Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:30, курсовая работа
Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости – средства существования.
Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой представляет собой вечное и естественное условие человеческой жизни. В этом смысле процесс труда не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он, как отношение человека к природе, одинаков для
Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев.
Длительная - от 12 до 18 месяцев.
Застойная - свыше 18 месяцев.
Характеристики продолжительности безработицы – условны. Для одного человека безработица в два – три месяца представляется чрезмерно продолжительной, для другого, имеющего определенные накопления, и более длительная безработица может быть не очень обременительной.
Нельзя не отметить и такие специфические разновидности безработицы, как женская и молодежная, безработица инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в отставку.
Безработица
– явление характерное для всех
стран мира. По данным Международной организации
труда, она охватывает почти треть экономически
активного населения мира, которое либо
не имеет работы, либо занято неполное
рабочее время.
3
Российский рынок
труда современное состояние
и проблемы
Как свидетельствуют результаты обследований фонда «Социальная инноватика», для того чтобы улучшить свое материальное положение, 55 % учатся, 3 % заявили, что воруют, 33 % не делают ничего. Как видно, ориентированность населения на помощь государства по-прежнему сильна. Повышения заработной платы и создания новых рабочих мест ждут от президента страны, того же плюс большей заботы о гражданах и безопасности – от губернаторов и мэров.
По данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян (36 % респондентов). Возможно, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:
Цель формирования трудовых отношений состоит в обеспечении прав работника при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.
Показатели уровня безработицы заметно разнятся по субъектам Федерации (таблица 3): наибольшие фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения.
Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, легкой промышленности, машиностроения;
в регионах с развитой
Таблица 3
Показатели
напряженности на рынке труда, август
– май 2005 г. *
Регион | Уровень занятости | Уровень безработицы | ||
% | Место в РФ (по убыванию значения признака) | % | Место в РФ (по убыванию значения признака) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уральский федеральный округ | 62,5 | 7,6 | ||
Курганская область | 5669 | 67 | 10,0 | 60 |
Свердловская область | 62,7 | 24 | 8,1 | 35 |
Тюменская область | 60,8 | 39 | 9,3 | 50 |
Челябинская область | ||||
Сибирский федеральный округ | 5707 | 10,6 | ||
Республика Алтай | 55,2 | 71 | 9,9 | 58 |
Республика Бурятия | 54,4 | 76 | 14,8 | 81 |
Республика Тыва | 46,0 | 84 | 23,9 | 85 |
Республика Хакасия | 58,7 | 54 | 8,1 | 35 |
Алтайский край | 58,1 | 59 | 9,5 | 52 |
Красноярский край | 60,0 | 46 | 10,2 | 65 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Иркутская область | 60,1 | 45 | 10,5 | 67 |
Кемеровская область | 58,5 | 56 | 9,6 | 54 |
Новосибирская область | 57,9 | 61 | 9,6 | 54 |
Омская область | 55,1 | 72 | 11,0 | 73 |
Томская область | 58,3 | 58 | 12,1 | 78 |
Читинская область | 53,7 | 78 | 12,6 | 79 |
В целом по России | 60,1 | 8,0 |
источник: обследование населения по проблемам занятости. М.: ФСГС, 2005
* без автономных округов
В
таблице 4 отражены общие показатели
состояния рынка труда в регионах Урала
и Сибири.
