Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:29, доклад
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Рынок труда представляет
собой систему общественных
отношений,отражающих уровень
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:
1. Занятые в экономике
2. Военнослужащие;
3. Учащиеся с отрывом от
По поводу вовлечения в
. Наемные работники;
. Работодатели;
. Самозанятые.
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не
Достижение полной и
Одной из характеристик рынка труда является заработная плата.
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течении определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.
Цены на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.
Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует
продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем
становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения
своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно
важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим
предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою
очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное
рабочее место.
После купли-продажи
большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-
продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения.
Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за
пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не
состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем.
Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет
работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные
условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто
ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.