Рыночный спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.

Содержание

Введение
Глава I. Рыночный спрос: экономическая сущность
1. 1. Рынок и закон спроса
1. 2. Изменение спроса
1. 3. Спрос на ресурсы
1. 4. Эластичность спроса. Общее понятие. Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы. Точечная и дуговая эластичность
Глава II. Спрос и предложение
2. 1. Взаимосвязь спроса и предложения
2. 2. Экономический кругооборот
Глава III. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Рыночный спрос.курсовая.docx

— 43.73 Кб (Скачать)

Предположим теперь, что предложение  сокращается, а спрос  возрастает. Наблюдаются  два эффекта повышения  цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

Возможны  также случаи, когда  предложение и  спрос изменяются в одном и том же направлении.

Сначала предположим, что  и спрос и предложения  увеличиваются. Чтобы  определить изменение  равновесной цены, нужно сравнить два  эффекта: эффект понижения  цены в результате увеличения предложения  и эффект повышения  цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого  эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

Рассмотрим  одновременное уменьшение предложения и  спроса. Когда масштабы уменьшения предложения  больше масштабов  сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда  ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное  количество продукта однозначно уменьшается.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения  с одной стороны, и увеличение спроса и предложения  — с другой, полностью  нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях  конечное воздействие  на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. 

Парадокс  Гиффена. При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) . Эти товары получили название благ низшего порядка.

Количество  блага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3.

Изменение величины спроса означает передвижение с одной  точки на другую точку  на постоянной кривой спроса, то есть переход  от одной комбинации “цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение  величины данного  продукта. 

1.3. Спрос на ресурсы.

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с  применением данных ресурсов. Иначе говоря, последние удовлетворяют  потребности не прямо, а через готовую  продукцию. Отсюда следует, что изменение  спроса на ресурсы  также является величиной  зависимой — прежде всего от изменения  спроса на готовую  продукцию. На движение спроса на ресурсы  влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов  — предельный продукт (в  денежном выражении  — предельный доход) . В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ) .

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый —  эффект замещения, связанный  с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение  труда капиталом  ведет к падению  спроса на труд и  увеличению спроса на капитал) . Второй — эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал) . Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Эластичность  этого спроса определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем  более эластичным будет и спрос  на ресурс. Когда  повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность  в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую  с помощью данных ресурсов продукцию  неэластичен, неэластичен  и спрос на ресурсы. Второй фактор —  замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине) . Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет. это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса. 

Изменения в спросе на ресурс:

1. Изменение в спросе на продукт.

При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который  производится с помощью  определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение производительности

Изменение в производительности использования ресурсов ведет к однонаправленному  изменению в спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:

1) . Увеличение числа  ресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.

2) . Технологические усовершенствования.

3) . Повышение качества  самого рассматриваемого ресурса.

4) . Изменение цен  на другие ресурсы  (взаимозаменяемые  и взаимодополняемые ресурсы) . 

1.4. Эластичность спроса.

Эластичность  показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность  спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора н величину спроса. Основными  видами эластичности спроса являются:

А)   эластичность спроса по цене;

Б)    эластичность спроса по доходу;

В)  перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.

Эластичность  спроса по цене –  это степень изменения  величины спроса в  ответ на изменение  рыночной цены на один процент.

Эластичность  спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности. Измерять реакцию величины спроса на изменение  цены простым отношением приращения спроса к  приращению цены (DQd  : DP) нельзя. Одна из причин – масштаб цен. Если цены вырастут в 10 раз, то отношение DQd  : DP уменьшится в 10 раз. Аналогичным образом этот показатель будет зависеть от единицы измерения величины Q. Хотя на самом деле реакция спроса могла остаться той же самой. Для измерения отношений спроса в зависимости от изменения цены в экономической теории используют относительные приращения. Отсюда и использование двух методов расчета эластичности: точечная и дуговая эластичность. Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

В тех случаях, когда  приращение величин  превышает 5%, а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или  менее близкие  точки на кривой спроса, то применяют для  расчета коэффициент дуговой эластичности:

Qd - покупаемое количество блага;

Р – цена этого блага.

