Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:15, реферат
Целью данной работы является анализ истории развития и становления рынка ценных бумаг в России.
Предметом исследования является история развития рынка ценных бумаг в Российской империи и в советский период.
Теоретической базой исследования явились учебные пособия по рынку ценных бумаг.
Реферат
на тему: «Рынок
ценных бумаг в Российской империи
и в советский период»
Введение
Рынок ценных бумаг
занимает важное место в хозяйстве
стран с рыночной экономикой, обеспечивает
эффективное движение финансов между
хозяйствующими субъектами. Он позволяет
эффективно дополнять и расширять
возможности традиционного
Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение истории возникновения и развития инфраструктуры фондового рынка может быть полезным для облегчения понимания процессов, происходящих на рынке ценных бумаг в настоящее время.
Целью данной работы является анализ истории развития и становления рынка ценных бумаг в России.
Предметом исследования является история развития рынка ценных бумаг в Российской империи и в советский период.
Теоретической
базой исследования явились учебные
пособия по рынку ценных бумаг.
1.Рынок ценных бумаг Российской империи
Возникновение российского рынка ценных бумаг исторически восходит к эпохе правления Екатерины II, когда в 1769 г. Россией был размещен в Голландии (Амстердаме) первый государственный внешний заем. В дальнейшем государство продолжало регулярно покрывать свои потребности в финансовых ресурсах за счет размещения крупных займов на зарубежных рынках.
Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились в период правления Александра I в связи с известным Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. В 1817 г. была сформирована Государственная комиссия погашения долгов, в ведении которой находились государственные процентные бумаги.
Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых с дополнительным премиальным 1% (грация), проценты выплачивались ежегодно. Их доходность была выше, нежели предоставляемая государственными кредитными конторами, поскольку кредиты в силу традиций и ряда других факторов пользовались повышенным доверием широкой публики. Государственные облигации принимались в качестве залогов, откупов, казенных сборов и пошлин, что также способствовало повышению их привлекательности.
Государство регулярно использовало и этот канал привлечения финансовых ресурсов в казну, однако покрытие дефицита бюджета за счет него не превышало 10% вплоть до середины XIX в. Основная доля поступлений в казну шла за счет внешних займов. С этого времени российские государственные облигации начали активно обращаться на биржевом и внебиржевом рынках страны.
В течение XIX и в начале XX в. российский бюджет отличался хроническим дефицитом; государство систематически эмитировало облигации: именные и предъявительские, купонные и бескупонные и др. Именные облигации могли конвертироваться в предъявительские, и наоборот, при участии Государственной комиссии погашения долгов. Государство стимулировало развитие рынка именных облигаций, поэтому конверсия предъявительских бумаг была бесплатной для их владельцев, в то время как обратная процедура требовала определенных расходов.
По периоду
обращения облигаций
· Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом выступало Министерство финансов. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход.
· К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты, период обращения которых составлял 4 и 8 лет для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб. Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а последующие – 4%. Они имели льготы по налогообложению дохода и принимались Государственным банком и Казначейством во все виды платежей по номинальной стоимости. Билеты Государственного казначейства сохраняли свою платежеспособность на протяжении еще 10 лет после завершения установленного при эмиссии срока обращения и по существу выполняли функции процентных денег.
· Долгосрочные облигации в России выпускались на период 50 – 80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга.
· Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход, т.е. ренту, однако правительство имело право погашать их по номинальной стоимости. Такая процедура могла проходить тиражами с обязательным предъявлением бумаг к погашению или путем их свободной скупки на бирже. Последний вариант объясняет очень длительное обращение отдельных выпусков российских бессрочных бумаг, эмитированных еще в начале XIX в.
Завершая характеристику
государственных ценных бумаг Российской
империи, следует упомянуть и
гарантированные бумаги: акции и
облигации российских железнодорожных
компаний, имевшие срочные или
бессрочные правительственные гарантии,
которые обеспечивали их держателям
безусловное получение в срок
установленных процентов и
Появление на российском рынке акций и частных облигаций в период правления Николая I связано с принятием в 1836 г. Закона о промышленных обществах. Объем оборота новых видов ценных бумаг в России долгое время оставался незначительным в сравнении с государственными облигациями, а также по отношению к развитым зарубежным рынкам. Это было связано с традиционным относительно слабым развитием частного предпринимательства в стране: в начале XX в. в России насчитывалось всего лишь немногим более 1,5 тыс. акционерных компаний. На рынке в основном котировались акции железных дорог, коммерческих и земельных банков, а также нефтяных, металлургических и страховых компаний.
