Рынок ценных бумаг; понятие, функции, структура, участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Из вышесказанного следует, что фондовый рынок расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых для развития денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно (кроме выплат дивидендов) и бессрочно (до конца существования предприятия); выпуск облигаций позволяет получить кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями банковских кредитов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1 Рынок ценных бумаг: понятие, виды, функции, участники………...6
2 Ценные бумаги, их виды и особенности……………………………..13
3 Особенности развития российского фондового рынка…………….20
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………..29
Практическая часть………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

ФИНИШ-ХИМ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Вексель – это письменное долговое обязательство, составленное по установленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать при наступлении указанного в векселе срока с лица, выдавшего или акцептовавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем суммы.

     Наиболее  ликвидными являются векселя, которые имеют гарантию крупных банков в форме аваля (поручительства) или акцепта (согласия на оплату). Такой вексель может свободно обращаться на вторичном рынке или использоваться в расчетах [12, с. 20].

     Нельзя  не сказать о производных ценных бумагах, или финансовых деривативах, – это группа разнообразных финансовых инструментов, относительно недавно появившихся на рынке в результате эволюции финансовых отношений и рынка ценных бумаг. Усложнение взаимосвязей на товарных, сырьевых и финансовых рынках потребовало поиска новых путей привлечения капитала и защиты от рисков, новых – более доходных – форм спекулятивных операций без вовлечения в оборот больших средств, а также создание инструментов, обслуживающих расширяющийся рынок ценных бумаг. Именно с решением этих задач связано появление производных ценных бумаг, множественность их видов и функций.

     Первой  функцией производных ценных бумаг  на финансовом рынке является удостоверение прав владельцев и обеспечение оборота основных ценных бумаг. Эту функцию выполняют сертификаты акций и облигаций, купоны.

     Второй  функцией производных ценных бумаг  является представление льгот владельцем ценных бумаг при их приобретении. Реализовать эту функцию позволяют, например, варранты, ордера, бонусы, гарантии облигаций и др. Варрант – это ценная бумага, закрепляющая право владельца основных ценных бумаг обменять их в установленное время по определенному курсу на соответствующее количество других ценных бумаг. Варрант делает ценные бумаги эмитента более привлекательными и защищенными в глазах инвесторов. Близки варрантам по своим свойствам ордера, которые закрепляют право дополнительной покупки ценных бумаг в определенный период времени по оговоренной цене, а также бонусы, дающие право акционеру в течение определенного срока покупать акции с установленной единовременной скидкой. Вместе с облигационным займом могут выпускаться гарантии облигаций, позволяющие в дальнейшем покупать больше облигаций по определенной фиксированной цене с теми же условиями выплаты дохода.

     Третьей функцией производных ценных бумаг  является хеджирование (страхование) рисков неблагоприятного изменения конъюнктуры  рынка. Эта функция реализуется  прежде всего через обращение  форвардных, опционных и фьючерсных контрактов. Все они являются срочными договорами с фиксированными ценами поставки (приема) активов. При такой финансовой операции, как заем с плавающей процентной ставкой, риск кредитора или заемщика хеджируется путем заключения соглашений, оформляемых ценными бумагами (кэпами, флюрсами, колларами). Так, кэп ограничивает верхний уровень изменения процентной ставки, флюрс (фло) – нижний, а коллар, являясь комбинацией кэпа и флюрса, – верхний и нижний пределы изменения процентной ставки по займу.

     Четвертой функцией производных ценных бумаг  является использование их в спекулятивных операциях. Поскольку финансовые деривативы имеют свою собственную, отличную от базисного актива, стоимость и обращение на рынке, то они используются как инструменты в спекулятивной игре на разнице цен [16, с. 121].

     Как видим, виды ценных бумаг весьма разнообразны. Это связано с тем, что популярность ценных бумаг с каждым годом увеличивается. Суммарные объемы средств, инвестируемых в инструменты фондовых рынков развитых стран, достигают колоссальных размеров. В то же время в странах с переходной экономикой дела идут не так хорошо, но об этом в следующей главе.

 

      3 Особенности развития  российского фондового рынка 

     За 15 лет своего развития (фактически с 1991 г.) российский фондовый рынок по размеру превратился в один из ведущих из группы формирующихся. В стране была создана инфраструктура фондового рынка (фондовые биржи, регистраторы, депозитарии, информационные агентства), которая в целом достаточно эффективно выполняет свои функции. [22]

     К настоящему времени капитализация фондовых рынков России превысила ее ВВП. По отношению «капитализация/ ВВП» Россия вышла на средний уровень развитых стран, опередив многие из них. По абсолютной капитализации акций Россия практически сравнялась с такими развитыми странами, как Италия и Испания, и занимает второе место после КНР среди формирующихся рынков, обогнав Южную Корею, Бразилию и Индию.

     На  современном этапе развития наиболее заметной является тенденция к интернационализации  рынка. Существенно меняются условия  деятельности основных фигурантов данного рынка – эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, институтов саморегулирования, а также национальных суверенных регуляторов финансовых рынков. С правовой точки зрения глобализация означает создание относительно равных условий для привлечения как отечественных, так и зарубежных инвесторов для инвестирования свободных денежных средств в рамках национального проекта и за рубежом. Использование возможностей, определяемых растущим взаимодействием российского рынка с мировым, и ограничение вытекающих из нее рисков – одна из важнейших задач государственной политики на рынках капитала.

     Однако  фондовый рынок России по-прежнему не может преодолеть ряд серьезных  структурных проблем. Несмотря на высокие  темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. До сих пор нет ясности в вопросе о целесообразности и условиях, в том числе институциональных, вложений государственных средств в ценные бумаги российских корпораций (прежде всего с государственным участием). Речь, в частности, идет о государственном софинансировании добровольных накоплений граждан, пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, резервов негосударственных пенсионных фондов, а также об инвестировании средств государства в акции второго и третьего эшелонов с целью повышения их ликвидности. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Высок уровень нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке. Недостаточно защищены права и законные интересы инвесторов. Долгосрочные инвестиционные ресурсы, предложение которых крайне ограничено, размещаются на финансовом рынке неэффективно, что в свою очередь является одним из сдерживающих факторов роста институциональных инвестиций. Отсюда вытекает необходимость рационального использования национальных сбережений, формирования эффективного механизма привлечения и перераспределения капитала в российской экономике, стимулирующего инвестиционную активность, усиливающего позиции страны на мировом рынке капитала.

     По-прежнему определяющее влияние на состояние  российского рынка акций оказывают  иностранные инвесторы. По экспертным оценкам, на них приходится большая часть оборота по акциям российских компаний (на зарубежных рынках – почти полностью, на российских площадках – до половины). Торговля российскими активами уходит на зарубежные рынки. В условиях полной конвертируемости рубля (с лета 2006 г.) и все большей интеграции России в мировое хозяйство влияние иностранных инвесторов на российский рынок будет усиливаться. При этом такое воздействие может быть не только положительным, но и отрицательным, особенно с учетом имеющихся слабостей архитектуры российского фондового рынка. В ближайшие годы важнейшими задачами регулирующих органов станут поддержание стабильности на фондовом рынке, предотвращение чрезмерного размаха колебаний, ограничение интересов спекулянтов за счет повышения информативности цен и прозрачности рынка, снижение для корпораций (прежде всего с госучастием) долговых рисков, в первую очередь зарубежных, создание страховочной системы для смягчения возможных кризисных явлений на российском рынке в случае мировых экономических потрясений.

     Среди ключевых проблем развития российского  фондового рынка можно выделить следующие:

     Размеры ряда важнейших сегментов российского  рынка ценных бумаг иногда в несколько  раз уступают таковым рынков развитых стран. Так, относительный (сравнительно с ВВП) размер рынка корпоративных облигаций в 20 раз меньше среднемирового. Соотношение активов финансовых учреждений и ВВП меньше среднемирового по страховым компаниям в 15 раз, по негосударственным пенсионным фондам – в 65 раз, инвестиционным фондам (открытым и интервальным) – в 76 раз.

     Высокая волатильность российского рынка (соответственно, высокая рискованность). К настоящему времени ее уровень по сравнению с минувшим десятилетием снизился, однако по-прежнему остается высоким. Как свидетельствуют расчеты, волатильность российского рынка в последние годы в 3 раза выше, чем волатильность развитых рынков, и по степени рискованности уступает только Латинской Америке, поэтому падение рынка в августе 2007 г. – не случайное явление.

     Чрезмерная  концентрация рынка акций: 90% капитализации приходится на десяток недостаточно прозрачных компаний преимущественно топливно-энергетического комплекса; олигополия среди посредников (8–10 крупнейших посредников доминируют в некоторых сегментах), что создает условия для манипулирования рынком; высокая концентрация собственности в контрольных пакетах и низкая доля акций в свободном обращении (free float).

     Слабость  национальных финансовых посредников (низкая капитализация) по сравнению  с иностранными, которые все активнее внедряются в российский рынок.

