Рынок труда (на примере Удмуртской республики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её возможные перспективы развития.

Содержание

Введение
1. Рынок труда и его характеристика
1.1 Рынок труда и его субъекты
1.2 Особенности рынка труда и занятости в современной России
2. Государственная политика занятости населения
2.1 Цели и задачи политики занятости
2.2 Политика занятости и регулирование рынка труда
2.3Программы занятости
3. Анализ рынка труда Удмуртской республики

Работа содержит 1 файл

эконом- курсач.docx

— 85.67 Кб (Скачать)

Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на: обеспечение  прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; переориентацию экономически активного  населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа  рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда; создание новых и повышение эффективности  существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем  занятости относится: преодоление  дефицита рабочих мест посредством  проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.

На макроуровне  высшие органы законодательной и  исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование  финансово – кредитной, структурной,  инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами  регулирования рынка труда. В  число задач этого блока входят  минимизация оттока квалифицированных  кадров за рубеж, ограничение  нежелательных и нелегальных  форм иммиграции, содействие занятости  зарегистрированных беженцев и  вынужденных переселенцев, регулирование  доходов, рассматриваемых в данном  контексте как цена труда.

3. Политика  трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения.  В число задач данного блока  входят организационное развитие

Министерства  труда и социального развития, в том числе службы занятости  и других структур. Основой данного  блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственная политика занятости  в основном осуществляется в тех  же трех направлениях, что и на макро  уровне. Перечень составных элементов  политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным  уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление  программ:

• жилищного, транспортного и производственного  строительства;

• государственных (в том числе муниципальных  и других) закупок продукции для  нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;

• предоставление предприятиям кредитов и налоговых  льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки  фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и  социальной поддержки незанятого населения  в регионах те же, что и на федеральном  уровне. Поскольку задачи данного  блока в основном выполняются  органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем  центральных органов власти

На местном  уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

 

2.3 Программы занятости

 

Цели  политики занятости отражают такое  состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие  в настоящее время проблемы. Для  решения этих проблем органы занятости  разрабатывают программы содействия занятости населения.

Программа включает совокупность взаимосвязанных  долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного  населения в регионе или в  национальных масштабах в сочетании  с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных  последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке  труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка  труда и занятости, цели и программные  задания. В программе предусмотрена  координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций  и включены данные о финансовом и  организационном обеспечении мероприятий.

Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:

• собственно в географических пределах области;

• применительно  к развитию бизнеса;

• в отношении  населения.

Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий  совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.

Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку  инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.

Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в  разработку общей стратегии развития.

Разработка  программы занятости дает возможность  скоординировать все эти разнородные  виды деятельности. В зависимости от существа решаемой проблемы программа занятости может принимать самые различные формы. Например, она может затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать серию скоординированных шагов для решения проблем и предусмотреть механизм для оценки достигнутых результатов.

Основными компонентами программ занятости являются:

• анализ проблем, сосредоточен на выявлении  сильных и слабых сторон местной  экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;

• аудит, направлен на оценку эффективности  существующих мероприятий, роли местных  организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального  развития и взаимодействия всех участников этого процесса;

• анализ ресурсов, позволяет учесть, как  использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для  дальнейшей деятельности, и источники  их привлечения;

• формулировка целей, четко определяются цели реализации избранной в программе стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями данной области;

• план действий, определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты  для осуществления стратегических целей;

• система  мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных мероприятий  и подтверждается общая целесообразность принятой программы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

1.активный (стимулирование создания новых  рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

2. пассивный  (выплата пособий безработным).

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Также одно из важнейших мест в регулировании занятости на сегодняшний день занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

 

 

 

 

 

3. Анализ  рынка труда Удмуртской республики

3.1 Анализ  занятности населения

 

Согласно  данным одного из экономических вестников  Удмуртской республики и проведенного сравнительного анализа полученных данных центра занятости населения, рассмотрим рынок труда и его  особенности.

Рынок труда  имеет следующие показатели: по половому разграничению: женская безработица и мужская безработица, по возрастному составу, по образованию.

Рынок труда  в Удмуртской республике в 2006 – 2011г

Рынок труда  имеет следующие показатели: по половому разграничению: женская безработица и мужская безработица, по возрастному составу, по образованию.

Рынок труда  в Удмуртской республике в 2004г.

В период с 2006 г. по 2011г. безработица была преимущественно женской - 67,7%, доля мужчин - 32,3%. См. рис. 7.


В среднем  по возрастному составу распределение произошло следующим образом: безработные в возрасте от 18 до 29 лет - 33%, от 30 до 55 лет - 67%.


 

По возрастному  составу:

2006г. - от 18 до 29 лет - 30,4%, от 30 до 55 лет - 69,6%.

2007г. - 35,6% - от 18 до 29 лет, 64,4% - от 30 до 55 лет.

2008г. - 32,4% - от 18 до 29 лет, 67,8% - от 30 до 55 лет.

2009г.  - 37,6% - от 18 до 29 лет, 62,4% - от 30 до 55 лет.

2010г. - 32,8% - от 18 до 29 лет, 67,2% - от 30 до 55 лет.

2011г. - 31,7% - от 18 до 29 лет, 68,3% - от 30 до 55 лет.

 

 

 

 

 

 

В 2000-х гг. уровень безработицы в Удмуртской республики сокращался значительно медленнее, чем в развитых регионах ПФО. В 2004-2008 гг. он держался на уровне 8%. Причина стагнации на рынке труда – медленный рост экономики республики. В период кризиса уровень безработицы по МОТ вырос незначительно: в феврале 2009 г. он превысил 10% и к августу 2009 г. сократился до 9%. Адаптация рынка труда к кризисным условиям идет в основном через механизм скрытой безработицы. Доля занятых неполное время выше средней по стране (4-5% от всех занятых), а при более точном подсчете по крупным и средним предприятиям она достигает 7-8%. Практика неполной занятости особенно широко распространена на машиностроительных предприятиях (до 15-20% занятых в целом).

Информация о работе Рынок труда (на примере Удмуртской республики)