Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Содержание

Введение
§1 «Невидимая рука» А. Смита
§2 Принципы конкуренции Кейнса
§3 Рыночная система
§4 Методы регулирования рынка
§5 Роль государства в экономике:
государство – защитник экономических свобод;
несовершенство рынка и их последствия.
§6 Экономические функции государства
§7 Государственное регулирование экономики:
Понятие гос. регулирования экономики
Сущность государственного регулирования
Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ)
Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов
2.Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты ГРЭ
Цели ГРЭ
Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
Административные средства
Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
Госсектор
Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности
4.1 Этапы ГРЭ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Рынок и государство, роль и особенности государств регул в различных экономических системах.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

     В чём реально состоят эти свободы  и каково их значение для хозяйственной жизни общества?

     Свобода в распоряжении результатом  своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.

     Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. Страна, где такой экономической основы нет, это страна, где человек – человеку враг. Ведь если право распоряжения результатом своего труда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у него может отобрать любой.

     Свобода предпринимательства  – это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить – решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

     Свобода заключения сделок –  это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.

     Любая свобода требует защиты, а иначе  её отбирают силой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование – главная и постоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участников экономической жизни страны.

     Но  реально круг задач, которыми занимается государство, значительно шире. Это связанно с тем, что рыночные механизмы обладают определёнными несовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынка порождают последствия, устранять которые приходится государству.

     Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.

     В соответствии с одной из высказываемых  точек зрения роль государства, по крайней  мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.

  1. Законность и порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступность и межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.
  2. Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.
  3. Инфраструктура. Многие трудности общественного роста порождаются дефицитом общественного товара и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошение и охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем – все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточных количествах.
  4. Принудительное накопление и капиталовложение. Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в экономически отсталых странах.

     Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала. Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.

     Во-первых, уровень накопления можно увеличивать  с помощью налогов. Возросшие  налоговые поступления направляются на осуществление наиболее важных капиталоёмких проектов.

     Второй  метод состоит в принудительном стимулировании сбережений через инфляцию. Государство может финансировать  накопление капитала, пуская в оборот или тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкам облигации и тратя полученные доходы.

  1. Проблемы, связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения и земельная реформа - вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства. И только государство в состоянии реально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозного фатализма и понять ценность социальной активности.
 
 
  1. Несовершенство  рынка и их последствия.

     Итоги долгого развития экономической  теории можно свести к двум простым  утверждениям:

     1). рынок способен решать главные  экономические проблемы;

     2). рынок не способен решать ряд  задач, важных для общества.

     Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы  утверждали, что:

     1). после создания крупного масштабного  производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач;

     2). дальнейший экономический прогресс  человечества будет возможен  только тогда, когда люди научатся  решать эти главные задачи  без помощи рынка – на основе  составляемых государством централизованных планов.

     Однако  исследования учёных, практика рыночного  хозяйствования в капиталистических  странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы  в России, показали, что:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

     Иными словами, рынок вовсе не стоит  списывать в архив экономической  истории. Его можно и далее  успешно использовать на благо человечества. Надо лишь научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и смягчать последствия порождаемыми этими слабостями ошибок.

     Слабость (несовершенство) рынка  – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

     Назовём наиболее важные из них:

     1). никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;

     2). среди продавцов с одной стороны,  или покупателей, с другой, не  должно существовать сговоров  с целью выторговывания для  себя более выгодных условий сделок;

     3). всем участникам рынка должна  быть доступна полная информация  о положении дел на нём (кто,  что, где, когда и по какой  цене продаёт);

     4). все затраты по любой сделке  должны покрываться только её  участниками и им же должны  доставаться и все выгоды от неё;

     5). государство и общественные организации  не должны вмешиваться в работу  рынка по политическим или  религиозным мотивам.

     Если  условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти  механизмы неизбежно начинают работать с ошибками.

     И когда возникает необходимость  во вмешательстве в экономическую  жизнь общества государства.

     Как правило, в условиях смешанной экономической  системы государство берёт на себя решение нескольких задач:

     1). устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

     2). смягчение неравенства доходов  и богатства за счёт их частичного  перераспределения.

     Слабости (несовершенства) рынка проявляются  в:

     1). возможности монополизации рынков;

     2). трудности создания общественных  благ на коммерческой основе;

     3). возникновение внешних эффектов  или внешних затрат;

     4). образование социально неприемлемых  различий в уровнях доходов  граждан.  
 

     § 6. Экономические функции государства. 

     Чтобы у нас сложилось достаточно ясное  представление о роли государства в экономической системе. Нам должно быть известно пять экономических функций государства:

  1. Обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики (системы).

     Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государство также устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающих обмен товаров и услуг.

     Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственности  за соблюдение условий контрактов – все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов.

  1. Поддерживать конкуренцию.

     При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделы же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга.

     Рост  монополии резко изменяет эту  ситуацию. Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

  1. Перераспределять доходы и материальные блага.

     Рыночная  система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее  на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно.

     Рыночная  система приносит очень крупные  доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретённого образования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными и домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.

     Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остро нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение доходов путём рыночного вмешательства, т. е. путём модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы – наглядные примеры того, как государство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения. 
 

  1. Регулировать  распределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировать побочные эффекты.
 

     Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система производила «не те» количества определённых товаров и услуг, либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой – с государственными, или социальными благами. 
 

Информация о работе Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах