Рынок труда в Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стоит – используя методы сравнительного анализа и др. показать осветить ситуацию на рынке труда в Мурманской области и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Содержание

Содержание: 1
Введение 2
1.1. Определение рынка труда. 3
1.2. Типология и структура рынка труда. 4
1.3. Рынок труда и заработная плата. 6
1.4. Особенности товара «труд». 8
2. Рынок труда в Мурманской области 8
2.1. Общее состояние рынка труда по области. 8
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, 10
2.2. Обзор рынка труда в нескольких сферах. 13
2.2.1. Рынок труда в сфере производства и продажи товаров народного потребления 13
2.2.2. Консалтинг 14
2.2.3. Рынок труда в банковской сфере 14
2.2.4. Издательство, СМИ и полиграфия 14
2.3. Фактор безработицы на рынке труда 14
2.4. Проблемы трудоустройства выпускников; провинциалов, с высшим образованием 16
2.5. Анализ наиболее востребованных вакансий для молодых специалистов, имеющих опыт работы. 16
2.6. Анализ компаний и предлагаемых вакансий для молодежи 17
2.7. "Горячая профессия " 17
Заключение 19
Литература: 20

Работа содержит 1 файл

рынок труда мурманской области.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     Негативные  тенденции в сфере занятости населения усугубляются региональными и структурными особенностями: деформированным состоянием хозяйственного комплекса; высокой долей ресурсодобывающих центров, часть которых базируется на затухающих месторождениях: наличием отдельных городских поселений с моноструктурным производством; значительным числом воинских гарнизонов с неполной занятостью женщин и т.п.

     Анализ  протекающих процессов позволяет  сделать вывод, что сокращение занятости в отраслях материального производства в регионе связано не с прогрессивными сдвигами, повышением производительности труда, а обусловлено, прежде всего, значительным падением объемов производства, в свою очередь вызванном потерей управляемости, нарушением хозяйственных связей. В этой связи можно говорить о дисбалансе на рынке труда.

     В качестве примера: В Ковдорском районе численность трудовых ресурсов в  течение 2002 года сократилась на 100 человек и составила 18,1 тыс. Число занятых в экономике граждан также сократилось на 100 и составило 12,4 тыс. человек. Сокращение рабочих мест произошло в основном в предприятиях материального производства - акционерных обществах "Ковдорский ГОК", "Ковдорслюда", "Чалмозеро".

     Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в предприятиях и организациях района увеличилась с 5982 рублей за 2001 год до 7650 рублей в 2002 году, т.е. на 28%. Но размер среднемесячной заработной платы не характеризует уровень доходов населения района, т.к. число работающих граждан, по которым организован учет заработной платы, в общей численности населения составляет всего 41%. По состоянию на 1 января 2003 года, численность незанятых трудовой деятельностью граждан, стоящих на учете в службе занятости, составляет 1623 человека. Из них статус безработного имеют 1609 человек, в том числе - в г. Ковдоре 1309 человек, в сельских населенных пунктах - 300 человек.

     Нынешнее  состояние занятости населения Кольского Севера определяется тем, что в процессе отраслевого формирования рабочих мест и регионального формирования трудовых ресурсов нередко воспроизводятся вышеуказанные противоречия, которые не позволяют сбалансировать потребность населения в работе и, в значительно меньшей степени, экономики региона - в рабочей силе, что служит реальной базой для образования безработицы.

     Достаточно  часто официальный уровень безработицы  был сопряжен с показателями скрытой безработицы, проявляющейся з основном через неполную занятость. В 1995-1997 годы неполное время по инициативе администрации предприятий и организаций Мурманской области трудилось около 11-12% списочной численности работников. В отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по причине частичной или полной остановки производства в 1997 г. побывало около 20 тыс. чел., занятых в экономике региона. По нашему мнению, подобные ситуации на предприятиях и в организациях чреваты будущими сокращениями или спровоцированными увольнениями по собственному желанию значительного количества работников, что в свою очередь будет способствовать усилению напряженности на рынке труда,

     Следует особо остановиться на качественной составляющей рынка груда. В современных, условиях реструктуризации секторов экономической деятельное ти, продолжающегося спада производства, неплатежеспособности многих предприятий в разряд безработных попадают высококвалифицированные специалисты, конкурентоспособность которых при найме на работу предположительно должна быть достаточно высока, однако узкая специализация в рамках имеющегося профессионального образования снижает профессиональную мобильность этой категории.

