Рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки, А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………….………….3
1. Основные понятия и сущность рынка…………………………………..……….5
2. Интеграционные процессы и структура рынка………………….…………….11
3. Общая характеристика эволюции рыночной экономики…………….……….16
4. Цикличность как форма движения рыночной экономики…………………….23
Заключение………………………………………………………………….………27
Список использованной литературы……………………………………...………29

Работа содержит 1 файл

Рынок-возникновение и эволюция.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………….…………….………….3

1. Основные понятия и сущность рынка…………………………………..……….5

2. Интеграционные процессы и структура рынка………………….…………….11

3. Общая характеристика эволюции рыночной экономики…………….……….16

4. Цикличность как форма движения рыночной экономики…………………….23

Заключение………………………………………………………………….………27

Список использованной литературы……………………………………...………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Рынок – это объективное явление экономики, известное любому  человеку, осуществляющему какие-либо  покупки,  А  происходящие  на  рынках  изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все  же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В  имеющихся  и  уже устоявшихся определениях не удается достичь  той  степени  полноты,  которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.

     В длительной  экономической  эволюции  «сотворение»  рынков  произошло  вследствие поиска людьми решения извечной экономической  дилеммы:  нередкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека  в  разнообразных благах». Согласно учению  А.  Смита,1 возникновение рынков  является  следствием естественной     редкости     экономических     ресурсов,     ограниченности производительных  возможностей   человека.    Экономические    ресурсы    и производительные возможности людей ограничены относительна и в  сравнении  с их безграничными потребностями. Человек любых  наклонностей  и  способностей может что-либо эффективно производить только в одной  какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами  наименований  потребительских благ.

     Современное  государство  располагает   целым   набором   экономических инструментов,  способных   сдержать   «перегрев»   экономики   или   придать ускоряющие импульсы на фазе  депрессии.  В этих  целях гибко используется налоговая система:  повышая или понижая ставки  налога  на  прибыль (на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую активность в определенных сферах деятельности. А  используя систему льгот, можно осуществлять целенаправленное воздействие на конкретные  группы предприятий.

     Актуальность  работы обосновывается тем, что рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности.

     Целью работы является анализ возникновения и эволюции рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ РЫНКА 

     К рыночным механизмам в полной мере применимы закономерности, действующие  в сообществах живых организмов. Эти закономерности побуждают экономические  субъекты к интеграции, и, как один из вариантов такого исхода, к государственным  методам регулирования, т. е. мы, имеем полную аналогию с одноклеточными организмами, спрос которых на размножение удовлетворялся соответствующими предложениями до тех пор, пока удовлетворялись потребности организмов в размножении. Как только этот спрос перестал удовлетворяться, то возникающий дисбаланс между структурой спроса и предложения начинает решаться за счет реструктуризации, за счет интеграции одноклеточных организмов в многоклеточные. То же самое, можно сказать и про взаимодействия между аксонами и нервными клетками. Аксон начинает расти, в силу того, что он чувствует спрос на свои «услуги».

     По  мере роста, встречая нервные клетки на своем пути, он разветвляется, удовлетворяя спрос нервных клеток в услугах  по обмену информацией. В результате получается интегрированная система с разветвленными связями. Таким образом, рост аксона не является каким то стихийным процессом. Он обусловлен «рыночными» отношениями полезности между нервными клетками и аксонами. Данная гипотеза может стать методологической основой для целенаправленной эволюции человеческого индивидуума, ибо, активизируя те или иные участки растущего организма мы, тем самым, создаем необходимую «рыночную» среду для роста аксонов, а всеобщий характер закона «спроса и предложения» характеризует их рыночные отношения. В простейшем случае это отношение спроса и предложения носит двойственный характер. 2

     По  мере усложнения интеграционных связей все сложнее становятся и сами отношения. Они приобретают системный  характер отношений мультидвойственности.  Когда одни говорят, что «спрос определяет предложение», а другие, наоборот, что «предложение рождает спрос», то правы и те и другие. В современных рыночных отношениях спроса и предложения причина часто становится следствием, а следствие порождает причину, обеспечивая, таким образом, их замкнутость.  Если какая-либо компонента этих отношений исчезнет, то исчезнут и сами рыночные отношения, а вместе с ними и рынок. Маятник спроса и предложения, характеризующий двойственность отношений полезности, устанавливается в той или иной позиции двойственного отношения и характеризует равновесную цену такого мультидвойственного отношения полезности.

