Рынок: сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Содержание

Введение 3
Сущность рынка 5
Функции рынка 7
Структура, виды, сегментация рынков 8
Преимущества и недостатки рыночной экономики 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реф по экономике РЫНОК.doc

— 1.91 Мб (Скачать)

      3. Образование рынков  по пространственному  признаку представляет  собой рынки:

      • внутрирегиональные;

      • межрегиональные;

      • республиканские;

      • межреспубликанские;

      • международные (мировые).

      Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

      4. По степени ограничения  конкуренции различают:

      • монопольный;

      • олигопольный;

      • межотраслевые рынки.

      5. По видим субъектов  рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

      •   рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

      • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

      • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

      Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

      • обоснованной системе цен, учитывающей  ее отношение спроса и предложения:

      • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

      6.  С учетом соблюдения  законности в экономике  рынки делятся  на:

      • легальные, официальные:

      • нелегальные «теневые», «черные» и  т. д.

      Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

      • товаров потребительского назначения    продовольственные и непродовольственные товары:

      • рынки услуг   бытовые, транспортные, коммунальные;

      • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

      Рынки факторов производства. В их состав входят:

      • рынки недвижимости;

      • орудий труда;

      • сырья и материалов;

      • энергетических ресурсов;

      • полезных ископаемых.

      Финансовые  рынки. Это:

      • рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

      • кредитные рынки;

      • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;

      • валютно-денежные рынки.

      Рынки интеллектуального  продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

      Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

      Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

      Сегментация рынков.

        Основные виды рынков подразделяются  на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

      1. Географические:

      • по регионам:   Север, Центрально-Черноземный  район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

      • по административному делению:   республика, край, область, район, город;

      • по плотности населения:   город, пригород, сельская местность:

      • по климатическим условиям:   умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

      2. Демографические:

      • группировка населения по возрасту;

      • по полу;

      • размеру семьи;

      • по уровню дохода;

      • по профессиональному составу:  научные  работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

      • по уровню образования; по религиозной  принадлежности:

      • по национальному составу.

      3. Психографические:

      • группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

      •по стилю жизни:   богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

      • по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.

      4. Поведенческие:

      • приобретение товаров носит случайный  характер;

      • поиск выгод при покупке товаров:  изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

      • статус постоянного клиента; степень  нуждаемости в продукте:  нужен  постоянно, нужен время от времени:

      • эмоциональное отношение к продукции:   положительное, безразличное, негативное.

 

Преимущества  и недостатки рыночной экономики

      В условиях товарного хозяйства рынок  является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

      В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.

      Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

      Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

      Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

      Вместе  с тем, было бы большой ошибкой  рассматривать рынок как идеальный  механизм, лишенный каких-либо недостатков  и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

      Стихийное колебание цен и предложения  имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

      Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

      Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

 

Заключение

      Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

      Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

      Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

 

Список литературы

 
      
  • С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.
  • Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г.
  • Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г.
  • «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1998г.
  • Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.
  • Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г.
  • Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.
  • Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. «Работа есть работа, работа есть всегда» // «Коммерсантъ» №21 2000г.
  • Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.», «Вопросы экономики.», №2, 1996г.

Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики