Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости – средства существования.
Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой представляет собой вечное и естественное условие человеческой жизни. В этом смысле процесс труда не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он, как отношение человека к природе, одинаков для

Работа содержит 1 файл

курсовая Рынок труда.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев.

     Длительная - от 12 до 18 месяцев.

     Застойная - свыше 18 месяцев.

     Характеристики  продолжительности безработицы  – условны. Для одного человека безработица  в два – три месяца представляется чрезмерно продолжительной, для  другого, имеющего определенные накопления, и более длительная безработица может быть не очень обременительной.

     Нельзя  не отметить и такие специфические  разновидности безработицы, как  женская и молодежная, безработица  инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в отставку.

     Безработица – явление характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она охватывает почти треть экономически активного населения мира, которое либо не имеет работы, либо занято неполное рабочее время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Российский рынок  труда современное состояние и проблемы 

     Как свидетельствуют результаты обследований фонда «Социальная инноватика», для того чтобы улучшить свое материальное положение, 55 % учатся, 3 % заявили, что  воруют, 33 % не делают ничего. Как видно, ориентированность населения на помощь государства по-прежнему сильна. Повышения заработной платы и создания новых рабочих мест ждут от президента страны, того же плюс большей заботы о гражданах и безопасности – от губернаторов и мэров.

      По  данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян (36 % респондентов). Возможно, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:

  • усиление контроля за своевременной и полной отдачей предприятиями информации о предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением работников, и потребностях в рабочей силе;
  • расширение информационного поля на основе использования потенциала многофункциональных бирж труда, обслуживающих различные профессиональные группы, организации ярмарок вакансий (в зависимости от спроса на рынке).

     Цель  формирования трудовых отношений состоит  в обеспечении прав работника  при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий  с достойным вознаграждением за труд.

      Показатели  уровня безработицы заметно разнятся по субъектам Федерации (таблица  3): наибольшие фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения.

     Как правило, безработица выше там, где  преобладают предприятия ВПК, легкой промышленности, машиностроения;

       в регионах с развитой добывающей  промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.  

Таблица 3

     Показатели  напряженности на рынке труда, август – май 2005 г. * 

Регион Уровень занятости Уровень безработицы
% Место в РФ (по убыванию значения признака) % Место в РФ (по убыванию значения признака)
1 2 3 4 5
Уральский федеральный округ 62,5   7,6  
Курганская  область 5669 67 10,0 60
Свердловская  область 62,7 24 8,1 35
Тюменская область 60,8 39 9,3 50
Челябинская область        
Сибирский федеральный округ 5707   10,6  
Республика Алтай 55,2 71 9,9 58
Республика  Бурятия 54,4 76 14,8 81
Республика  Тыва 46,0 84 23,9 85
Республика  Хакасия 58,7 54 8,1 35
Алтайский край 58,1 59 9,5 52
Красноярский  край 60,0 46 10,2 65
1 2 3 4 5
Иркутская область 60,1 45 10,5 67
Кемеровская область 58,5 56 9,6 54
Новосибирская область 57,9 61 9,6 54
Омская  область 55,1 72 11,0 73
Томская область 58,3 58 12,1 78
Читинская область 53,7 78 12,6 79
В целом по России 60,1   8,0  

источник: обследование населения по проблемам  занятости. М.: ФСГС, 2005

* без  автономных округов

      В таблице 4 отражены общие показатели состояния рынка труда в регионах Урала и Сибири. 

Таблица 4

     Состояние рынка труда

Показатель РФ Уральский федеральный  округ Тюменская область Сибирский федеральный  округ
Численность безработных, тыс. человек 5799,0 501,0 165,0 1087,0
Уровень безработицы, % 8,0 7,6 9,3 10,6
Уровень зарегистрированный безработицы, % 1,6 1,5 1,6 2,3
Заявленная  потребность в работниках (на конец  года), тыс. человек 1043,0 85,4 20,9 113,3
Численность незанятых, зарегистрированных в органах СЗ (в расчете на одну вакансию), человек  
1,7
 
1,4
 
2,0
 
2,7
Источник: Обследование населения по проблемам  занятости (май 2004 г.).М.: ФСГС, 2004; Социально-экономическое  положение Уральского федерального округа (в 1 полугодии 2004 г.).М.: ФСГС, 2004
 

      Следует учитывать и такие факторы, как:

  • огромные масштабы неполной и широкое распространение вторичной занятости;
  • высокий удельный вес занятых на крупных и средних предприятиях сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и низкий – в сфере услуг;
  • спад производства по сравнению с уровнем 1991 г.;
  • повышение требований к квалификации и профессионализму работников и одновременное ухудшение качества рабочих мест;
  • значительная доля занятых в теневой экономике, нарушение трудовых прав граждан.

