Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание

Введение
1. Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Особенности товара “труд”
1.2. Типология и структура рынка труда
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда
2.2 Государственное регулирование рынка труда
2.3 Правовое регулирование рынка труда
3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

всё готов.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

     Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются  налоговые поступления и т.д.

     В процессе саморегулирования рынка  труда не менее важна роль прибыли  предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь  из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.

     Однако  в любом случае, создавая новую  или расширяя старую фирму, предприниматель  вовлекает в рынок труда новых  работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить  затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно  с учетом повышенных требований усложняется  система образования (т.е. потенциальный  рынок труда).

     Доход фирмы является экономической основой  ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени  успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и  выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

       Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

     Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности.

     Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.

     Сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

     Фактически  такой подход к регулированию  рынка труда какой-либо страны с  рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая  распространяет на общество принцип  естественного отбора и выживания сильнейшего. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе. 

2.2 Государственное  регулирование рынка труда и  его необходимость в России.

     Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников.

     Достаточно  высокая степень занятости населения  должна обеспечиваться не сохранением  излишней численности работников, а  созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения  в рабочих местах и т.п.

     Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости. Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

     Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать “точки роста” в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические  связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует  также учитывать, что возможности  государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала.

     Очень важно избежать такого положения, при  котором возобновление экономического роста будет происходить при  высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в  этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение  рабочей силы на предприятиях. Для  решения этих проблем понадобится  коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической  отдачи от рыночных преобразований будет  увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический  рост, расширяться потребность народного  хозяйства в рабочей силе.

     Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

  • появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
  • привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
  • обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

     Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного  хозяйственного механизма в сочетании  с государственным регулированием. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

      

     Для обеспечения занятости населения  велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно  одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки  малого бизнеса, падения платежеспособного  спроса населения, отсутствия необходимых  навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

     Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся  как в старых, так и в новых  формах. Этому способствуют компенсационные  надбавки, натурализованная оплата. Резко  возросли различия между оплатой  труда руководящего состава и  рядовых работников. Появилась необходимость  гарантировать выплату заработка, формировать применительно к  новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты  труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий  работников с рентабельностью производства.

     Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и  развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам. 

     2.3 Правовое регулирование рынка  труда

      

       Определенные новации в трудовом  законодательстве уже были закреплены  федеральными законами о порядке  разрешения коллективных трудовых  споров и о внесении изменений  и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г.  Однако это не снимает вопроса  о том, что необходимо всеобъемлющее  реформирование всего законодательства  о труде. Оно должно быть  глубоко продуманным, опирающимся  на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном  вопросе и максимально учитывать  реалии сегодняшней экономической  ситуации.

     Условия трудовых отношений, возникающих в  процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного  человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных  норм позволяет сделать вывод  о равной защите прав на трудовую (в  рамках трудового договора) и предпринимательскую  деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать  равноправие, взаимный учет прав и интересов  сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении  с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять  этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Но сам по себе он не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

     Формирующееся в условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт регулирования  трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных  работников и работодателей в  принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать  специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

     Скорее  всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы.

       Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

     К основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

  • признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  • учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

       Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

Информация о работе Рынок труда