Рынок совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:25, доклад

Описание работы

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности.

Работа содержит 1 файл

рынок соверенной конкуренции.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

 

Поскольку Ро (точки закрытия), то объем предложения  фирмы равен нулю. Если рыночная цена повысится до более высокого уровня, то равновесный объем производства будет определяться соотношением MC и MR. Сама же точка кривой предложения (Q;P) будет лежать на кривой предельных издержек.

 

Последовательно повышая рыночную цену и соединяя полученные точки, мы получаем краткосрочную кривую предложения. Как видно из представленного рис. 4.8, для фирмы-совершенного конкурента краткосрочная кривая предложения совпадает с кривой ее предельных издержек (МС) выше минимального уровня средних переменных издержек (AVC). При более низком, чем min AVC уровне рыночных цен, кривая предложения совпадает с осью цен.

Пример 2. Определение функции предложения

 

Известно, что у фирмы-совершенного конкурента совокупные (ТС), совокупные переменные (ТVC) издержки представлены следующими уравнениями:

ТС=10+6Q-2Q2+(1/3)Q3, где TFC=10;

 

TVC=6Q-2Q2+(1/3)Q3.

 

Определить функцию предложения  фирмы в условиях совершенной  конкуренции.

Решение:

 

1. Найдем МС:

 

МС=(ТС)`=(VC)`=6-4Q+Q2=2+(Q-2)2.

 

2. Приравняем МС к рыночной  цене (условие рыночного равновесия  при совершенной конкуренции  МС=MR=P*) и получим:

 

2+(Q-2)2=P или

 

 

Q=2(P-2)1/2, если Р2.

 

Однако из предшествующего материала  мы знаем, что объем предложения Q=0 при P

 

Q=S(P) при Pmin AVC.

 

3. Определим объем, при котором  средние переменные издержки  минимальны:

min AVC=(TVC)/Q=6-2Q+(1/3)Q2;

(AVC)`=dAVC/dQ=0;

-2+(2/3)Q=0;

Q=3,

 

т.е. средние переменные издержки достигают  своего минимума при данном объеме.

 

4. Определим, чему равны min AVC, подставив Q=3 в уравнение min AVC.

min AVC=6-2(3)+(1/3)(3)2=3.

 

5. Таким образом, функция предложения  фирмы будет:

Q=2+(P-2)1/2 ,если P3;

 

Q=0, если Р<3.

Долгосрочное равновесие рынка  при совершенной конкуренции

Долгосрочный период

 

До сих пор мы рассматривали  краткосрочный период, который предполагает:

существование неизменного числа  фирм в отрасли;

наличие  у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.

 

В долгосрочном периоде:

все ресурсы являются переменными, что означает возможность для  действующей на рынке фирмы изменения  размеров производства, внедрения новой  технологии, модификации продукции;

изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).

Основные допущения анализа

 

Для упрощения анализа предположим, что отрасль состоит из n типичных предприятий, имеющих одинаковую структуру  издержек, и что изменение объема производства действующими фирмами  или изменение их количества не оказывают влияния на цены ресурсов (в дальнейшем это допущение мы снимем).

 

Пусть рыночная цена Р1 определяется взаимодействием рыночного спроса (D1) и рыночного предложения (S1). Структура  издержек типичной фирмы в краткосрочном  периоде имеет вид кривых SATC1 и SMC1 (рис. 4.9).

4.9 Долгосрочное равновесие  совершенно конкурентной отрасли

 

Механизм формирования долгосрочного  равновесия

 

При этих условиях оптимальный объем  выпуска фирмы в краткосрочном  периоде составит q1 единиц. Производство данного объема обеспечивает фирме положительную экономическую прибыль, поскольку рыночная цена (Р1) превышает средние краткосрочные издержки фирмы (SAТC1).

 

Наличие краткосрочной положительной  прибыли приводит к двум взаимосвязанным  процессам:

с одной стороны, уже действующая в отрасли фирма стремится расширить свое производство и получать экономию от масштаба производства в долгосрочном периоде (в соответствии с кривой LAТC);

с другой стороны, внешние фирмы  начнут проявлять заинтересованность в проникновении в данную отрасль  (в зависимости от величины экономической прибыли процесс проникновения будет протекать с различной скоростью).

