Рынок труда и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
1. Рынок труда и его структура………………………………………………......5
2. Причины и формы безработицы……………………………………………..10
3. Государственное регулирование занятости………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы …...…………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

рынок труда и безработицы.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Она направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда. Государство старается обеспечить равными возможностями всех граждан РФ независимо от их национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Проводится политика поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Государство проводит специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф). Политика в области содействия занятости населения направлена на предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. Поощряются работодатели, сохраняющие действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции. Создаются организации, разрабатывающие меры по обеспечению занятости населения и контроль их, помощь в поиске работы, обеспечение нормальных условий труда граждан, помощь в организации отпусков и многое другое. Содействие в занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости. Политика международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ иностранных граждан на территории РФ.

Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

•  обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

•  создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

•  активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

•  пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

• стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

•  организация переобучения и переквалификации структурно безработных;

•  развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

•  содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

•  государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

•  содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

•  международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

•  создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

•  организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

•  обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

•  бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования. Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

 

Заключение

 

Сегодняшний российский рынок труда характеризуется нестабильностью и несбалансированностью. В условиях нарастающего экономического кризиса во всем мире перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от эффективных методов регулирования рынка труда, а также от выбора модели занятости.

Безработица является серьёзной проблемой для экономики стран и общества в целом. Она порождает множество различных негативных последствий, оказывающих влияние на жизнь многих людей, поэтому её решение должно носить первоочередной характер. Государство обязано проводить соответствующую политику регулирования занятости.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка. Она должна быть тесно увязана с другими программами, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела. Большое значение имеют программы повышения квалификации для работников и переквалификации для безработных лиц. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Необходимо, чтобы молодежь получала профессии, которые пользуются спросом, кроме того, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

При безработице экономический потенциал общества используется не полностью. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей. Безработица оказывает влияние на снижение покупательного спроса, сокращение сбережений, снижение инвестиционного спроса, соответственно, сокращение предложения и спад производства.

Формирование политики занятости для эффективного использования трудового потенциала и, следовательно, решение государством проблем безработицы приведет в будущем к стабилизации рынка труда. В настоящее время преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. Издательство: «МГУ», 2007 г., 368 стр.;

2. Рофе А.И. - Экономика труда: Учебник. Издательство: «Кнорус», 2010 г., 400 стр.;

3. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник. Издательство: «Экзамен», 2008 г., 448 стр.;

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда: учебное пособие по экономике. Издательство: «Экономический факультет МГУ», 2008 г.,

192 стр.;

5. Г. Резапкина. Современный рынок труда. - http://proftime.edu.ru/index. php?id_catalog=26 (10.11.2011.);

6. Рынок труда, занятость, безработица. Экономика организации. - http://rudiplom.ru/lectures/ekonomika-organizacii/801.html (10.11.2011);

     7. Рынок труда и его особенности. Понятие и основные категории рынка труда.          -   http://market-pages.ru/makroec/32.html (21.11.2011.).

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 27150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 



[1] Научно-техническая революция.

[2] Электронно-вычислительные машины.


Информация о работе Рынок труда и безработицы