     8 качестве негативного момента  следует отметить, что доля лиц,  имеющих высшее и среднее профессиональное  образование, зарегистрированных в качестве безработных, в Мурманской области выше, чем в других областях северного региона: в 1997 г. она составила по Мурманской области - 27,1, по Архангельской - 19,25, по Карелии - 25,5, по республике Коми -19,4%.

     В отраслевом разрезе наиболее сложное положение в сфере занятости работников строительной отрасли. Их доля в общей численности занятых в Мурманской области сократилась более чем в 2 раза. Положение дел в строительстве, исходя из опыта других стран, является своего рода индикатором конъюнктурной ситуации во вссм хозяйственном комплексе региона. Общеизвестно, что экономическое оживление начинается, как правило, с увеличения заказов на строитель но-монтажные работы.

     Положительные тенденции 1999 г. в реальном секторе  экономики региона обусловили, несомненно, и динамику на рынке труда: к началу 2000 г. органами службы занятости Мурманской области официально зарегистрировано 23,3 тыс. безработных (на начало 1999 г. - 32,6 тыс. чел.), или 5.2% экономически активного населения. Данная тенденция получила развитие и в 2000 году, что подтверждается снижением численности официально зарегистрированных безработных до 19,4 тыс. чел. к концу года. Оживление реального сектора экономики региона, несомненно, повлияло и на динамику такого важного показателя состояния рынка труда, как нагрузка незанятого населения на имеющиеся вакансии (рис.5.3.3):

     Резюмируя развитие рынка труда в регионе, в качестве основных моментов следует  выделить:

  • значительный рост уровня безработицы в 1993-1998 гг. и резкое сокращение возможностей для трудоустройства в государственном секторе экономики;
  • новые тенденции в сфере занятости: усиление процесса сокращения занятых в отраслях материального производства; резкое снижение численности работников на предприятиях госсектора; широкое распространение нерегламентированной занятости; "сезонность" в деятельности промышленных предприятий ре: иона; незначительное число вакантных рабочих мест в народном хозяйстве региона и т.д.

     Направления, по которым осуществляется регулирование  состояния регионального рынка труда, можно сгруппировать на два крупных блока.

     Первый - связан с активной политикой на рынке труда и включает профессиональное обучение и консультирование; создание и сохранение рабочих мест; компенсационные выплаты и субсидии работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, либо находящимся а вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; организацию общественных работ и временной занятости; переезд безработных в другую местность и программы социальной адаптации.

Нагрузка  незанятого населения  на одну заявленную вакансию,

на конец месяца, человек

    Рис. Динамика численности безработных Мурманской области в расчете на одну заявленную вакансию.

     Второй  блок определяется мероприятиями по материальной поддержке безработных и включает выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, предоставление досрочной пенсии и т.д.

     Как показывает опыт 1993-1998 гг., наибольшие сложности представляет реализация мероприятий для осуществления политики в области занятости по первому блоку направлений. В условиях политической и экономической нестабильности практически отсутствуют инвестиции в такое важнейшее направление совершенствования занятости, как создание технически прогрессивных новых рабочих мест в государственном и частном секторе в соответствии с демографическими процессами; зачастую вместо сокращения технически и социально устаревших рабочих мест и снижения на этой основе потребности в работниках неквалифицированного труда, наоборот, из-за недостаточного внимания со стороны государства свертываются наукоемкие, технологически передовые производства, не приносящие сиюминутной выгоды, но определяющие поступательное движение общества по пути прогресса. Без должного внимания государственных органов как федерального, так и регионального уровней остаются:

  • прогнозное ("превентивное") определение категорий занятых, увольнение которых неизбежно в целях повышения эффективности производства, а также предварительное переобучение неквалифицированных работников и других "групп риска" в соответствии с новыми потребностями экономики;
  • правовая регламентация и экономическое стимулирование создания целевых рабочих мест как в государственном, так и в частном секторе для социально слаоозащищенных групп населения (инвалиды, молодежь, женщины, имеющие малолетних детей).

     Следует также заметить, что во многом скопированное  с развитых стран Запада законодательство по проблемам безработицы по ряду направлений не учитывает специфику переходных процессов в экономике России. Это, естественно, сказывается и т состоянии рынка груда на Севере. Поэтому говори 1ь об оптимистичном прогнозе смягчения безработицы в ближайшие годы не приходится.

