Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:50, контрольная работа
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В настоящее время в период мирового экономического кризиса изучение рынка труда является актуальной темой исследования. Это обуславливается упадком промышленного производства и возросшим уровнем безработицы. В связи с этим важно изучать сам рынок труда, его регулирование, а так же регулирование кадрового потенциала и занятости.
1. Рынок труда. Наемный труд. Занятость и безработица……………... 3
2. Трансформационные направления переходной экономики России……………………………………………………………………... 9
3. Задача 1…………………………………………………………............ 15
4. Задача 2…………………………………………………………............ 16 Список литературы
Свердловской области
по дисциплине: «Основы экономики»
Вариант № 8
2011
Содержание
1. Рынок труда. Наемный труд. Занятость и безработица……………... 3 2. Трансформационные направления переходной экономики России……………………………………………………………… 3. Задача 1…………………………………………………………....... 4. Задача 2…………………………………………………………....... |
|
|
|
|
|
1. Рынок труда. Наемный труд. Занятость и безработица.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В настоящее время в период мирового экономического кризиса изучение рынка труда является актуальной темой исследования. Это обуславливается упадком промышленного производства и возросшим уровнем безработицы. В связи с этим важно изучать сам рынок труда, его регулирование, а так же регулирование кадрового потенциала и занятости.
Рынок труда представляет собой важное звено, интегральный элемент рыночной экономики, находящийся в органической функциональной связи с другими элементами системы. Рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой. Его развитие обусловливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способностей к перемене видов труда в соответствии со структурными изменениями в экономике и конъюнктуре на рынке труда. Усиливается заинтересованность рабочих и служащих в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства, уровня квалификации. Рынок труда активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию, как в рамках отрасли, так и в межотраслевом, межрегиональном направлениях, что открывает определенные возможности решения проблем занятости трудоспособного населения. Повышается роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, усиливается экономическая мотивация труда, что ведет к росту его производительности. Все более ускоряется адаптация населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, вырабатывается экономическое поведение рыночного типа.
Вместе с тем, воздействие рынка приводит к чрезмерной дифференциации в оплате труда и доходах различных групп населения, порождает бедность и нищету, безработицу значительной части трудящихся. Снижается качество рабочей силы, прежде всего, ухудшается здоровье и квалификация работников, т.е. снижается ее конкурентоспособность. Ведь товаром на рынке труда выступает рабочая сила, или способность к труду. А она является товаром особого рода, непосредственно связанными с самим человеком, личностью, затрагивающим ее самые существенные свойства, права, общественный статус. Все это должно учитываться, когда речь идет об экономических отношениях по поводу рабочей силы.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования. Предложение труда обусловливается следующими факторами:
численностью населения, прежде всего трудоспособного;
средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.
Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков. Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между собственником денег (покупателем, или работодателем) и наемным работником, владельцем (собственником) рабочей силы по поводу купли-продажи последней. Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (договор, контракт, соглашение), базирующиеся на трудовом законодательстве страны (и/или отдельного региона). Рынок труда, будучи подсистемой в комплексе рыночных отношений, зависит от уровня зрелости других рынков, и от степени развития всей экономической системы. Кризисное падение производства, не высокая инвестиционная активность, проблемы в денежной-кредитной сфере отображаются на характере российского рынка труда.
Вместе с тем наемные работники, продавая рабочую силу, в свою очередь, предъявляют спрос на жизненные средства на вещных товарных рынках. Тем самым они способствуют их росту, стимулируют развитие всей экономической системы. Сам же рынок труда выступает своего рода связующим звеном в системе общественного воспроизводства. Возникает вопрос о том, следует ли регулировать механизм функционирования рынка труда. Известно, что некоторые экономисты стоят на позиции неприемлемости вмешательства в рыночный механизм. Сторонники кейнсианской школы, наоборот настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе на рынке труда. Спор между неоклассиками и кейнсианцами продолжается уже давно. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда. Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками при посредничестве государства. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Тем самым, рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов или коллективных договоров, причем размер ее зависит от соотношения сил договаривающихся сторон. Как видно, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзами), и извне (государством).
