Рынок труда. Особенности его формирования и функционирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях изучение рынка труда становится необходимым. Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание

Введение........................................................……...стр. 3

Глава I. Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда………………………………………....стр. 4
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда………………………………………….стр. 10
1.3.Рынок труда и заработная плата……………………стр. 11

Глава II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1.Механизм саморегулирования рынка труда…стр. 15
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России……………………………………….стр. 18
Деятельность профсоюзов. …………………….стр. 20

Глава III. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике….стр. 23

Заключение………………………………………………………..стр. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему- -Рынок труда. Особенности его формирова.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Существуют  также различия в степени неравенства  доходов между разными странами, например, в США, оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи  сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства  в экономику. Помощь государства  бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически  такой подход к регулированию  рынка труда какой-либо страны с  рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т.к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе.

 

2.2. Государственное  регулирование рынка труда и  его необходимость в России.

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с  другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного воздействия  на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспасобных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процессс регулирования  рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты  рыночного механизма. Это обуусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся  меры, регулирующие количественные соотношения  между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и производительное потребление.  При этом следует подчеркнуть динамизм государственноего регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударсвенных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитите предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основныз типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном чсекторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионаз, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной меграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации  основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

 

2.3  Деятельность профсоюзов.

Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль над исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза –  повышение заработной платы. В связи  с этим видный американский экономист  П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

Профсоюзы могут  ограничивать предложение труда. Это  достигается, например, введением высоких  иммиграционных барьеров, содействием  принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии.

Профсоюзы могут  добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

Профсоюзы могут  вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа  регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда в Ро сии уместно  обратиться к опыту США, где как  ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное  движение. Там профсоюзы сначала  обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также  пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника каким-либо техническим новшеством.

В некоторых  случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто связано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы  возникли как форма институционализации  социальных интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение  рыночной ситуации продажи членами  профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

Роль профсоюзов на рынке труда в России была конкретизирована в 1995 г. Федеральным законом «О профессиональных союзах» и другими законодательными актами («О коллективных договорах» и пр.).

 

 

 

 

 

 

Глава III.  Проблемы функционирования рынка труда в современной  переходной российской экономике

 

Реформирование российской экономики показало, что наряду со свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике и др.

Рынок в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышает спрос на нее (в Ивановской области – 158, в Республике Тува – в 143, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан – в 42-47 раз). В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, бухгалтеров, программистов) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.

За последние несколько  лет наибольший уровень безработицы  в России был зафиксирован в конце  февраля 1999 года. Тогда без работы остались 10,392 миллиона россиян.

Число безработных в  России на конец октября 2000 года составило 7,2 миллиона человек, что соответствует 10% от общего количества активного населения. По данным Госкомстата, общий уровень  безработицы в России за 2000 год сократился на 19,3%.

К концу июня 2001 года численность  официально зарегистрированных безработных  в целом по России составила 1,08 миллиона человек, а коэффициент напряженности  на регистрируемом рынке труда составил 1,5 человека на одну вакансию (по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации). В 51 субъекте Федерации уровень регистрируемой безработицы превысил средне российский показатель (1,4 процента), в том числе в 15 регионах - в 2 и более раза. В группу регионов с максимальным уровнем регистрируемой безработицы входят Корякский АО (9,6%),  Республики Ингушетия (8,7%), Дагестан и Тыва (по 6,3%), Агинский Бурятский АО (6,1%).

Минимальный уровень  безработицы отмечен в Оренбургской области (0,5 процента), Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Тверской области (по 0,6 процента), Белгородской, Липецкой, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской и Тюменской областях (по 0,7 процента).

Информация о работе Рынок труда. Особенности его формирования и функционирования в России