     Равновесная цена двойственных отношений всегда имеет не только качественную, но и  количественную оценку. Она характеризует  установившиеся интеграционные связи между взаимодействующими системами, их оболочками и подоболочками. При смещении маятника спроса-предложения в ту или иную сторону будет меняться и структура этих мультидвойственных отношений. Отношения мультидвойственности различной природы в разных приложениях, являются предметом самостоятельных теорий. В области экономических отношений их суть составляют двойственные отношения спроса и предложения, которые являются фундаментом теории полезности.

     Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков - Альфреда Маршалл; (1842-1924), Артура Пигу (1877-1959) и др., - удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. 3

     При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества - как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем. Переключение взаимоусилий на анализ связи спроса и предложения, как исходных моментов ценообразования, оказало существенное влияние на разработку и понимание других проблем экономической науки, формирование системы взглядов, трактовку основных категорий и методологию неоклассиков.

     Естественной  целью функционирования экономики  является удовлетворение экономических  потребностей человека, т. е. его потребностей в товарах и услугах. Только на заре развития человечества люди удовлетворяли свои потребности за счет готовых продуктов природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей; стало удовлетворяться за счет произведенных благ в форме товаров и услуг (за счет изготовления продукции на основе трудовых, природных, научных и других экономических ресурсов). При этом потребности становятся все более разнообразными. Вместе с материальными потребностями растут потребности духовные, удовлетворение которых тоже в основном осуществляется за счет использования экономических ресурсов.

     В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющие общество, имеют множество экономических  потребностей. Одни из них диктуются  биологическими условиями существования человека, другие возникают в результате сложившихся обычаев и привычек. В любых случаях необходимо помнить, что в условиях ограниченных ресурсов недалеко то время, когда «размножение» экономических субъектов самостоятельно будет все более и более тормозиться, что не может не  сказаться  на разнообразии потребностей.4

     В структуре потребностей существенную роль играет соотношение между материальными  и духовными средствами их удовлетворения. Здесь заменяемость мало пригодна, хотя порой люди готовы пожертвовать одним ради другого. С развитием цивилизации, насыщением рынков потребительскими товарами усиливается стремление к удовлетворению потребностей в самых разнообразных услугах. Это свидетельствует о том, что отношения полезности, их структура становится все более и более сложной. В этом заключается и главная опасность. В силу ограниченности и замкнутости иерархических структур по мере усложнения структуры отношений система будет становиться все более и более неустойчивой. Дальнейшая интеграция отношений в одну мировую систему может приводить к глобальным мировым кризисам отношений спроса и предложения. Поэтому все более возрастающая роль в регулировании отношений полезности должна принадлежать государству. И государства должны проводить это регулирование, руководствуясь государственными интересами, а не интересами монополистических групп, интересы которых часто строятся на антагонистических отношениях.

     Потребности - это еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому, по мере удовлетворения потребностей покупателей в каком-либо товаре, с их точки зрения, полезность этого товара уменьшается и, соответственно, падает спрос на эти товары. На каждый рубль, затрачиваемый покупателем на приобретение товара, он будет стремиться приобрести равные или сопоставимые предельные полезности. Иначе говоря, рубль, затраченный на макароны, должен представлять такую же полезность, что и рубль, затраченный на колбасу. 5

     Принцип предельной полезности послужил своего рода отправным пунктом для последующей  разработки положений и категорий, которые вошли в арсенал экономической науки в виде весьма важной, можно сказать, универсальной концепции предельных величин. Эта концепция предусматривает учет не только затрат, но и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства. Она нацеливает на минимизацию затрат и получение максимума полезности в различных областях деятельности.

     Эта концепция используется, к примеру, при разработке теории стоимости  и ценообразования, при анализе  поведения человека в условиях рыночной экономики, при обосновании факторов экономического роста и т. д. В рамках приведенной зависимости полезности того или иного «товара» от его величины, нельзя не учитывать некоторые давно известные, но уже изрядно забытые закономерности, например, зависимость роста населения и производство продуктов питания.

     Аналогичная закономерность имеет место при  размножении, например, одноклеточных  организмов в некоторой замкнутой  среде, в которой через некоторый  промежуток времени этот процесс  приобретает стационарный характер, достигает насыщения. Согласно выработанному неоклассиками подходу цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью его полезности; цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса, и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой фактора.

     В приложении к своей основной работе «Принципы политической экономии» Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». Отношения полезности действительно характеризуют всеобщность закона спроса и предложения, и не только в экономической сфере, а вообще, в рамках любой иерархической системы. Спрос и предложение- это суть двойственные отношения, а системы, основанные на равновесных состояниях спроса и предложения – суть интегрированные системы с отношениями координации или субординации.6  

     А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и, в частности, теориями стоимости. Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение; ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены. Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Информация о работе Рынок