Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:28, реферат

Описание работы

В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

  1.Рынок труда.                                              В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

     Каждое  из названных определений (система  отношений, пространство, механизм) дает сущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия «рынок». Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке.

     Среди рынков особое место занимает рынок  труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

     Существует  несколько научных определений  рынка труда, например:

     Рынок труда — это совокупность экономических  и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

     Рынок труда – это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы.

     Выведем одно, наиболее обобщающее понятие. Итак, рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

     Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда  основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.

     Текущий рынок труда состоит из отдельных  элементов:

  • открытый рынок труда – это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
  • скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

     Функционирование  рынка труда имеет ряд следующих  особенностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:

     1.  Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, поэтому покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени.

     2.  Значительная продолжительность  по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.

     3.  Наличие большого числа институциональных  структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.).

     4.  Высокая степень индивидуализации  сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным  уровнем  рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.

     5.  Своеобразие в обмене рабочей  силы по сравнению с обменом  любого другого, вещного товара. Первый обмен начинается и  сфере обращении товара — рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.

     6. Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе и т.д.

     Рынок труда как система включает следующие  элементы: субъекты рынка труда: правовые акты и документы, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; конъюнктура рынка труда; инфраструктура рынка труда.

     Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство.

     Для нормального функционирования рынка  труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в генеральном, региональных и отраслевых соглашениях, в коллективных договорах предприятий.

     Конъюнктура рынка труда  это соотношение спроса и предложения рабочей силы. Она может быть трех типов:

     • трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;

     • трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;

     • равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.

     Инфраструктура  рынка труда  это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.).

     Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:

     •    организация встречи продавцов  и покупателей рабочей силы;

     •    обеспечение конкурентной среды  внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

     •    установление равновесных ставок заработной платы;

     •    содействие решению вопросов занятости  населения;

     •    осуществление социальной поддержки  безработных. 

     

      2.Проблемы занятости.                                               Практика показала, что трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как пример можно привести случай, когда крупномасштабное мероприятие по высвобождению работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и интересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути распространения рыночных отношений. Все еще не работает как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников, в связи с ростом производительности труда и продолжают накапливаться резервы рабочей силы, в отраслях материального производства. Прежде всего это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, не изжиты и "собесовские" представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это незаработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство.

    Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособного населения, создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалификации или переобучения.

    Принципы  перестройки системы Госкомтруда и его органов на местах определяются такими требованиями, как революционный характер ее преобразований, нацеленность проводимых мероприятий на разрешение противоречий в занятости и достижения качественно нового ее состояния, на повышение социальной защищенности человека и социальной эффективности государственной системы управления трудовыми ресурсами в целом. Сюда же относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений и первичного исходного звена.

    Совершенствование управления трудовыми ресурсами можно рассматривать как приоритетное направление в решении задачи создания системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный желаемый результат и исходный этап его достижения.

    Исходным  звеном перестройки системы Госкомтруда является местные органы по труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка модели территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается с интересами первичных хозяйственных подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур управления. Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка рабочей силы на территориальном уровне.

    К настоящему времени прошли экспериментальную  апробацию разнообразные способы организации местными органами власти выполнения ряда важных управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, сокращение срока вакантности рабочих мест и времени бездействия работников при смене места работы и ее подборе, при текучести кадров и других. Общим для всех апробированных моделей является то, что они основаны на внедрении оперативного учета наличия и движения трудовых ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному сбалансированному развитию всех сфер занятости для выработки обоснованных управленческих решений по наиболее рациональному использованию различных социально-демографических групп трудоспособного населения. Однако для обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. Современное состояние материально-технической базы системы трудоустройства не соответствует потребностям оперативного решения задач по эффективной территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом высвобождении работников. Во многих городах службы трудоустройства размещены в плохих помещениях. Это снижает их престиж у населения. Они не имеют необходимых технических средств: вычислительной техники, ЭВМ, автоматизированных поисковых систем, дисплеев. Низок уровень квалификации кадров, работающих с населением, высока их текучесть из-за низкого уровня оплаты труда. Между тем качество работы службы во многом упирается именно в технику и кадровое обеспечение без которых нельзя составить банка данных, трудно пользоваться имеющейся информацией, улучшить качество обслуживания населения и престиж органов трудоустройства. Поэтому безотлагательной проблемой является коренное и качественное обновление материально-технической базы и кадрового обеспечения государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации, повсеместное оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой, в том числе, индивидуального пользования. Без решения этой задачи нельзя обеспечить заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости.

Информация о работе Рынок труда