Рынок природных ресурсов. Экономическая рента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью написания этой работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы, а точнее рассмотрение рынка природных ресурсов. Меня заинтересовал этот вопрос, поскольку я считаю его наиболее актуальным на сегодняшний день. Я полагаю, что каждый человек обязан рационально использовать природные ресурсы, так как они небезграничны.

Содержание

Введение
Тема: Рынок природных ресурсов: экономическая рента
I.Природные ресурсы…………………………………………………стр.4
а) земельные ресурсы…………………………………………………стр.5
б) лесные ресурсы……………………………………………………..стр.5
в) водные ресурсы……………………………………………………..стр.6
г) минерально-сырьевые ресурсы…………………………………….стр.8
II.Экономическая классификация природных ресурсов………..….стр.10
а) классификация природных ресурсов по происхождению………стр.10
б) классификация по видам хозяйственного использования………стр.12
в) классификация по признаку исчерпаемости……………………..стр.14
III.Субъекты рынка природных ресурсов…………………………стр.17
IV. Экономическая основа платежей за природные ресурсы……..стр.17
V. Рынок земли………………………………………………………стр.20
а) Земельный рынок и государство ……………………….………...стр.20
б) Особенности рынка земли…………………………………….…..стр.22
VI. Земельное законодательство…………………………………….стр.25
VII. Понятие ренты…………………………………………………..стр.27
VIII. Виды земельной ренты………………………………..……….стр.28
а) Дифференциальная рента…………………………………………стр.30
б) Абсолютная рента…………………………………………………стр.31
в) Монопольная рента…………………………………..……………стр.33
г) Строительная рента……………………………………………..…стр.33
д) Лесная рента…………………………………………………………стр.34
VIIII. Цена земли………………………………………………….……стр.34
Х. Экономическая рента…………………………………………...…стр.36 Заключение……………………….………………………………………..стр.40 Список использованной литературы…………………………………….стр41

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика готовая 2.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     А) климатические ресурсы. Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Общие запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, хотя в среднем для Земли температура воздуха равна примерно + 15°С. Суша в целом неплохо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность ежегодно выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях На суше известны районы, получающие ежегодно более 12000мм осадков, к обширные местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем многолетнем выражении и запасы тепла и объемы выпадающей атмосферной влаги довольно постоянны, хотя от года к году могут наблюдаться существенные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района.  

III.Субъекты рынка природных ресурсов

     Субъектами  права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном  законом порядке. Это могут быть юридические лица - пред­приятия, организации и учреждения, а также граждане.

     Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность - наличие  правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц - как общей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

     Крупнейшим  собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законом ему принадлежит большая часть земельного фонда кроме земельных участках находящихся в муниципальной или частной собственности) лемной фонд, недра, дикие животные, особо охраняемые природные территории. 

IV.Экономическая основа платежей за природные ресурсы

     Для установления размера платы за использование  природными ресурсами разработаны  нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред.

     Если  приведенные методы экономической  оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов)

     Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки1 природных ресурсов:

     • воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

     • результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;

     • рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний  уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

     Система платежей за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования природными ресурсами; 2) плату за частичное их восстановление;

     3) штрафные платежи за превышение  минимального использования природных ресурсов.

     Платежи за природные ресурсы разделены  между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

     • налог на пользование недрами;

     • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

     • водный налог;

     • лесной доход;

     • экологический налог.

     К местным налогам относится земельный налог.

     Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1: 

Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (млрд. руб.)2 

Платежи 1999 2000 2001
Платежи за пользование природными

ресурсами

12 291 21 175 37 174
из  них:      
1. Плата за недра 5832 10533 15692
2. Отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы 2250 3947 10293
3. Земельные налоги и арендная  плата за землю 3292 5262 9508
4. Прочие платежи за пользование природными    ресурсами 916 1 432 1681

       

     Как видим, размер этих платежей постоянно  увеличивается, а их доля в доходах  бюджета выросла с 1,6 до 5,2%. 

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.) 

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Инвестиц  в основной капитал                  
— всего                                                  2,5 3,3 3,0 52,9 592,8 2368,3 6403,6 8254,3 8615,6
В том числе:                  
На  охрану и рацион. использование водных ресурсов               1,8 2,2 2,0 32,9 346,2 1326 3397,3 4080,3 4148,4
На  охрану атмосферного воздуха       0,3 0,5 0,4 9,2 114,4 423,4 1643,9 212,4 2086,9
На  охрану и рацион. использование земель                              0,2 0,4 0,4 103,4 455,5 845,5 1390,4 1302,9
Другие  мероприятия                             0,2 0,2 0,2 3,7 28,8 163,4 416,9 656,2 1077,4
 
 

   V.Рынок земли 

  Земельный рынок и государство

     Понятие «рынок земли» на современном этапе  было введено после периода, когда про него практически никто не слышал, поэтому его введение породило различные противоречия при освещение этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.

     Бесплатность  пользования землей являлось одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности.

     Только  в этих условиях могла сформироваться ситуация, когда при массовом нерациональном землепользовании, наличии заброшенных  и неиспользуемых земель создан искусственный дефицит земли для желающих, получить ее под фермерское хозяйство, личное подворье, сад или огород. При наличии значительных пустующих территорий в городах, территории, занятые малоценной ветхой застройкой, занимаются особо ценные плодородные пригодные земли. Изменение системы ценностей породило некий интерес общества к земельной проблеме.

Земля наряду с трудом и капиталом является важнейшим фактором производства. Рынок  земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Упразднение недостатков и усовершенствование рынка - важнейшая задача государства. В развитых странах с рыночной экономикой принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. В рамках этих законодательств землю можно свободно покупать и продавать. Необходимо также отметить, что нигде в мире не существует абсолютно свободного рынка земли. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - систематизированном своде сведений, касающемся земельного фонда страны. Без наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.

       Однако бюрократический аппарат  отнимает массу времени и влияет  на темпы развития земельного  рынка, та как документы на  покупку передаются от администрации  одного уровня власти к другому.  Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли, и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю. 

  Особенности рынка земли

     Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются  законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том  числе и земельной.

     За  годы независимости в республике с переходом к рыночной экономике преобразованы земельные отношения и создан новый земельный строй. Ликвидирована государственная монополия на землю и введена частная собственность на отдельные категории земель. Осуществлен переход к платному землепользованию. В стране созданы условия для равноправного развития всех видов хозяйствования. Развивается рынок земельной недвижимости.

     Преобразование  земельных отношений особенно заметно  в аграрной сфере, где задействована  основная часть земельного фонда. Земля - основное средство и условие для развития сельскохозяйственного производства. Достаточно сказать, что за негосударственными сельскохозяйственными землепользователями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закреплено более 96,8 процента земель сельскохозяйственного назначения.

     Заложенные в земельном законодательстве страны правовые нормы приближены или совпадают с аналогичными законами зарубежных стран. Вопрос о земле остается судьбоносным для всех государств без исключения. С ним связаны священные традиции народа и судьбы людей, их ответственность перед будущими поколениями и, наконец, судьба государства.

     Землю можно свободно покупать и продавать, конечно, в рамках этих законодательств. Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения имеется практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой (Швеция, США, Франция, Германия, Япония, Россия, Кыргызстан, Армения). В развитых странах доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, составляет 50 и более процентов. Например, в США сейчас насчитывается более 630 тысяч фермерских хозяйств. Они владеют огромным количеством земли на правах собственников и производят примерно 80% всей сельскохозяйственной продукции в стране.

     В последние годы в связи с укреплением  экономического положения многих хозяйствующих субъектов обозначились тенденции освоения залежных земель хорошего и среднего качества. В частности, в прошлом году площадь пашни увеличилась на 574 тысячи гектаров (общая площадь пашни в Казахстане 23,2 миллиона гектаров).

Информация о работе Рынок природных ресурсов. Экономическая рента