     Крайне  слабое участие населения в операциях  на фондовом рынке (по самым оптимистическим оценкам, количество инвесторов в инструменты фондового рынка в России не превышает 0,5 млн человек, в то время как в США и Китае таковых 70–80 млн человек, в крупных европейских странах – более 10 млн человек); низкое доверие населения к российскому рынку ценных бумаг; отсутствие в России значительной прослойки среднего класса, без которого появление массового инвестора не представляется возможным; недостаточное распространение народных IPO; слабость национальных институциональных инвесторов.

     Сохранение  проблем расчетной инфраструктуры, препятствующих приходу на российский рынок ряда крупнейших консервативных зарубежных инвесторов.

     Существенное  отставание нормативно-правовой базы и регулирования российского  фондового рынка от практики развитых стран. [22]

     Законодательная база, регулирующая различные аспекты  деятельности по инвестированию на российском финансовом рынке, до конца не сформирована, что существенно повышает транзакционные издержки. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Требует правового обеспечения вопрос вложений бюджетных средств в ценные бумаги российских корпораций. Необходимо законодательно ввести налоговое стимулирование вложений средств в акции высокотехнологичных компаний.

     Что касается политических рисков развития фондового рынка, то на данный момент внутриполитические факторы превалируют  над внешними. В ближайшие годы такая ситуация сохранится.

     Кроме того, значительный элемент неопределенности и рисков вносит фактор грядущей смены политического лидера. От качества этой смены (легитимности применяемых процедур, соблюдения избирательных законов, отсутствия фальсификаций при подсчете результатов голосования и т.д.), равно как и от преемственности политического курса нового лидера, будут во многом зависеть оценки политических рисков в стране на ближайшие годы.

     В число других факторов, генерирующих на ближайшую и среднесрочную перспективу политические риски, входит:

  • непрозрачность механизма принятия ключевых политических решений (как следствие – возможность неожиданных кадровых шагов и политических изменений);
  • недостаточная эффективность судебной системы;
  • коррумпированность госаппарата в Центре и на местах;
  • административное давление на бизнес;
  • колоссальная социальная поляризация;
  • возможное обострение обстановки на Северном Кавказе.

     Потенциально  рискогенным фактором является и  характер взаимоотношений власти и крупного бизнеса. Существующие взаимоотношения неформальны, не закреплены институционально и являют собой просто сложившийся ad hoc своеобразный способ сосуществования бизнеса и власти в эпоху правления конкретного президента, что потенциально и делает их фактором риска.

     Решение проблем фондового рынка требует  комплекса адекватных экономических, административных и правовых мер. Ключевой вопрос – кардинальное увеличение притока средств на фондовый рынок от российских инвесторов. Однако, по мнению авторов, рассчитывать на существенное увеличение инвестиций российских граждан маловероятно, даже если будут улучшены стандарты защиты розничных инвесторов, появятся западные профессиональные участники рынка после вступления России в ВТО и т.д. В наших условиях недоверие граждан к финансовым рынкам будет в той или иной мере сохраняться еще долго, тем более что финансовые результаты народных IPO не слишком позитивные для инвесторов, особенно в сравнении с доходностью инвестиций в недвижимость. Единственным реальным источником увеличения притока российских инвестиций на фондовый рынок могли бы стать государственные или полугосударственные институциональные инвесторы – Пенсионный фонд, Сбербанк, ВТБ, другие институты развития. Однако и такие вложения бюджетных средств не являются абсолютно приемлемым средством, так как связаны с целым рядом отрицательных моментов.

     Перспективы финансового рынка будут в решающей степени зависеть от того, сможет ли Россия воспользоваться новой волной мирового экономического роста, использовать потенциал глобализации в своих интересах. По нашим оценкам, Россия имеет серьезные шансы для вхождения в лидирующую пятерку мировых экономических держав. Достижение этого результата возможно, если до 2020 г. среднегодовые темпы роста ВВП будут не ниже 5,5%. Внешние условия для этого благоприятны: не ожидается драматического падения мировых цен на углеводороды, Россия граничит с новым полюсом мирового экономического роста – Китаем, кроме того, имеет многовекторные и растущие хозяйственные связи с крупнейшими центрами мировой экономики. Приняты решения об экономической стратегии: диверсификация экономики, инвестиции в человеческий капитал, опора на инновации. Важно сохранить этот курс, верить в собственные силы и возможности успешно конкурировать на мировых рынках. 

Информация о работе Рынок ценных бумаг; понятие, функции, структура, участники