Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг
Предмет исследования данной курсовой работы – рынок ценных бумаг в целом и Республики Беларусь в частности.
Целью исследования данной работы является изучение рынка ценных бумаг как составной части финансовой системы Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_R_nok_tsen_bumag-1.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

 

Более развитым сегментом  рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных  ценных бумаг. Рынок частных ценных бумаг в Республике Беларусь ничтожен, поэтому мы рассмотрим рынок государственных ценных бумаг, как единственный стабильный и перспективный рынок.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:

• финансирования текущего бюджетного дефицита;

• погашения ранее размещенных  займов;

• обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

• сглаживания неравномерности  поступления налоговых платежей;

• обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;

• финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

• поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег [6, c.191].

Участниками рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

  • Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь;
  • Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
  • инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [15, с.23].

В Статье 53 Банковского кодекса Республики Беларусь [2] определены следующие операции Национального Банка с ценными бумагами:

  • Национальный банк при осуществлении функций денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, а также совершает операции с ценными бумагами;
  • Национальный банк выполняет функции агента Правительства Республики Беларусь (РБ) на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение;
  • Национальный банк выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ [2, с.22].

Рынок государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 14 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

В республике за последние  годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции  в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

  • разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;
  • внедрением нового вида аукциона – биржевого;
  • сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;
  • участием нерезидентов;
  • активизацией вторичного рынка;
  • улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Начиная с 2000 года государственные ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь (рис.2.1) [12, с.6].

Рис. 3. Владельцы государственных ценных бумаг.

 

Биржевой рынок государственных  ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов, с помощью которого решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

Вторичный рынок правительственных  облигаций основан на сделках  «до погашения» – сделки купли-продажи  облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:

— для продавца – последующего их выкупа,

— для покупателя –  последующей их продажи.

Следует отметить, что  в структуре сделок ОАО "Белорусская  валютнофондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) [12, с.7].

На вторичном рынке  в 2007 г. суммарный объем торгов государственными ценными бумагами и краткосрочными облигациями Национального банка на ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) составил 7,57 трлн. рублей: государственными ценными бумагами – 7,43 трлн. рублей; краткосрочными облигациями Национального банка – 0,14 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 2,15 трлн. рублей, в том числе на 2,41 трлн. рублей и на минус 0,26 трлн. рублей соответственно.

С недавнего времени  разрешено самостоятельное размещения (ранее эта функция была возложена на Нацбанк) государственных облигаций через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", что позволило расширить круг участников первичного рынка. Правда, это расширение можно назвать скорее номинальным, нежели реальным. К тому же при этом фактически утратил силу институт "первичных инвесторов", что лишает Минфин возможности гарантированного объема реализации гособлигаций в условиях снижения их привлекательности.

В зависимости от формы  и порядка оформления кредитных  отношений различают государственные  облигационные займы и безоблигационные займы.

Выпускаются облигации  внутренних государственных и местных  займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов. Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств для перечисления в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими.

В настоящее время  структура рынка государственных  ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами [15, с.31]:

  • краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком 
    обращения до одного года;
  • долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

Наибольшим спросом  у инвесторов - юридических лиц  пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Приобрести ГКО и  ГДО можно:

1) на аукционах, которые  проводятся на ОАО «Белорусская  валютно- фондовая биржа»;

2) по договору с  Министерством финансов.

В процессе выпуска ГКО  рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Общая годовая доходность ГКО рассчитывается по формуле [15, c.55]:

П =

(Н - Ц) х  365 х 100

Ц х Т




 

 

 

где    П - общая  годовая доходность, %;

Н — номинальная стоимость  ГКО, руб.;

Ц — цена продажи ГКО, руб.;

365 — количество дней  в году;

Т — срок обращения ГКО данного выпуска, календарных дней.

При доразмещении годовая  доходность ГКО рассчитывается по средневзвешенной цене, устанавливаемой Министерством финансов на аукционе по следующей формуле [15, с.97]:

Цпр =

Н х 365 х 100

365 х 100 + Пср (Т – n)


 где    Ц пр — цена продажи ГКО при доразмещении, руб.;

П ср — годовая доходность ГКО данного выпуска, рассчитанная по средневзвешенной цене, устанавливаемой Министерством финансов на аукционе, %;

n — количество календарных  дней, прошедших от даты аукциона до даты доразмещения.

Инвесторы, являющиеся активными  участниками фондовых операций, выполняющие  определенные требования финансовой достаточности, не имеющие нарушений в финансовой деятельности и т.д., допускаются  Национальным Банком к участию в первичном размещении ценных бумаг Правительства и имеют статус первичных инвесторов. В Республике Беларусь первичные инвесторы государственных облигаций – это банки или их филиалы на правах юридического  лица. Первичное размещение государственных облигаций осуществляется НБ РБ, который выступает в роли финансового агента Правительства [15, с.23].

Казначейские векселя (обязательства) и облигации поступают  на вторичный рынок, а также ДГО могут продаваться на вторичном рынке. На вторичном рынке не обращаются сберегательные облигации, облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг, облигации органов власти.

Немного статистики. (Сделаю оговорку, что ко времени написания курсовой работы данные за 2008 год не обработаны и не опубликованы. По сему предоставляю данные за 2007 год). В 2007 году на первичном рынке размещено ГКО и ГДО в национальной валюте фактически на 2,13 трлн. рублей, что на 5 процентов меньше, чем в 2006 году (приложение 1.14). Одновременно произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,64 трлн. рублей. В результате на 1 января 2008 г. объем ГКО и ГДО в обращении составил 3,83 трлн. рублей по номиналу, что на 555,9 млрд. рублей (на 17 процентов) больше, чем на 1 января 2007 г.

В 2007 году Министерство финансов погасило все государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте (далее – СКВ), на сумму 15 млн. евро и 27,1 млн. долларов США, что эквивалентно 100,4 млрд. рублей. Таким образом, разница между суммами фактического привлечения и фактического погашения государственных ценных бумаг достигла 390,8 млрд. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, уменьшились по балансовой стоимости на 80,3 млрд. рублей (на 3,1 процента) и на 1 января 2008 г. составили 2,52 трлн. рублей.

Средневзвешенная доходность первичного рынка государственных  рублевых облигаций за 2007 год сложилась на уровне 10,8 процента годовых и по сравнению с 2006 годом повысилась на 0,5 процентного пункта. Данные тенденции соответствуют общей динамике уровня ставок на финансовом рынке страны. С учетом более высокого уровня инфляции и невысокого значения номинальной ставки при проведении аукционов государственных ценных бумаг реальная доходность рублевых государственных облигаций по итогам отчетного года составила минус 0,6 процента годовых, снизившись на 4,4 процентного пункта по сравнению с 2006 годом.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь