнения решений о принудительном разделении, то практически все Законы устанавливают единственное ограничение в отношении его минимальности - не менее 6 месяцев. Установление конкретных сроков в соответствии с этим критерием отнесено к компетенции антимонопольных органов.
Помимо мер ответственности, охранительные средства, применяемые за нарушения антимонопольного законодательства, включают и меры защиты. Это понуждение правонарушителя к следующим действиям (бездействиям):
Заключение
Действующие в настоящее время в Украине правовые меры защиты и ответственности не способны в должной мере оказать защитное и превентивное воздействие. Необходимо совершенствование санкций в двух основных направлениях:
Эти меры
необходимо сочетать со стимулирующими
правовыми средствами, поощряющими
конкуренцию в
Литература
Информация о работе Санкции за нарушение антимонопольного законодательства