     Для выявления общей динамики безработицы  и потребности в рабочей силе было проведено сглаживание эмпирических данных с помощью скользящей средней (таблица 5).

Таблица 5

     Динамика  основных показателей рынка труда в 1992-2004 г.г., тыс. человек

Год Безработные Заявленная  предприятиями потребность в  рабочей силе
Исходные  данные Скользящие  средние Исходные данные Скользящие  средние
Уральский федеральный округ
1992 329,9  
400,4
-  
25,0
1993 380,1 18,6
1994 511,8 26,1
1995 505,4  
574,3
29,4  
26,8
1996 560,9 23,3
1997 670,1 30,8
1998 737,0  
 
691,1
22,5  
 
60,0
1999 793,5 39,3
2000 624,5 62,4
2001 573,7 76,2
2002 514,5   67,7  
2004 501,0  
Сибирский федеральный округ
1992 546,1  
654,3
 
37,8
1993 623,0 35,0
1994 825,4 40,1
1995 914,1  
1039,7
36,1  
25,3
1996 953,6 24,2
1997 1337,8 28,8
1998 1465,7  
 
1361,0
19,5  
 
63,3
1999 1509,0 44,8
2000 1285,4 63,9
2001 1111,4 80,7
2002 1024,1   72,2  
2004 1087,0  
Рассчитано  на конец каждого года по данным: Регионы России. Социально-экономические  показатели

      Исходя  из приведенных результатов, видно, что рыночный механизм сам по себе не в состоянии сократить безработицу  и увеличить занятость. Решать проблему следует путем разработки целевых программ, которые позволяют регулировать конкретную ситуацию в конкретном регионе точечным методом.

      На  характер российской безработицы повлиял  целый ряд особенностей:

   - не перепроизводство, как это  происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация –  дефицит товаров, высокая инфляция;

   - относительно низкий организационный  и технико-технологический уровень  производства;

   - значительная доля безработных  - служащих;

   - сокращение Вооруженных сил и  конверсия;

   - спад производства, вызвавший всплеск безработицы и во многом способствовавший распаду сложившихся хозяйственных связей (между бывшими республиками СССР и странами –членами СЭВ).

   - приток беженцев и вынужденных  переселенцев из ближнего зарубежья,  обостривший ситуацию с занятостью.

      Нехватка  квалифицированных кадров превращается в  тормоз развития экономики. Очевидно, что одна из прямых обязанностей государства  – налаживание профессиональной подготовки и поощрение создания рабочих мест в перспективных  отраслях производства, а также в малом бизнесе (таблица 5).

Таблица 5

     Стимулирование  создания рабочих  мест

 
Уровень
Сфера
Государственный сектор экономики частное предпринимательство временные рабочие  места
На  федеральном уровне Установление  системы 

льготного налогообложения и кредитования для отраслей и территорий, где желательно увеличение спроса на рабочую силу

Установление  приемлемого минимума рентабельности, при котором прибыль (доход) не облагается налогом  Снижение  бюджетных платежей и 

взносов на

социальное  страхование для

временных и 

частично  занятых 

работников

Устранение  юридических ограничений роста  занятости (возможность индивидуального  регулирования рабочего времени, снятие ограничений на численность работников и т.д.) Определение первоначального периода, в течение которого налоги не взимаются (например, два года). Снижение размера налога на прибыль (доход) при расширении производства и увеличении числа рабочих мест
Создание  условий экономической заинтересованности предприятий в обеспечении занятости  молодежи, инвалидов и других групп населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда Предоставление  государственных субсидий вновь  организующимся МП.

Обеспечение приемлемых условий кредитования МП.

 
На  уровне регионов и муниципаль-

ных образо-ваний

Возмещение предприятиям затрат, связанных с поиском, обучением и приемом на работу работников  Создание региональных фондов развития МП за счет местных  бюджетов и части средств фонда  занятости Облегчение  приема на работу временных работников
Содействие  предприятиям в обеспечении материальными ресурсами, гарантирование сбыта продукции при условии создания новых рабочих мест Разработка  методики отбора предпочтительных бизнес-планов Возмещение  предприятиям затрат, связанных с  организацией особых форм занятости

Информация о работе Рынок труда