Политика занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.
Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяются потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшать свое материальное положение. В результате многие оказываются без работы и заработка, а, следовательно, без средств к существованию, что вызывает определенную дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого, государства и правительства стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности. Другими словами, государственные органы осуществляют политику занятости в узком смысле этого слова.
В своей политике занятости правительство определенными принципами. В советский период такими принципами были обязательность труда, полная всеобщая занятость трудоспособного населения общественно-полезной деятельностью и т.д. Современные радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости. Они вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего из Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
В условиях рыночной экономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости и безработицы.
Под занятостью населения подразумевается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. К занятым гражданам в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также иную приносящую доход работу; временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
В соответствии с классификацией МОТ к экономически активному населению относят часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных. К безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Экономически неактивное население - это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками; лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и хотят работать; другие лица, которым нет необходимости работать, но которые могут и хотят работать.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением имеет место скрытая безработица. В условиях переходной экономики потребовалось также осмысление категорий вторичной занятости и самозанятости. Вторичная занятость означает удлинение рабочего дня за пределы нормальной продолжительности на тех же, смежных или новых рабочих местах (на другом предприятии, в форме индивидуальной трудовой деятельности и т.д.). Самозанятость предполагает самостоятельный поиск деятельности как источника дохода, создания рабочих мест для получения постоянного или временного дохода с помощью государственной поддержки разных уровней. Самозанятость чаще всего проявляется в форме малого бизнеса. Уровень занятости - процент численности рабочей силы, имеющей на определенный момент работу.
Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах. Важнейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими местами. Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей. От того, насколько полно члены общества вовлечены в трудовой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы экономического роста, величина ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей общества. Поэтому обеспечение тружеников экономически целесообразным рабочим местом, достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиций.
Экономически целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально оплачиваемыми и общественно полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и высоко производительные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обеспечение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости. Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производительности.
Первый показатель это уровень (коэффициент) занятости населения профессиональным трудом. Он определяется как отношение числа занятых к общей численности населения, выраженное в процентах. Второй показатель это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Он рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов. Третий показатель это оптимальное распределение населения по сферам общественно полезной деятельности. Четвертый показатель это рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и сократился на специалистов технического профиля. Пятый показатель это норма безработицы, ее баланс с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после того, как было дано научное определение естественного уровня безработицы.
Всесторонне развитый человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства.
2. Трансформационные направления переходной экономики России
Непредвзятый взгляд на практику хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяет увидеть высокую степень регулируемости экономических процессов прямыми и косвенными методами.
Речь идет об увязке интересов населения с интересами государства, олицетворявшего собой все общество. Ее обеспечивает государственное регулирование, подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий, направленных на решение общенациональных задач социально-экономического развития. Такой системой в условиях рыночной экономики является индикативное планирование народного хозяйства. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики.
Индикативные планы, очевидно, должны разрабатываться на сроки, соответствующие либо периодам смены представительных органов власти, с которыми сопряжена и деятельность органов исполнительной власти, либо на пятилетние периоды. Смена власти в последнем случае может вызывать необходимость корректировки тех или иных разделов индикативного плана и тем самым постепенно переориентировать хозяйственные субъекты на новые установки социально-экономической политики.
Комплексность индикативного планирования определяется тем, что составными частями соответствующего плана являются концепция социально-экономического развития страны, прогнозирование, целевые программы, планирование развития государственного сектора, система показателей, определяющих параметры макроэкономической динамики и условия их изменения, система социально-экономических соглашений между всеми собственниками факторов производства, включая органы власти.
Концепция социально-экономического развития включает описание исходной социально-экономической базы и оценки итогов предшествующего этапа развития, определение важнейших проблем, в соответствии с которыми формируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.
Прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического и производственного потенциала страны, сложившейся структуры ресурсного обеспечения народного хозяйства, возможности инвестиционной деятельности, различных факторов социально-экономического положения страны. Основой для разработки прогнозов должна быть система геополитических, военно-стратегических, политологических, социальных, демографических, научно-технических, отраслевых, региональных, внешнеэкономических прогнозов, что предполагает их многовариантность.
Федеральные целевые программы позволяют выделить приоритетные направления социально-экономической политики государства. В соответствии с характером целевых установок они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно- экономических, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Учитывая значительную роль государственного сектора в экономике России, остро встает вопрос о плане его развития как в целом, так и по отраслям, регионам, видам предприятий. План развития государственного сектора должен включать предприятия федерального подчинения и предприятия совместного ведения с субъектами федерации.
Особое место в индикативном плане отводится планированию поставок для федеральных нужд продукции по утвержденному перечню и объемам. Планирование подобного рода поставок должно осуществляться в полном соответствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Рассматривая проблемы государственного регулирования национальной экономики с целью достижения социально-экономического благополучия народа, целесообразно дополнить количественные макроэкономические стоимостные показатели социальными составляющими благополучия: уровнями грамотности, продолжительности жизни, доступности медицинской помощи, состояние окружающей среды.
Важным аспектом переходной экономики является задача по осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике в интересах социальной ее ориентации, технического перевооружения производства и повышения его эффективности. Важнейшим инструментом государственного воздействия может стать селективная структурная политика.
Селективная структурная политика предполагает реализацию системы государственных мероприятий, подкрепленных созданием финансово-экономических условий заинтересованности хозяйствующих субъектов и направленных на обеспечение перелива капиталов в намеченные к ускоренному развитию сферы хозяйственной деятельности. Она предполагает оказание целенаправленной государственной поддержки выбранным группам предприятий и организаций, способным к относительно быстрой реорганизации, модернизации или переориентации производства.
Опора исключительно на рыночные механизмы селекции жизнедеятельных предприятий и структурных изменений в национальной экономике уже дала разрушительные последствия. Это обусловливает необходимость внесения существенных коррективов в процессы приватизации и механизмы разгосударствления общественного производства, включая меры по стимулированию создания новых организационных форм управления и регулирования отдельных сфер хозяйственной деятельности в виде акционерных и холдинговых компаний, межотраслевых и межрегиональных ассоциаций, финансово-промышленных групп, банковских союзов, совместных предприятий.
Другим механизмом реализации селективной структурной политики государства является финансово-кредитное, денежное и налоговое регулирование. Если исходить из того, что осуществление структурных сдвигов в экономике - это задача долгосрочного периода, то структурная политика должна учитывать и исходить из обеспечения процесса общественного воспроизводства, в котором четко просматриваются контуры укрупненной модели межотраслевого баланса и межрегионального экономического равновесия.
Выделение приоритетных направлений развития экономики - это скорее экономическая политика, сориентированная на решение возникающих текущих проблем. Следовательно, она имеет в своем составе мероприятия в большей степени средне- и краткосрочного характера. Задача заключается в принятии экстренных и неотложных мер воздействия на хозяйствующие субъекты путем создания благоприятной или неблагоприятной рыночной, финансово-кредитной среды в соответствующих сферах, чтобы добиться в них улучшения положения.
Когда речь идет о структурной перестройке народного хозяйства такого уникального государства, как Россия, необходимо четко представлять себе общие контуры и внутреннюю структуру наиболее эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев российской экономики. Суть структурной политики - сформировать оптимальную структуру народнохозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Поэтому структурную политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию, тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и макроэкономический, но всегда избирательный характер.
Что касается проблемы экономии топлива и энергии, то данная проблема выходит далеко за пределы самого ТЭК и затрагивает все без исключения отрасли народного хозяйства. Во многом решение данной проблемы замыкается на осуществлении структурных сдвигов в рамках национальной экономики. Структурная политика призвана обеспечить развитие в заданном направлении научных исследований, опытно-конструкторских разработок и использование их достижений в хозяйственной практике с целью обеспечения ресурсосбережения и сокращения доли ТЭК в структуре народного хозяйства.