    Резюмируя краший анализ развития регионального  рынка труда, можно выделить следующие моменты:

     1. Проблема сохранения трудового потенциала на территории Мурманской области, естественно, не может быть решена по единым правилам, по одному шаблону. Представляется, что должна быть разработана достаточно гибкая система мер, позволяющих, во-первых, поддерживать приемлемый уровень занятости населения, во-вторых, осуществлять хозяйственную деятельность в районах с экстремальными природно-климатическими условиями на основе критерия эффективности. Иными словами, в дальнейшее освоение и развитие территории должен быть положен принцип минимальной достаточности:

  1. В сфере материального производства проблема привлечения и закрепления рабочей силы с общегосударственного уровня будет переходить на уровень конкретного хозяйствующего субъекта. Именно в рамках договорных (контрактных) отношений между работодателем и работником могут и должны решаться все вопросы, связанные не только с вознаграждением за труд, но и обустройства как в период работы, так и после завершения трудовой деятельности н районах Крайнего Севера,
  2. Дополнительный импульс хозяйственному развитию Мурманской области, по мнению большинства специалистов, может придать освоение уникальных месторождений углеводородов в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей и развитие Северного морского пути. В этой связи может показаться, что проблемы привлечения и закрепления рабочей силы следует решать, прежде всего, для работников нефтяной и газовой отраслей.

    Однако  нам представляется, что приоритет необходимо отдавать не отраслям специализации, а инфраструктурным обслуживающим отраслям. Мотивация такою утверждения обусловлена двумя моментами. Во-первых, масштабы занятых непосредственно на добыче и транспортировке нефти и 1аза, как показывают предварительные расчеты, будут существенно ниже, чем в обслуживающих и перерабатывающих отраслях. Так, к 2005 году при условии начала реализации Штокмановского проекта и начале строительства нефтеперерабатывающего завода в Мурманской области, прирост новых рабочих мест в отраслях специализации в оптимистичном варианте может составить 2000, а с учетом эффекта мультипликации, т.е. ростом занятости в обслуживающих отраслях и социальной сфере, общее число новых рабочих мест прогнозируется в размере 6000-7000

     Следует также иметь в виду, что освоение нефтяных и газовых месторождений будет- осуществляться вахтовым способом. Как показывает использование вахтового способа в Западной Сибири, вахтовики, привлекаемые на работу о арктические районы, либо не нуждаются в обеспечении жильем на "материке", либо вопрос обеспечения их жильем б средней полосе России достаточно успешно решается силами организации (работодателем), использующей труд работников;

     4. Вышеупомянутый прирост новых  рабочих мест в целом по  Мурманской области не потребует  еколь-нибудь значимого привлечения  рабочей силы из других регионов страны. Основанием для этого вывода являются два обстоятельства: имеющийся на сегодня резерв незанятых граждан и достаточно- бурное развитие региональной системы профессионального образования. Вновь открытые высшие и среднеспециальные учебные заведения способны в кратчайшие сроки подготовить необходимое число специалистов для работы в новых отраслях хозяйственной деятельности. К тому же в качестве существенного высококвалифицированного резерва для обеспечения рабочей силой новых рабочих мест следует рассматривать контингенты демобилизованных военнослужащих Северного флота. В целом проблема комплектации кадрами как вновь создаваемых, так и уже существующих рабочих мест в Мурманской области может быть разрешена без привлечения рабочей силы из других регионов. Этот принципиальный вывод, естественно, затрагивает только количественную составляющую рынка труда.

     В области охраны труда сегодня  успешно реализуется Программа  первоочередных мер по улучшению  условий и охраны труда, основная задача которой является реализация государственной политики в сфере улучшения условий и охраны труда на территории области.

     Создана и действует государственная  экспертиза условий труда, консультационно-методический центр охраны труда. В связи с  этим усилен контроль за обеспечением защищенности граждан, работающих в неблагоприятных условиях труда, за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовки к последующей сертификации производственных объектов ча соответствие требованиям по охране труда.

     На  начало 2000 года проведена в полном объеме аттестация рабочих мест но условиям труда 8 310 предприятиях и организациях области, на которых занято 63,6 тыс. человек, в том числе 28.5 тыс. женщин. Из общего числа аттестованных рабочих мест 83% имеют оптимальные и допустимые условия труда.

Информация о работе Рынок труда в Мурманской области