 

Появление в отрасли новых фирм и расширение деятельности старых смещает  кривую рыночного предложения вправо до положения S2 (как это изображено на рис. 4.9). Рыночная цена понижается с Р1 до Р2, а равновесный объем отраслевого производства увеличится с Q1 до Q2. В данных условиях экономическая прибыль типичной фирмы падает до нуля (Р=SAТC) и процесс привлечения в отрасль новых компаний замедляется.

 

Если по каким-то причинам (например, крайняя привлекательность первоначальной прибыли и перспектив рынка) типичная фирма расширит свое производство до уровня q3, то отраслевая кривая предложения  сместится еще правее до положения S3, а равновесная цена упадет до уровня Р3, более низкого, чем min SAТC. Это будет означать, что фирмы не смогут больше извлекать даже нормальной прибыли  и начнется постепенный отток компаний в более прибыльные сферы деятельности (как правило, уходят наименее эффективные).

 

Оставшиеся же предприятия постараются снизить свои издержки путем оптимизации размеров (т.е. посредством некоторого сокращения масштабов производства до q2) до уровня, при котором SAТC=LAТC, и возможно получение нормальной прибыли.

 

Смещение кривой отраслевого предложения до уровня Q2 вызовет рост рыночной цены до Р2 (равной минимальной величине  долгосрочных средних издержек, Р=min LAC). При данном уровне цен типичная фирма не получает экономической прибыли (экономическая прибыль равняется нулю, п=0), и способна извлекать только нормальную прибыль. Следовательно, мотивация для входа в отрасль новых фирм исчезает и в отрасли  устанавливается долгосрочное равновесие.

 

Рассмотрим, что произойдет, если равновесие в отрасли будет нарушено.

 

Пусть рыночная цена (Р) установилась ниже средних издержек долгосрочного периода типичной фирмы, т.е.  P. В этих условиях фирма начинает нести убытки. Происходит  отток фирм из отрасли, смещение рыночного предложения влево и при сохранении рыночного спроса неизменным рыночная цена поднимается до равновесного уровня.

 

Если рыночная цена (Р) устанавливается  выше средних долгосрочных издержек типичной фирмы, т.е. P>LAТC, то фирма  начинает получать положительную экономическую  прибыль. В отрасль приходят новые  фирмы, рыночное предложение смещается вправо и при неизменном рыночном спросе цена падает до равновесного уровня.

 

Таким образом, процесс входа-выхода фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равновесие. Следует отметить, что на практике регулирующие силы рынка лучше работают на расширение, чем на сжатие. Экономическая прибыль и свобода входа на рынок активно стимулируют увеличение объемов отраслевого производства. Напротив, процесс выдавливания фирм из чрезмерно расширенной и убыточной отрасли, требует времени и является крайне болезненным для фирм-участниц.

Основные условия долгосрочного  равновесия

Действующие фирмы наилучшим образом  используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном  периоде максимизирует свою прибыль, производя оптимальный объем продукции, при котором MR=SMC, или поскольку рыночная цена тождественна предельному доходу, P=SMC.

Не существует побудительных мотивов  вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения  настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать больше чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли. т.е. экономическая прибыль равна нулю. Это означает, что P=SATC.

Фирмы отрасли не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние  издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это означает, что для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек, т.е. Р=SATC=LATC.

 

В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек.

Рыночное предложение в долгосрочном периоде

 

Кривая долгосрочного предложения  отдельной фирмы совпадает с  возрастающим участком LMC выше min LATC. Однако кривая рыночного (отраслевого) предложения в долгосрочном периоде (в отличие от краткосрочного периода) не может быть получена путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм, так как число этих фирм меняется. Вид кривой рыночного предложения в долгосрочном периоде определяется тем, как меняются цены на ресурсы в отрасли.

 

В начале раздела мы ввели допущение, что изменение объемов отраслевого  производства не влияет на цены ресурсов. На практике различают три типа отраслей:

с постоянными издержками;

с возрастающими издержками;

с убывающими издержками.