Выделение продовольственной проблемы в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития страны органически вписывается в рамки реализации структурной политики государства. Дело в том, что формирование и развитие агропромышленного комплекса (АПК) является одним из определяющих структурообразующих элементов национальной экономики. Обеспечение потребности населения в продовольствии в полном объеме и структуре - задача стратегического, экономического, социального и политического значения.
Что касается непосредственно сельскохозяйственного производства, то здесь, очевидно, не избежать распределения финансовых ресурсов в целом по регионам. Однако избирательность мероприятий в рамках структурной политики в области сельскохозяйственного производства должна быть направлена на формирование рациональной специализации и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья на основе безотходных технологий.
Определяющим критерием государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений. Селективность структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных конкретных сфер хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе.
В частности, можно выделить в качестве приоритетного направления конверсию предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Один из наиболее рациональных путей ее проведения - это максимальное использование интеллектуального, научно-технического потенциала и имеющихся научных результатов, конструкторских разработок технологического оборудования и оснастки в родственных производствах, выпускающих продукцию гражданского назначения.
Составным элементом реализации селективной государственной структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной собственности. Это те предприятия, приватизация которых запрещена законодательством России, а также те из них, приватизация которых осуществляется только по разрешению Правительства Российской Федерации. Поэтому, наряду с реализацией программ коммерциализации государственных предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в производство, продукция которого оказывает благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.
Другим механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками.
Важным требованием реализации селективной структурной политики выступает согласованность всей совокупности мероприятий на федеральном и республиканско-
Административно- и национально-территориальные образования весьма слабо используют свои права и возможности, чтобы решить назревшие проблемы структурных сдвигов в отдельных регионах. Как свидетельствует первый опыт составления целевых программ и участия регионов в их реализации, здесь пока сохраняется иждивенческое настроение в отношении получения финансовых ресурсов из федерального бюджета. Мало пока что делается для мобилизации и использования собственных средств и кредитов, формирования внебюджетных источников финансирования инвестиционной деятельности.
Особое место в обеспечении социально-экономического развития, реструктуризации народного хозяйства занимают инвестиции. Поэтому важное значение имеет выявление финансовых источников для активизации инвестиционной деятельности. В условиях переходного периода, очевидно, не избежать бюджетного финансирования тех областей хозяйственной деятельности, без которых возможна приостановка или дальнейшее свертывание производства в смежных отраслях и которые являются малопривлекательными для коммерческих структур.
Важным источником инвестиций могут и должны стать амортизационные отчисления. Во-первых, речь идет о проведении политики ускоренной амортизации прежде всего или исключительно для производств и отраслей, с которыми связаны надежды на ускоренное перепрофилирование производства или организацию импортозамещающих производств либо производств межотраслевого назначения. Во-вторых, амортизационные отчисления должны использоваться исключительно по своему прямому назначению, что обусловливает необходимость открытия специальных счетов в банках.
В-третьих, для того, чтобы амортизационные отчисления стали действительным источником инвестиций, требуется их защита от обесценивания под воздействием фактора инфляции. Такая переоценка должна осуществляться и в отношении балансовой стоимости основных фондов с учетом произошедшего роста оптовых цен и тарифов для того, чтобы иметь реальный объем текущих отчислений в амортизационный фонд.
Особое внимание следует обратить на всемерное стимулирование формирования каждым предприятием собственных источников инвестирования - фондов накопления, формируемых за счет отчислений от прибыли. Совершенно очевидной становится необходимость освобождения от налогов той части прибыли, которая имеет своим целевым назначением инвестирование. При этом, как и амортизационные отчисления, данные накопления должны подвергаться систематической переоценке во избежание их обесценивания.
В связи с этим на первоначальном этапе требуется введение жесткого карающего в кратных размерах механизма санкций в отношении любых попыток использования данных каналов для сокрытия доходов от налогообложения. В условиях сформировавшейся вседозволенности представляется необходимым усиление всего механизма контроля и санкций за нарушение норм хозяйственного, коммерческого права.
