Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
Введение
Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.
Необходимо
подчеркнуть, что не существует экономической
системы без слабостей и
ть много
разных экономических систем, служит
ярким свидетельством расхождения
в оценках эффективности
Разные экономические
системы мира различаются между
собой по своим идеологиям, а также
по своему подходу к решению проблемы
экономики. Коренные различия следующие:
а) между частной и общественной
собственностью на ресурсы и б) между
использованием в качестве координационного
механизма рыночной системы и
централизованного
Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.
Против рыночной
системы выдвигается несколько
критических аргументов: а) ее контрольный
механизм и конкуренция с течением
времени ослабевают, б) свойственные
рыночной системе неравенство доходов,
неспособность учитывать
Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
В реальной
действительности экономические системы
располагаются где-то между крайностями
чистого капитализма и
Сущность рынка
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик
и столь же разнообразно его определение.
В учебнике политэкономии под
редакцией В. Медведева и Л. Абалкина
дается такое определение рынку:
"Рынок - это обмен, организованный
по законам товарного производства
и обращения, совокупность отношений
товарного и денежного
1. Что это
за законы товарного
2. Как понимать
совокупность отношений
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают
самые разные формы. Организаторы аукционов
сводят вместе покупателей и продавцов
предметов искусства, антикварных
ценностей, скаковых лошадей и т.д.
Многие развозят или разносят свой
товар по домам и квартирам
в удобное для хозяев время. Представитель
крупной фирмы помогает выпускникам
Университета получить работу. Он связывает
потенциальных покупателей с
потенциальными продавцами рабочей
силы. Одни рынки являются локальными,
другие носят национальный, международный
характер. Рынок возник еще на стадии
варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он
открывал простор для
м рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Функции рынка
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
• функция
саморегулирования товарного
* стимулирующая
функция. При понижении цен
производители сокращают
* функция
установления общественной
* регулирующая
функция. С помощью рынка
* функция
демократизации хозяйственной
Структура, виды, сегментация рынков
Рынок имеет
сложную структуру и охватывает
своим влиянием все сферы экономики.
Экономическая структура
• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
• уровнем
приватизации и разгосударствления
структурных подразделений
• видами торговли, используемыми в стране.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
Достаточно
отметить, что в 90-м году в стране
действовало более 40 тыс. государственных
предприятий в промышленности, около
3 тыс. совместных предприятий, более 250
тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий
и строительных организаций, около
700 тыс. человек было занято индивидуальной
трудовой деятельностью. Кроме этого,
насчитывалось около 600 тыс. магазинов,
300 тыс. предприятий бытового обслуживания
населения. Эти предприятия потребляли
25 млн. наименований средств производства,
при этом продукция сводилась
в 16 тыс. групп условных наименований.
Такова структурная особенность
рынка крупного государства переходной
экономики. В условия; такого многообразия
предприятий (фирм) и наименований продукции
движение средств производства между
производителями и
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
• рынки благ и услуг;
• рынки средств производства;
• рынки научно-технических разработок;
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Многообразие
рынков предопределяет коренное изменение
всей системы взаимодействия предприятий,
переход к реализации товаров
на основе прямых связей, замену формально-учетного
характера купли-продажи
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
• рынки
товаров производственного
• товаров народного потребления; продовольственных товаров;
• рынки сырья и материалов и т. д.
Так на рынке
сельскохозяйственного сырья
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
• внутрирегиональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По степени
ограничения конкуренции
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые рынки.
5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
• рынки
оптовой торговли, когда в качестве
покупателей и продавцов
• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
• рынки
государственных закупок
Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция
Информация о работе Рынок: функции, структура.Достоинства и недостатки рыночной экономики