Рыночный механизм. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.

В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решается ряд задач:

1. определить понятие рынка;

2. определить рыночные спрос и предложение;

3. определить равновесную цену и равновесное количество;

4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;

5. рассмотреть модели рыночного равновесия;

6. рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рыночный механизм 5

1.1 Рынок и его составные элементы 5

1.2 Рыночный спрос 6

1.2.1 Кривая, функция спроса 7

1.2.2 Эластичность спроса по цене 9

1.3 Рыночное предложение 11

1.3.1 Кривая, функция предложения 11

1.3.2 Эластичность предложения по цене 13

Глава 2. Рыночное равновесие 15

2.1 Равновесная цена и равновесный объем 16

2.2 Существование и единственность рыночного равновесия 17

2.3 Устойчивость равновесия 19

2.4 Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия 20

2.5 Паутинообразная модель 22

2.6 Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде 23

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Рыночный механизм..docx

— 230.52 Кб (Скачать)

     Наконец, в длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит,  и масштабы производства. На рис.2.9. представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах, рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.

 

     Рис.2.9. Равновесие в длительном периоде. а) при неизменных затратах; б) при возрастающих затратах; в) при снижающихся затратах. 

      На рис.2.10 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0 – кривая предложения, а D0 – кривая спроса в коротком периоде. Как видно, спрос и предложение сбалансированы при цене P0 на уровне полного использования производственной мощности QK.

     Рис.2.10.  Переход от  короткого к длительному периоду. 

     Допустим, что спрос внезапно вырос и  представлен теперь кривой  D1, лежащей правее кривой D0. поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей  и кривая предложения смещается в положение S1. новое равновесие достигается при цене P2, более высокой, чем P0, но ниже, чем P1, и объеме производства Q2, большем, чем QK.

     Различие ситуаций равновесия, представленных на рис.2.10 важно при оценке уровней цен на различных рынках.

    Вывод состоит в том, что для анализа устойчивости рыночного равновесия могут применяться различные динамические модели, причем эти модели приводят к различным условиям устойчивости.  

Заключение 

     Из  выше сказанного следует, что при  характеристике рынка как экономической категории следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.

     Рыночный  механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

     Рынок замечателен тем, что при любом  отклонении от равновесия он стремится  к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к  равновесию.  

                     
 
 
 
 
 
 

                Список использованной литературы 

Джуха В.М., Панфилова  Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – 364с.

Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. – 204с. 

Мэнкью Н. Г.  Принципы экономикс. М.: ПИТЕР,2004.- 623 с.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА• М, 1999. – 357с.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2000. – 807с.

Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер,2003. – 447с.

Тироль Ж. Рынки  и рыночная власть: теория организации  промышленности. СПб.: Экономическая  школа, 2000. – 423с.

50 лекций по  микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов  И.Н., Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин  В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическая  школа, 2000. – 622с.

Вестник МГУ. сер.6. Экономика, 2005. - №1 – 83с.

Финансы и  кредит,2004 - №9 – 76с.

Экономист, 2005-№11-89с.  

Информация о работе Рыночный механизм. Рыночное равновесие