Рынок: виды структура, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:15, лекция

Описание работы

Экономические и социальные условия возникновения и развития рынка.
Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка).
Структура и инфраструктура рынка.
Модели рыночной экономики.
Преимущества и недостатки рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Рынок виды структура.pptx

— 105.05 Кб (Скачать)

Министерство  здравоохранения РК 
Казахский медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова  
Кафедра «экономика в здравоохранении» 
  
Старший преподаватель Елжанова Р. К.
 

Раздел 2. Рынок и механизм его функционирования.

Тема: Рынок: виды структура, модели. 
 

1

План: 

    1. Экономические и социальные условия возникновения  и развития рынка.
    2. Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка).
    3. Структура и инфраструктура рынка.
    4. Модели рыночной экономики.
    5. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
 

2

   
1. Экономические и социальные условия возникновения и развития рынка.
 
 

    • Рыночная  экономика – это экономика, в которой существует полная свобода субъектов экономических отношений, развиты товарно-денежные отношения, все формы собственности (в т.ч. и частная) и виды предпринимательства имеют равные возможности для развития, а роль государства ограничена.
 
 
 

3

    • Рынок – это система экономических отношений между производителями и потребителями (продавцами и покупателями), при которой решение проблемы «что – как – для кого производить» осуществляется с помощью цен, спроса и предложения.
 
 

4

    • Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению  ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей.
    • Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
 
 

5

   
Условия возникновения рынка. 
 

    • В качестве основного  условия возникновения рынка  считается наличие разделения труда, которое предопределило дифференциацию производителей, их закрепление относительно тех или иных видов деятельности. Обмен между ними продуктами труда с использованием денег формировали рыночное хозяйство.
 
 

6

 
 
 
 

Причины возникновения рынка 

Экономическая обособленность товаропроизводителей 

Экономическая и правовая свобода  субъекта хозяйствования 

Ограниченность  ресурсов 

Конкуренция 

Международное разделение труда 

7

8 
 
 
 

Функции рынка 

      • Интегрирующая
    • Регулирующая
    • Стимулирующая
    • Ценообразующая
    • Контролирующая
    • Посредническая
    • Информационная
    • Функция экономичности
    • Функция реализации интересов рыночных субъектов

9 
 
 
 
 
 

Роль  рынка 

Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком  объеме и какой структуре следует  производить. 

Уравновешивать  спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики. 

Дифференцировать  доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса. 

«Санитарная»  роль рынка сводится к вымыванию  неконкурентоспособных предприятий  и свертыванию устаревших производств 

2. Субъекты и объекты  рынка. Признаки  рынка (парадигма  рынка). 

10 
 
 

Признаки  рынка (парадигма  рынка) 

Признак свободы поведения  продавцов и покупателей 

Свободное колебание цен 

Ориентация  на потребителя

11 

Субъекты  рыночной экономики 

Домашнее  хозяйство  
 

Предприятие (фирма) 

Банк 
 

Государство (правительство)

    • Под экономическими институтами понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены общества, так как они оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.
    • Институты создают структуру стимулов обмена: общественного, политического, экономического.
    • Институты являются как формальными законами (конституция, законодательство, право собственности), так и неформальными (традиции, обычаи, кодекс поведения).
 
 

12

    • Трансакционные  издержки – это затраты, необходимые для проведения фирмой (предприятием) всех видов работ и услуг по налаживанию связей при заключении контрактов, реализации товаров и организации работы самой фирмы.
 
 

13

14 
 
 
 
 

Объекты рынка 

Товары, материальные блага  и услуги, поступающие на рынок 

Факторы производства - заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), 

Производственные  ресурсы – полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы, географическое и космическое пространство

15 

Государство 

Домохозяйства 

Фирмы 

Услуги 

Налоги 

Услуги 

Налоги 

Товары и услуги 

Оплата товаров  и услуг

16 

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ РЫНКА 

По экономическому назначению объектов рыночных отношений 

Рынок товаров  и услуг

Рынок  факторов производства

Рынок труда

Финансовый рынок

Информационный  рынок 
 

По географическому

положению 

Местный рынок

Региональный  рынок

Национальный  рынок

Мировой рынок 
 

По степени  ограничения конкуренции 

Монополистический рынок

Олигополистический  рынок

Рынок совершенной  конкуренции

Рынок монополистической  конкуренции 
 

По отраслям 

Автомобильный рынок

Компьютерный  рынок

Фармацевтический  рынок

Рынок медицинских  услуг и др. 
 

По характеру  продаж 

Оптовый рынок

Розничный рынок

Фьючерсный рынок 
 

По соответствию законодательным нормам 

Официальный (легальный) рынок

Нелегальный («черный») рынок 
 

По формам собственности 

Частный

Государственный

Кооперативный 

    • Инфраструктура  рынка представляет собой систему специализированных институтов, учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы.

18 

Инфраструктура  рынка 

Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной  торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы 

Рынок товаров  и услуг, рынок факторов производства 

Банки, страховые  компании, фондовые биржи 

Финансовый рынок

- денежный

- валютный

- фондовый (рынок  ценных бумаг) 

Биржа труда 

Рынок труда 

Информационные  центры, рекламные компании, юридические  фирмы 

Информационный  рынок

19 
 
 
 
 

Биржа 

Товарные  биржи - специализированные, универсальные, национальные и международные 

Фондовые  биржи - предназначены для совершения операций с ценными бумагами – акциями и облигациями. 

Валютные  биржи - занимаются продажей валюты.

4. Модели рыночной  экономики. 

20 
 
 
 

Виды  моделей социально

ориентированного

рыночного

хозяйства 

Немецкая  модель, ее называют «социальным рыночным хозяйством»; для нее характерен высокий удельный вес государственного сектора в экономике в сочетании с сильными позициями частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства. 

Японская  модель, ее называют «корпоративной рыночной экономикой» характеризуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и корпораций. 

Китайская модель характерна для стран, придерживающихся социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования системы рыночных отношений и укрепления международных связей.

. 

Американская  модель предусматривает проведения либеральной политики, направленной на ограничение роли государства и расширение свободы, участие граждан в решении своих экономических и социальных проблем. 

Шведская  модель отличается тем, что определяющую роль в решении социальных и экономических вопросов жизнедеятельности общества отведена государству, цель которого – поддержание высокой и стабильной занятости, стабильный экономический рост, выравнивание доходов населения.

   
5. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
 
 

21 
 

Преимущества  рыночной экономики  

      • Эффективное распределение ресурсов.
    • Гибкость и приспособляемость производства и потребления к изменяющимся условиям.
    • Свобода выбора и действий участников рыночного процесса.
    • Развитие конкуренции, что ведет к снижению цены.
    • Способность удовлетворять потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Информация о работе Рынок: виды структура, модели