Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её возможные перспективы развития.
Введение
1. Рынок труда и его характеристика
1.1 Рынок труда и его субъекты
1.2 Особенности рынка труда и занятости в современной России
2. Государственная политика занятости населения
2.1 Цели и задачи политики занятости
2.2 Политика занятости и регулирование рынка труда
2.3Программы занятости
3. Анализ рынка труда Удмуртской республики
Политика
на рынке труда в ближайшем
периоде будет направлена на: обеспечение
прогрессивных сдвигов в
К ключевым
интегрированным направлениям действий
Правительства РФ по решению проблем
занятости относится: преодоление
дефицита рабочих мест посредством
проведения сбалансированной инвестиционной
и налоговой политики, стимулирующей
более полное использование имеющихся
рабочих мест, развитие малых предприятий,
направление капитальных
Государственное
регулирование рынка труда
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование
финансово – кредитной,
2.Согласование
социальной, демографической, миграционной
политик с целями и
3. Политика
трудоустройства и социальной
поддержки незанятого
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном
уровне государственная политика занятости
в основном осуществляется в тех
же трех направлениях, что и на макро
уровне. Перечень составных элементов
политики занятости сужен на уровне
регионов по сравнению с
На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:
• жилищного,
транспортного и
• государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;
• предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.
На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти
На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование
занятости на всех уровнях должно
осуществляться на основе общеэкономической
концепции социально-
2.3 Программы занятости
Цели
политики занятости отражают такое
состояние рынка труда, которого
необходимо достичь, решая стоящие
в настоящее время проблемы. Для
решения этих проблем органы занятости
разрабатывают программы
Программа
включает совокупность взаимосвязанных
долго- и краткосрочных мер, цель
реализации которых - достижение эффективной,
оптимальной занятости
Программа
содержит обзор ситуации на рынке
труда, анализ факторов, влияющих на динамику
занятости, прогноз развития рынка
труда и занятости, цели и программные
задания. В программе предусмотрена
координация усилий заинтересованных
органов управления, ведомств и организаций
и включены данные о финансовом и
организационном обеспечении
Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:
• собственно в географических пределах области;
• применительно к развитию бизнеса;
• в отношении населения.
Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.
Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.
Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.
Разработка
программы занятости дает возможность
скоординировать все эти
Основными компонентами программ занятости являются:
• анализ проблем, сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;
• аудит, направлен на оценку эффективности существующих мероприятий, роли местных организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального развития и взаимодействия всех участников этого процесса;
• анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;
• формулировка
целей, четко определяются цели реализации
избранной в программе
• план
действий, определяется последовательность
действий, которые должны быть предприняты
для осуществления
• система
мониторинга и оценки, определяется
эффективность отдельных
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:
1.активный
(стимулирование создания
2. пассивный (выплата пособий безработным).
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
Также одно из важнейших мест в регулировании занятости на сегодняшний день занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
3. Анализ
рынка труда Удмуртской
3.1 Анализ занятности населения
Согласно данным одного из экономических вестников Удмуртской республики и проведенного сравнительного анализа полученных данных центра занятости населения, рассмотрим рынок труда и его особенности.
Рынок труда имеет следующие показатели: по половому разграничению: женская безработица и мужская безработица, по возрастному составу, по образованию.
Рынок труда в Удмуртской республике в 2006 – 2011г
Рынок труда имеет следующие показатели: по половому разграничению: женская безработица и мужская безработица, по возрастному составу, по образованию.
Рынок труда в Удмуртской республике в 2004г.
В период с 2006 г. по 2011г. безработица была преимущественно женской - 67,7%, доля мужчин - 32,3%. См. рис. 7.
В среднем по возрастному составу распределение произошло следующим образом: безработные в возрасте от 18 до 29 лет - 33%, от 30 до 55 лет - 67%.
По возрастному составу:
2006г. - от 18 до 29 лет - 30,4%, от 30 до 55 лет - 69,6%.
2007г. - 35,6% - от 18 до 29 лет, 64,4% - от 30 до 55 лет.
2008г. - 32,4% - от 18 до 29 лет, 67,8% - от 30 до 55 лет.
2009г. - 37,6% - от 18 до 29 лет, 62,4% - от 30 до 55 лет.
2010г. - 32,8% - от 18 до 29 лет, 67,2% - от 30 до 55 лет.
2011г. - 31,7% - от 18 до 29 лет, 68,3% - от 30 до 55 лет.
В 2000-х гг. уровень безработицы в Удмуртской республики сокращался значительно медленнее, чем в развитых регионах ПФО. В 2004-2008 гг. он держался на уровне 8%. Причина стагнации на рынке труда – медленный рост экономики республики. В период кризиса уровень безработицы по МОТ вырос незначительно: в феврале 2009 г. он превысил 10% и к августу 2009 г. сократился до 9%. Адаптация рынка труда к кризисным условиям идет в основном через механизм скрытой безработицы. Доля занятых неполное время выше средней по стране (4-5% от всех занятых), а при более точном подсчете по крупным и средним предприятиям она достигает 7-8%. Практика неполной занятости особенно широко распространена на машиностроительных предприятиях (до 15-20% занятых в целом).
Информация о работе Рынок труда (на примере Удмуртской республики)