Таблица 4
Состояние рынка труда
Показатель | РФ | Уральский федеральный округ | Тюменская область | Сибирский федеральный округ |
Численность безработных, тыс. человек | 5799,0 | 501,0 | 165,0 | 1087,0 |
Уровень безработицы, % | 8,0 | 7,6 | 9,3 | 10,6 |
Уровень зарегистрированный безработицы, % | 1,6 | 1,5 | 1,6 | 2,3 |
Заявленная потребность в работниках (на конец года), тыс. человек | 1043,0 | 85,4 | 20,9 | 113,3 |
Численность незанятых, зарегистрированных в органах СЗ (в расчете на одну вакансию), человек | 1,7 |
1,4 |
2,0 |
2,7 |
Источник: Обследование населения по проблемам занятости (май 2004 г.).М.: ФСГС, 2004; Социально-экономическое положение Уральского федерального округа (в 1 полугодии 2004 г.).М.: ФСГС, 2004 |
Следует учитывать и такие факторы, как:
Для
выявления общей динамики безработицы
и потребности в рабочей силе
было проведено сглаживание
Таблица 5
Динамика основных показателей рынка труда в 1992-2004 г.г., тыс. человек
Год | Безработные | Заявленная предприятиями потребность в рабочей силе | ||
Исходные данные | Скользящие средние | Исходные данные | Скользящие средние | |
Уральский федеральный округ | ||||
1992 | 329,9 | 400,4 |
- | 25,0 |
1993 | 380,1 | 18,6 | ||
1994 | 511,8 | 26,1 | ||
1995 | 505,4 | 574,3 |
29,4 | 26,8 |
1996 | 560,9 | 23,3 | ||
1997 | 670,1 | 30,8 | ||
1998 | 737,0 | 691,1 |
22,5 | 60,0 |
1999 | 793,5 | 39,3 | ||
2000 | 624,5 | 62,4 | ||
2001 | 573,7 | 76,2 | ||
2002 | 514,5 | 67,7 | ||
2004 | 501,0 | |||
Сибирский федеральный округ | ||||
1992 | 546,1 | 654,3 |
… | 37,8 |
1993 | 623,0 | 35,0 | ||
1994 | 825,4 | 40,1 | ||
1995 | 914,1 | 1039,7 |
36,1 | 25,3 |
1996 | 953,6 | 24,2 | ||
1997 | 1337,8 | 28,8 | ||
1998 | 1465,7 | 1361,0 |
19,5 | 63,3 |
1999 | 1509,0 | 44,8 | ||
2000 | 1285,4 | 63,9 | ||
2001 | 1111,4 | 80,7 | ||
2002 | 1024,1 | 72,2 | ||
2004 | 1087,0 | |||
Рассчитано на конец каждого года по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели |
Исходя
из приведенных результатов, видно,
что рыночный механизм сам по себе
не в состоянии сократить
На характер российской безработицы повлиял целый ряд особенностей:
-
не перепроизводство, как это
происходит в развитых
-
относительно низкий
- значительная доля безработных - служащих;
- сокращение Вооруженных сил и конверсия;
- спад производства, вызвавший всплеск безработицы и во многом способствовавший распаду сложившихся хозяйственных связей (между бывшими республиками СССР и странами –членами СЭВ).
-
приток беженцев и вынужденных
переселенцев из ближнего
Нехватка квалифицированных кадров превращается в тормоз развития экономики. Очевидно, что одна из прямых обязанностей государства – налаживание профессиональной подготовки и поощрение создания рабочих мест в перспективных отраслях производства, а также в малом бизнесе (таблица 5).
Таблица 5
Стимулирование создания рабочих мест
Уровень |
Сфера | |||
Государственный сектор экономики | частное предпринимательство | временные рабочие места | ||
На федеральном уровне | Установление
системы
льготного налогообложения и кредитования для отраслей и территорий, где желательно увеличение спроса на рабочую силу |
Установление приемлемого минимума рентабельности, при котором прибыль (доход) не облагается налогом | Снижение
бюджетных платежей и
взносов на социальное страхование для временных и частично занятых работников | |
Устранение юридических ограничений роста занятости (возможность индивидуального регулирования рабочего времени, снятие ограничений на численность работников и т.д.) | Определение первоначального периода, в течение которого налоги не взимаются (например, два года). Снижение размера налога на прибыль (доход) при расширении производства и увеличении числа рабочих мест | |||
Создание
условий экономической |
Предоставление
государственных субсидий вновь
организующимся МП.
Обеспечение приемлемых условий кредитования МП. |
|||
На
уровне регионов и муниципаль-
ных образо-ваний |
Возмещение предприятиям затрат, связанных с поиском, обучением и приемом на работу работников | Создание региональных фондов развития МП за счет местных бюджетов и части средств фонда занятости | Облегчение приема на работу временных работников | |
Содействие предприятиям в обеспечении материальными ресурсами, гарантирование сбыта продукции при условии создания новых рабочих мест | Разработка методики отбора предпочтительных бизнес-планов | Возмещение предприятиям затрат, связанных с организацией особых форм занятости |