Рынок труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда в России нужен.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

       Статистика показывает, что население трудоспособного возраста будет составлять около 85,8 млн. человек

       В результате трудовые ресурсы  нашей страны будут расти и  составят к около 86,7 млн. человек. Столь значительный количественный трудовой потенциал, подкрепленный еще не растраченными качественными показателями (с точки зрения общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров), мог бы стать базой для обеспечения экономического роста страны.

       Главная проблема, перед которой  оказался сегодня, рынок труда РФ, связана с увеличением спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.

     В любом цивилизованном рыночном обществе высокий доход основной массы  занятого населения формирует и соответствующий спрос, являясь, таким образом, двигателем социально-экономического развития.

     В России же такой взвешенной политики доходов нет. Ее место занимает неконтролируемое присвоение общенационального достояния  незначительной частью населения, в то время как производитель товаров и услуг - будь то рабочий или крестьянин, ученый или учитель - располагает доходами, позволяющими ему удовлетворить лишь самые необходимые жизненные потребности.

     Наибольшие  размеры неполная занятость приобрела на предприятиях транспорта (29,6%), в промышленности (19,9%), научных учреждениях (14,8%), в информационно-вычислительном обслуживании (10,2%). Значительные размеры неполной занятости, а также сложности с трудоустройством сделали стабильным такое явление, как вторичная и неформальная занятость.

     По  оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, вторую работу сегодня имеют более 8 млн. человек; число занятых в неформальном секторе составило около 25 млн. человек, в том числе для 7,5 млн. человек этот вид деятельности являлся единственным источником дохода.

     Численность приезжающих на работу трудящихся-мигрантов сохранялась в пределах 550-600 тыс. человек, что составляет 0,4% от численности занятого населения. Однако масштабы нелегальной миграции все равно оцениваются сегодня примерно в 3-4 млн. человек. Изменения в сфере занятости обусловили и рост общей численности безработных.

     Несмотря  на снижение численности регистрируемых безработных, стабилизировалась продолжительность поиска работы. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы составляла 3 месяца. При этом более года искали работу 5% безработных, состоящих на учете в органах службы занятости.

     По-прежнему в общей численности безработных  преобладают те, кто уволился с последнего места работы по собственному желанию (45%), в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности персонала (30%).[3]

     4. Цели и задачи политики занятости

 

     В мировой науке и практике уже  давно сформировалось и нашло  практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста.

     Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

  • более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
  • создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
  • инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;
  • стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур)2.

     Политика  занятости призвана задействовать  весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д.

     К первым относятся качественные параметры  рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

     Главным инструментом достижения стабильности экономического положения каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки.

     5. Перспективы развития рынка труда

     Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности.

     Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты.

       Например, институционализируются наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики.

     Создание  рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков. Но в  то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов.

       В современной экономической  литературе по институционализму  и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты – как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.

     Процесс институционализации рынков труда  в переходной экономике протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных институтов или их неэффективным функционированием (например, городских, молодежных и др. бирж труда).

       Особая роль при формировании  институтов рынка труда принадлежит  формальным институтам, среди которых  важнейшее значение имеют институты и нормы трудового законодательства.

       Принятие нового Трудового Кодекса  в 2002 году должно способствовать  изменению направления развития  вектора конструктивных тенденций  на современном отечественном рынке труда.

     Ситуацию  на российском рынке труда можно  охарактеризовать как неравновесную (асимметричную), причем, природа неравновесия имеет особенности, которые часто не анализируются в рамках традиционного неоклассического макро- и микроэкономического анализа.

       Неравновесие на рынках в переходной  экономике является институциональным, проявляясь в отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для возникновения эффективных равновесий.

     На  наш взгляд, выделяются следующие  особенности неравновесия на рынке  труда:

     1) Сложившаяся ситуация является  следствием переходных и трансформационных процессов в экономике в целом. Своеобразие приспособления рынка труда к сложившимся новым экономическим условиям и институтам заключается в том, что оно происходит не столько за счет сокращения численности занятых, сколько гибкости в оплате труда, а также в его продолжительности и эффективности.

     Конкретными проявлениями такой специфической  гибкости являются низкий уровень заработной платы, высокий уровень ее дифференциации, систематические задержки в ее выплате, широкое распространение административных отпусков и переводов в режим неполного рабочего времени, развитие вторичной занятости, высокая текучесть кадров. Перечисленные факторы обусловливают сохранение трудовой избыточной занятости на значительной части российских предприятий.

     2) Особенностью неравновесия современного российского рынка труда является существование увеличивающегося разрыва между официально регистрируемым количеством безработных и их общей численностью, которая не соответствует уровню падения производства. За последние годы наблюдается устойчивая тенденция уменьшения доли официально регистрируемых безработных в их общей численности.

     3) Отклонение цены на рынке труда  от совершенно равновесной можно  также объяснить специфической  монополизацией, которая является "наследием"  плановой экономики, а также обусловлена слабостью и неразвитостью институциональной структуры.

     Создание  социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой  процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов.

       В сложившихся экономических  и политических условиях подобная  мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами.

       Создание таких институтов не  может происходить только спонтанно  и на основе создания только  неформальных институтов. Поэтому  необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества.

     Такая политика относительно рынка труда  должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.

 

Заключение

 

    Рынок труда это отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Он испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения.

    Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

    Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

     В политике занятости подавляющего большинства  стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики.

       В отношении безработных это  означает содействие формированию  и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

      Список литературы

 
  1. Трудовой  кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга+, 2002.
  2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 11.04.96 г.
  4. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000г;
  5. Фишер С. Экономика. М.: Дело, 1999г.
  6. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2001.
  7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, с.21-35.
  8. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2001. №7-8 с. 32-36.
  9. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.76-91.
  10. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2001 №2. С.73-74.
  11. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106
  12. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2001, №3, с.47-52.
  13. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2000, №11-12, с.50-59.
  14. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.102-113.
  15. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000, №3 с. 122-126.

Информация о работе Рынок труда в России