Следует подчеркнуть, что государство располагает целым набором инструментов избирательного воздействия на развитие внешнеэкономических связей, которые выступают важным структурообразующим фактором национальной экономики. Это, прежде всего таможенные пошлины, различного рода ограничения и льготы, предоставление преференций, защита от внешней конкуренции, ограничение импорта тех или иных видов продукции при одновременной организации импортозамещающих производств. Благоприятным фоном для налаживания экономического сотрудничества стран - членов СНГ является осознание необходимости их социально-экономической консолидации в интересах экономического выживания, восстановления социально-экономических связей как одного из решающих условий обеспечения прогресса в будущем.
3. Задача 1
Если номинальный ВНП равен 1600 трлн.руб., дефлятор ВНП – 2,3 , то чему равен реальный ВНП? Прокомментируйте полученный результат. Рассчитайте дефицит ВНП, если известно, что потенциальный ВНП составит 2600 трлн.руб.
Известно:
ВНПн = 1600 трлн.руб.
Дефлятор ВНП = 2,3
ВНПп = 2600 трлн.руб.
Найти:
1)ВНПр
2)Дефицит ВНП
Решение:
1)ВНП (валовой национальный продукт) – это произведенный в течении года совокупный объем
конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах.
ВНПн (номинальный) - это ВНП, рассчитанный в ценах, сложившихся в момент его расчета.
ВНПр (реальный) - это ВНП в неизменных ценах, то есть скорректированный номинальный ВНП (с учетом дефлятора ВНП).
Дефлятор ВНП – индекс цен, выражаемый отношением номинального ВНП к реальному.
Дефлятор ВНП = ВНПн / ВНПр
ВНПр = ВНПн / Дефлятор ВНП
ВНПр = 1600 трлн.руб. / 2,3 = 695,65 трлн.руб.
2)Дефицит ВНП – это разница между потенциальным и фактически произведенным ВНП.
Дефицит ВНП = ВНПп - ВНПр
Дефицит ВНП = 2600трлн.руб – 695,65 трлн.руб. = 1904,35 трлн.руб.
Ответ:
ВНПр = 695,65 трлн.руб., то есть расчет ВНП с учетом изменения цен составил 695,65 трлн.руб.
Дефицит ВНП = 1904,35 трлн.руб., то есть потенциальный выпуск продукции превосходит фактический.
4. Задача 2
Стоимость основных производственных фондов 100 тыс.руб. Численность работающих 600 человек. Объем чистой продукции 1200 тыс.руб.
А) уровень производительности труда
Б) уровень фондоотдачи
В) уровень фондоемкости
Известно:
ОПФ = 100 тыс.руб.
Ч = 600 чел.
Очп = 1200 тыс.руб.
Найти:
А) ПТ
Б) Фо
В) Фе
Решение:
А) Производительность труда - это показатель среднего объема продукта труда работника на единицу времени. Производительность труда (ПТ) измеряется количеством работы (продукции, оборота, услуг), производимых одним работником в единицу времени (час, смену, неделю, месяц, год):
ПТ = Очп /Ч = 1200тыс.руб./600 чел. = 2 тыс.руб../чел.
Б) Фондоотдача – это выпуск продукции на единицу стоимости основных производственных фондов, характеризует эффективность использования основных производственных фондов.
Фо = Очп /ОПФ = 1200 тыс.руб./100 тыс.руб. = 12
В) Фондоемкость – величина обратная фондоотдачи, характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на 1 рубль продукции.
Фе = ОПФ/Очп = 100 тыс.руб./1200 тыс.руб. = 0,08
Ответ:
А) ПТ = 2 тыс.руб../чел.
Б) Фо = 12
В) Фе = 0,08
Список литературы
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003.
2. Б.А. Райзберг «Основы экономики», учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 408с.
3. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.
Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Курс экономической теории. Учебное пособие под общей редакцией проф.Чепурина М.Н., проф.Киселевой Е.А., Издательство «АСА»,Киров, 1997г.
5. Экономическая теория: учебник в 2-х ч. / Науч. ред. Н.Н.Филлипов, В.В. Ильяшенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. Ч.2.
8
Информация о работе Рынок труда. Наемный труд. Занятость и безработица