Согласно действовавшему общему законодательству акции являлись именными ценными бумагами. Тем не менее в соответствии с уставами акционерных компаний зачастую эмитировались предъявительские акции, доминируя в обороте этого сегмента рынка.
В третьей четверти XIX в., в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов, т.е. местных органов власти. Их привлекательность, несмотря на повышенную доходность, существенно уступала государственным облигациям. Они имели хождение, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, а также обладали довольно длительными сроками обращения – до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная их часть размещалась за границей. В начале XX в. более 60 городов России выпускали местные займы, и подавляющая часть их эмиссии была сосредоточена в нескольких крупных центрах, в частности в Санкт-Петербурге и Москве.
Торговля ценными бумагами в Российской империи проводилась главным образом фондовыми отделами товарных бирж и Государственным банком при посредничестве коммерческих банков. Операции с ценными бумагами первых выпусков государственных займов начали проводиться Санкт-Петербургской товарной биржей, а затем и Московской. Ими были разработаны и использованы на практике первые правила осуществления фондовых операций, которые в последующем были усовершенствованы и распространены на других участников биржевого рынка. Позже к торговле ценными бумагами приобщились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская, Харьковская и др.
Биржевая публика,
посещавшая фондовые отделы, делилась
на действительных членов, постоянных
посетителей, представителей Министерства
финансов и гостей. Действительными
членами были агенты банковских учреждений
и отдельные лица, обладавшие промысловыми
свидетельствами первого
Деятельностью фондовых отделов товарных бирж руководили советы, избираемые на общих собраниях действительных членов, персональный состав которых подлежал утверждению Министерством финансов. Советы разрабатывали и утверждали правила фондовых сделок; принимали решения о допуске ценных бумаг к котировке; устанавливали размеры вознаграждений маклеров; регулировали споры по сделкам; определяли порядок проведения общих собраний и др.
Маклеры, назначаемые
на должность Министерством
Информация по совершенным сделкам обобщалась котировочной комиссией для составления сводных бюллетеней котировок ценных бумаг, которые публиковались в Биржевых ведомостях и Торгово-промышленной газете, а также представлялись в Министерство финансов.
Начало Первой мировой войны ввергло фондовый рынок Российской империи в глубокий кризис. Наметившаяся к середине 1915 г. тенденция оживления деятельности из-за политической нестабильности в стране не привела к полному восстановлению фондового рынка.
После Февральской революции 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. При этом ставка была сделана на осуществление внутренних заимствований. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощен порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что позволило относительно его стабилизировать.
Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении Займа свободы 1917 г. – первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой. Одновременно были предприняты попытки выпуска выигрышного и железнодорожного займов, но они также не имели успеха.
Еще одной неудачной
и последней попыткой Временного
правительства стал проект принудительного
«Российского государственного 5,5 – процентного
военного ликвидационного займа 1917 г.»
сроком на 20 лет и объемом в 10 млрд. руб.
Заем был предназначен для подписки среди
строго определенных категорий физических
и юридических лиц – в большей части представителей
крупного капитала. Облигации могли приниматься
в залог, доходы по ним освобождались от
налога; предполагалось их свободное обращение
на внутреннем рынке. Однако правительство
не решилось на реализацию займа, поскольку
из-за эскалации военных действий и крупных
неудач на фронте его успех стал нереальным.
2.Обращение
ценных бумаг в
советский период
2.1 Обращение государственных ценных бумаг в советский период
После очередной смены политической власти в стране декретом ВЦИК в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и Временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. соответствующим декретом СНК.
Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922–1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго хлебных и сахарного займов. Они носили краткосрочный (сезонный) характер – срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами – по усмотрению держателей. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели успех: благодаря им в стране появился вторичный рынок облигаций.
1922 г. ознаменовался первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога облигаций и др., однако успеха не имел. В результате было организовано принудительное размещение, что затем стало широко практиковаться. Принудительно размещались: второй государственный выигрышный заем 1924 г.; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих, и др. Однако в период 1922–1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например крестьянские. Будучи вполне привлекательными для вкладчиков, они не были достаточно эффективными для государства, и их выпуск был прекращен.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в Российской империи и в советский период