Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:48, доклад
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.
Под рыночной структурой
принято понимать совокупность множества
специфических признаков и
1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.
Модели рынка и их характерные признаки
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.
Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:
• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
К сведению. Рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем производства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечивающее ей максимизацию прибыли.
Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется так называемый коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (PX - MC)/PX
Значения коэффициента
исчисляются в абсолютных величинах, причем
О < L < 1. В условиях совершенной конкуренции,
когда ни одна из действующих на рынке
фирм не обладает рыночной властью, L =
0. В условиях чистой монополии, когда на
рынке действует единственный производитель,
обладающий фактически абсолютной рыночной
властью, L= 1.
Модели рынка | ||||
Характеристика | Совершенная конкуренция |
| ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирмв отрасли | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Контроль над рыночной ценой | Отсутствует | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, но значительный в случае сговора фирм и картели-зации отрасли | Значительный, монополист диктует цены |
Характер продукции | Стандартизированный товар | Дифференцированный продукт | Дифференцированный или стандартизированный | Уникальный |
Условия вступления в отрасль | Входные барьеры отсутствуют | Сравнительно легкие | Вход в отрасль блокирован | |
Наличие неценовой конкуренции | Отсутствует | Главный резерв для повышения выручки и получения экономической прибыли | Типична, особенно для отраслей, производящих дифференцируемый продукт | Нетипична. Может прибегнуть к рекламе в рамках мероприятий по связям с общественностью |
Экономический рост
В экономической теории
различают два типа моделей
экономического роста: неоклассические
и неокейнсианские. Основной идеей неоклассического
направления является оптимальность рыночной
системы, рассматриваемой как совершенный
саморегулирующийся механизм, позволяющий
наилучшим образом использовать все факторы
производства не только отдельному субъекту
экономики, но и экономике в целом. Американцы
Чарльз Кобб и Пол Дуглас в 20-е гг. ХХ века
разработали многофакторную модель
экономического роста, получившую название
производственной функции или моделиКобба-Дугласа.
Она показывает, что объем совокупного
продукта при данном уровне технологий
зависит от двух факторов: капитала и трудовых
ресурсов. У = F (K, L) , (8.1) где У- объем совокупного
продукта; K- капитал; L- трудовые ресурсы.
В последующем производственная функция
была усовершенствована. В частности,
при ее расчете предлагалось учитывать
фактор времени, поскольку уровень технологий
постоянно повышается. Впервые расчет
производственной функции с учетом фактора
времени осуществил Ян Тинберген (о котором
уже упоминалось в первой главе учебного
пособия). В результате производственная
функция приняла следующий вид: (8.2) У (t)
= A(t) F [Ka(t), LP(t), Ny (t)], где У (t) - объем производства
за период времени t; A (t) - коэффициент,
отражающий развитие научно-технического
прогресса за период времени t; Ka(t), Lfi(t),
Ny (t) - затраты соответственно капитала,
труда, природных ресурсов за период времени
t; а, в, y - коэффициенты эластичности производства
соответственно по капиталу, труду, природным
ресурсам. Они показывают, как возрастает
объем производства, вызванный приростом
на 1% соответствующих факторов экономического
роста. Простая односекторная м
Информация о работе Рыночные структуры: типы и определяющие признаки