Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:22, контрольная работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Введение
1. Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Особенности товара “труд”
1.2. Типология и структура рынка труда
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда
2.2 Государственное регулирование рынка труда
2.3 Правовое регулирование рынка труда
3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике
Заключение
Список литературы
Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.
В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.
Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда).
Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.
Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности.
Все
меры по сдерживанию инфляции в конечном
итоге ведут к росту
Сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
Фактически
такой подход к регулированию
рынка труда какой-либо страны с
рыночной экономикой близок к теории
социального дарвинизма, которая
распространяет на общество принцип
естественного отбора и выживания сильнейшего.
Однако такой принцип жизни растительного
и животного мира обществом применительно
к своей жизни полностью не может быть
принят. Поэтому устранение нищеты, бедности
и роста неравенства является объективно
необходимым фактором для достижения
необходимого баланса интересов и социальной
стабильности в обществе.
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.
Применительно
к сегодняшним российским условиям
политика государства на рынке труда
не должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
Достаточно
высокая степень занятости
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-
Для
решения всех этих задач государство
должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо
формировать “точки роста” в экономике,
проводить соответствующую
Очень
важно избежать такого положения, при
котором возобновление
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
Реализация
этих требований возможна лишь на основе
использования развитого
Для
обеспечения занятости
Значительно
снижают трудовую мотивацию работников
уравнительные тенденции, проявляющиеся
как в старых, так и в новых
формах. Этому способствуют компенсационные
надбавки, натурализованная оплата. Резко
возросли различия между оплатой
труда руководящего состава и
рядовых работников. Появилась необходимость
гарантировать выплату
Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и
развитие законодательства и соответственное
изменение общественного отношения к
данным проблемам.
2.3 Правовое регулирование рынка труда
Определенные новации в
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Но сам по себе он не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
К основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:
Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.