Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа
Целью работы является анализ рынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования является рынок труда
Предметом особенности современного рынка труда, его направления, основные механизмы реализации на практике
Введение…………………………………………………………………….3
1. Рынок труда: занятость и безработица……………………………….
1.1. Сущность, структура и функции рынка труда………………………
1.2. Сущность, виды и формы занятости……………………………….
1.3. Сущность, формы и виды безработицы……………………………
2. Основные направления и реализации действии по обеспечению стабильности на рынке труда……………………………………………………
2.1. Структура рынка труда………………………………………………..
2.2. Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-
1. по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин;
2. по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;
3. по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);
4. по уровню образования;
5. по профессиональным и стажевым группам;
6. по уровню доходов и обеспеченности;
7. по причинам увольнения;
8. по ментальным группам.
При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства[10].
Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы.
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:
1. недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества.
2. значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
3. снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
4. увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д[11].
Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:
1. усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
2. обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;
3. повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;
4. деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.
Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.
2. Основные направления и реализации действии по обеспечению стабильности на рынке труда
2.1. Структура рынка труда
Рынок труда очень сильно изменился за последние годы, виной этому мировой финансовый кризис. Если раньше рынок труда стабильно рос вместе с экономикой, люди брали кредиты, покупали квартиры, машины, бытовую технику и спрос на специалистов значительно превышал предложения, то сейчас все иначе. По всей стране идет массовое сокращение персонала, в разных отраслях, но больше всего в банковском секторе и строительстве.
Структура рынка труда значительно отличается даже от прошлого. Если раньше наиболее оплачиваемые профессии были строители или банкиры, то сейчас студентов и абитуриентов уже не так привлекают эти профессии. Нынешнее положение рынка труда сейчас показывает, что наиболее привлекательная работа, даже для бывших успешных менеджеров, это госслужба. Действительно, работа в госслужбе сейчас может стать хорошим шансом, чтобы сделать карьеру.
Существуют общее и специальное определение размера пособия по безработице, это зависит, главным образом, какой у вас стаж и по какой причине были уволены. В таком случае размер пособия по безработице будет различаться. Предположим, работник был уволен без основательно, то определение размера пособия по безработице будет следующее: Вначале, в течение 3 месяцев, будет выплачиваться 75% от среднемесячного заработка, откуда его уволили. Следующие 4 месяца - 60%. Свыше 7 месяцев, безработный, будет получать 45%, от среднемесячного заработка.
Сезонное снижение безработицы в летние месяцы вот-вот сменится в новым всплеском увольнений. При этом тяжелое финансовое положение предприятий не оставляет надежд на появление новых рабочих мест. Десяткам регионов страны угрожает застойная безработица, к которой население уже не сможет адаптироваться за счет сохранившихся сбережений.
Официальный уровень регистрируемой безработицы, который снижается в последнее время, вырастет после окончания летнего сезона, возможно, что в начале сентября произойдет некоторое увеличение обращений в службы занятости и соответственно рост регистрируемой безработицы»/
Эксперты Всемирного банка и Роструда называют ситуацию на рынке труда сложной, но стабильной. По их расчетам, на сегодня рабочих мест лишились 3,4 млн. человек. А в 31 регионе России число уволенных увеличилось более чем в 2 раза при среднероссийском росте в 1,6 раза. В результате кризиса сильнее пострадали регионы с благополучной докризисной ситуацией на рынке труда. Адаптация рынка труда к спаду производства идет по трем основным направлениям: сокращение занятости, снижение реальной заработной платы и сокращение рабочего времени. За прошедший год занятость сократилась на 5%, реальная заработная плата – в среднем на 4%. Кроме того, предприятия существенно расширили масштабы использования сокращенного рабочего времени.
Другим показателем, характеризующим ситуацию на рынке труда, является уровень безработицы, рассчитываемой по методологии Международной Организации Труда (МОТ). В соответствии с этой методологией к безработным относятся не только граждане, официально зарегистрированные на бирже труда, но и граждане, не имеющие какого-либо занятия и активно его ищущие. Численность граждан, активного ищущих работу, определяется на основе выборочного обследования семей с последующим распространением на все население.
Это скорее опрос по принципу самоидентификации конкретной личности, а не по системе ее экономической востребованности.
Таким образом, превышение безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, над уровнем зарегистрированной безработицы связано с различием методик отнесения граждан к категории безработных.
Цифры видимого «спада безработицы» объясняются тем, что сельскохозяйственные работы в самом разгаре и временно часть рабочей силы поглощена ими. Впрочем, власти, несмотря на оптимистичные заявления, также не исключают скачка безработицы, когда летнее оживление на рынке труда сойдет на нет. «Наша задача – добиться, чтобы осенью не произошел новый всплеск безработицы», – предупредил Путин.
В структуре безработных преобладают работники оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в строительстве, на транспорте и связи, игорном бизнесе, финансовой деятельности, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Среди профессий и специальностей, на которые сохраняется устойчивый спрос среди работодателей и открыты вакансии, преобладают специальности подсобного рабочего, водителя автомобиля, уборщика производственных и служебных помещений, дворника, маляра, оператора ЭВМ, грузчика, продавца продовольственных товаров, милиционера, медицинской сестры, менеджера, охранника.
Сейчас одна из главных задач, которую мы решаем – достичь сбалансированного спроса на рабочую силу организаций и предложений со стороны службы занятости.
Чтобы достичь баланса службой занятости организуется профессиональное переобучение.
Ситуация продолжает оставаться напряженной. Количество резюме на интернет-порталах по поиску работы превышает количество размещенных вакансий примерно в 10 раз. Этим пользуются работодатели, предпочитая нанимать самых квалифицированных специалистов за довольно скромные деньги.
2.2. Прак по совершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда
К неналоговым доходам относятся доходы:
- от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;
- консульский сбор;
- доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
Понятие “целевые бюджетные фонды” появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.
Анализ существования некоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и прежде всего таких, как межведомственное распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием.
Для преодоления указанных недостатков отдельные внебюджетные фонды начиная с 1995 г. стали учитываться в составе бюджетной системы страны. Это мероприятие несомненно способствует консолидации всех государственных средств под контролем фискальных органов государства, что имеет немаловажное значение в условиях современной бюджетной напряженности.
В 1998 г. в состав бюджетной системы РФ были включены следующие целевые бюджетные фонды:
- дорожные фонды;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Федеральный фонд государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- экологические фонды;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд развития Федеральной пограничной службы;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
2.3. Пути использования государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.