Эластичность  спроса по цене будет  всегда отрицательной  величиной, так как  при увеличении цены величина спроса уменьшается (числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки). Однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï, поэтому в начале формулы присутствует знак минус.

Эластичный  спрос. Если Edp > 1., то спрос на товар является эластичным, то есть в значительной мере зависит от цены. Такая ситуация характерна для высококонкурентных рынков, когда покупатель легко может выбрать другого продавца с более низкой ценой. Например, спрос летом и осенью на овощи и фрукты или спрос на неквалифицированный труд. Продавца эта ситуация заставляет снижать цену, только так он может продать больше товара и увеличить выручку (сезонное снижение цен на сельскохозяйственные товары). Неэластичный спрос. Если Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене, то есть при изменении цены величина спроса изменяется незначительно. Товарами и услугами, имеющими неэластичный спрос, являются, например, товары первой необходимости, большинство медицинских товаров и медицинских услуг, коммунальные услуги. Также чем меньше заменителей у товара, тем спрос на него менее эластичен.

Единичная эластичность. Если Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной. Угол наклона кривой предложения в этом случае равен 45 градусов.

Абсолютная  неэластичность. Если Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене. При изменении цены спрос на товар остается неизменным. Так, например, необходимость в жизненно важной хирургической операции не меняется в зависимости от цены на нее.

Абсолютная  эластичность. Если Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичен по цене. Такая ситуация возможна, когда на рынке однородного товара цена устанавливается в результате взаимодействия множества продавцов и покупателей. При этом спрос на продукцию одного из продавцов можно считать совершенно эластичным: по этой цене он может продать любое количество товара, которое готов предложить. Таким образом, абсолютно эластичным предполагается спрос на рынке совершенной конкуренции, который будет рассмотрен в следующих темах. Графики эластичности спроса по цене.

 

1. Edp > 1 – сильное изменение величины спроса по цене. Снижение цены с р1 до р2 вызывает значительное увеличение спроса с Q1 до Q2 ,а общая выручка РхQ возрастает.

2. Edp < 1 – слабое изменение величины спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, при этом общая выручка РхQ падает.

3. Edp = 1– единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Общая выручка остается неизменной.

4. На этом графике  показаны крайние  противоположные  варианты: кривая  спроса D1 показывает  абсолютно эластичный  спрос, кривая D2 –  абсолютно неэластичный  спрос.

На  эластичность спроса по цене влияют следующие  основные факторы:

1) Наличие товаров  знаменателей: спрос  на товар, имеющий  близкие заменители, имеет тенденцию  быть более эластичным.

2) Временные рамки,  в пределах которых  принимается решение  о покупке: спрос  на коротком промежутке  времени менее  эластичен, чем  на длинном.

3) Значимость товара  для потребителя:  спрос на товары  первой необходимости  является малоэластичным.

4) Удельный вес товара  в доходе потребителя:  чем больший объем  затрат в бюджете  потребителя приходится  на приобретение  данного товара  или услуги, тем  выше будет эластичность  спроса на него  при прочих равных  условиях. 

II. Спрос и предложение. 

2. 1. Взаимосвязь спроса и предложения.

Если  спрос – это  количество продукции, которое покупатель желает и имеет  возможность купить (то есть платежеспособная потребность) , то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут. 

Пересечение кривых спроса и предложения  определяет цену равновесия (или  рыночную цену) и  равновесное количество продукции. Любую  другую цену конкуренция делает неустойчивой.

Избыточный  спрос или дефицит  сопутствующий ценам  ниже цены равновесия свидетельствует, что  покупателям необходимо платить более  высокую цену, чтобы  не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы  к перераспределению  ресурсов в пользу производства данного  товара и 2) вытеснять  некоторых потребителей с рынка.

Избыточное  предложение, или  излишки продукции, возникающие при  ценах выше цены равновесия, будут побуждать  конкурирующих друг с другом продавцов  снижать цены, чтобы  избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Информация о работе Рыночный спрос