Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:34, курсовая работа
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным элементом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Понятие конкуренции и её роль в экономике……………………………4
2 Виды и методы конкуренции……………………………………………...7
3 Условия существования конкуренции, история её развития……………9
4 Рыночная структура с точки зрения конкуренции……………………...11
4.1свободная(чистая)конкуренция………………………………….……12
4.2 монополия…………………………………………………………...…13
4.3 олигополия……………………………………………………………..15
4.4 чистая монополия……………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………...…18
Список используемой литературы………………………………………….20
Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении — как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что “…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка”.[2]
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Сегодня можно констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.
Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Проблема конкурентоспособности российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.
И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.
Нельзя отрицать и положительные моменты, которые привнесла конкуренция в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.
Особую проблему представляют собой естественные монополии. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максимова В.Ф. - Рыночная экономика. Учебник . Т. 1 . Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М.: "Совмин-ТЭК",1992.-168 С.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с.
3. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую
теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.
4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 1999. - 864 с.
5. «Экономическая теория» учебные материалы ОЮИ
[1] Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 1998. — С.368.
[2] Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: “Проспект”, 1998. –С.63