Отрасли с постоянными издержками

 

Рыночная цена вырастет до Р2. Оптимальный  объем производства отдельной фирмы  будет равняться Q2. В этих условиях все фирмы смогут заработать экономическую прибыль, побудив другие компании войти в отрасль. Отраслевая кривая предложения краткосрочного периода перемещается вправо с S1 до S2. Вход новых фирм в отрасль и расширение отраслевого выпуска не повлияет на цены ресурсов. Причина этого может заключаться в изобилии ресурсов, так что новые фирмы не смогут повлиять на цены ресурсов и повысить издержки действующих фирм. В результате кривая LATC типичной фирмы останется прежней.

 

Восстановление равновесия достигается по следующей схеме: вход новых фирм в отрасль вызывает падение цены до Р1; прибыли постепенно сокращаются до уровня нормальной прибыли. Таким образом, отраслевая выработка увеличивается (или уменьшается) вслед за изменением рыночного спроса, но цена предложения в долгосрочном периоде остается неизменной.

 

Это означает, что отрасль с постоянными  издержками имеет вид горизонтальной линии.

Отрасли с возрастающими издержками

 

Если  увеличение отраслевого объема вызывает повышение цен на ресурсы, то мы имеем дело со вторым типом отраслей. Долгосрочное равновесие такой отрасли представлено на рис. 4.9 б.

 

Более высокая цена позволяет фирмам получать экономическую прибыль, что  привлекает в отрасль новые фирмы. Расширение совокупного производства вызывает необходимость все более широкого использования ресурсов. В результате конкуренции между фирмами цены на ресурсы возрастают, и как следствие, увеличиваются издержки всех фирм (как уже действующих, так и новых) отрасли. Графически это означает смещение вверх кривых предельных и средних издержек типичной фирмы от SMC1 до SMC2, от SATC1 до SATC2. Кривая предложения фирмы краткосрочного периода также смещается вправо. Процесс приспособления будет продолжаться, пока не иссякнет экономическая прибыль. На рис. 4.9 новой точкой равновесия будет цена Р2 на пересечении кривых спроса D2 и предложения S2. При такой цене типичная фирма выбирает объем производства, при котором

 

Р2=MR2=SATC2=SMC2=LATC2.

 

Долгосрочная кривая предложения  получается путем соединения краткосрочных  точек равновесия и имеет положительный наклон.

ОТРАСЛИ С УБЫВАЮЩИМИ ИЗДЕРЖКАМИ

 

Анализ долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по аналогичной схеме. Кривые D1,S1 —  первоначальные кривые рыночного спроса и предложения в краткосрочном периоде. Р1 — первоначальная равновесная цена. Как и раньше, каждая фирма достигает равновесия в точке q1, где кривая спроса — AR-MR касается min SATC и min LATC. В долгосрочном периоде рыночный спрос возрастает, т.е. кривая спроса смещается вправо с D1 до D2. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую прибыль. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рыночного предложения смещается вправо. Расширение объемов производства ведет к снижению цен на ресурсы.

 

Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером может служить молодая  отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо организован, маркетинг находится  на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм может повысить общую эффективность производства, стимулировать развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм.

Внешняя экономия

 

В силу того, что отдельная фирма  не может контролировать подобные процессы, такого рода снижение издержек называют внешней экономией (англ. external economies). Она вызывается исключительно ростом отрасли и силами, неподконтрольными отдельной фирме. Внешнюю экономию следует отличать от уже известной внутренней экономии от масштаба производства, достигаемую за счет увеличения масштаба деятельности фирмы и полностью ей подконтрольную.

 

С учетом фактора внешней экономии, функцию общих издержек отдельной  фирмы можно записать следующим  образом:

 

TCi=f(qi,Q),

 

где qi- объем выпуска отдельной фирмы;

 

Q — объем  выпуска всей отрасли.

 

В отраслях с постоянными издержками внешняя  экономия отсутствует, кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли. В отраслях с  возрастающими издержками имеет  место отрицательная внешняя  экономия (англ. external diseconomies), кривые издержек отдельных фирм с ростом выпуска смещаются вверх. И, наконец, в отраслях с убывающими издержками наблюдается положительная внешняя экономия, которая перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба, так что кривые издержек отдельных фирм с ростом объема производства смещаются вниз.

 

Большинство экономистов сходятся в том, что  при отсутствии технического прогресса  наиболее типичными являются отрасли  с возрастающими издержками. Отрасли с убывающими издержками встречаются реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками. Напротив, технический прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы  и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.


Информация о работе Рынок совершенной конкуренции