Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости. История возникновения обмена, рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
Введение
4
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости
7
1. 1. Понятие рынка
7
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости
8
1. 3. История возникновения обмена и рынка
11
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики
14
2. 1. Сущность рынка
14
2. 2. Функции рынка
15
2. 3. Виды рынка
18
2. 4. Понятие рыночной экономики
20
3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование
23
3. 1. Преимущества рынка
23
3. 2. Недостатки рынка
25
3. 3. Институты рыночной экономики
26
3. 4. Государственное регулирование рынка
28
Заключение
38
Список использованной литературы
2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение затрат на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних общественно-необходимых затрат труда. Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара (ниже общественно-необходимых затрат труда), что обеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства.
3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет социальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклонений индивидуальных затрат на производство товара от уровня общественно-необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования, но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных.
Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе чем больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше приходится за него платить. Но на процесс купли-продажи действует не только трудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношение между спросом и предложением, степень монополизма продавцов и покупателей, государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены.
Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.
Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Разделение
труда неизбежно требует
Здесь мы имеем зародыш бартера – одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
Второе условие – это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.
Таким образом, рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:
1. Производство.
2. Распределение.
3. Обмен.
4. Потребление.
Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако
между производством и
Но
распределение – это не только
следствие производства. От того, как
распределяются результаты труда, во многом
зависит эффективность
Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Функции бывают:
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»3.
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился4.
Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.
Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:
- легальный (официальный);