Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа
Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен, конкуренция) и на другие фирмы.
Показатели рыночной власти:
коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);
коэффициент Лернера;
коэффициент Тобина (q Тобина);
коэффициент Папандреу.
Говоря о рыночной власти фирмы, следует вспомнить цепочку ценностей. М. Портер, формулируя собственное представление о конкурентных преимуществах, которое стало хрестоматийным, неоднократно подчеркивает, что фирма перестала быть атомизи-рованной. Ее поведение можно понять только в соотношении с реакцией других игроков на отраслевом рынке, т.е. в цепочке ценностей. Поэтому активная фирма реализует свои конкурентные преимущества с учетом ее места в этой цепочке.
Источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка. Результатом же проявления рыночной власти фирмы служит получаемая прибыль. Большинство показателей рыночной власти фирм исследователи в той или иной мере связывают с оценкой прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности используемого ею капитала.
Показывает экономическую прибыль на одну денежную единицу собственного капитала
где pm – монопольная цена;
MC – предельные издержки;
Ed – ценовая эластичность спроса.
В случае монополии значение индекса Лернера приближается к единице, а в случае совершенной конкуренции этот показатель равен нулю.
где qi – объем выпуска i-го
олигополиста;
Q – рыночный спрос.
где P- рыночная стоимость активов фирмы
(обычно определяется по курсу акций)
С - восстановительная стоимость активов
фирмы, равная сумме расходов, необходимых
для приобретения активов фирмы по текущим
ценам.
Высшей формой рыночного доминирования является чистая монополия, которая, как показывает изучение структур рынка, представляет собой достаточно редкое явление.
М о н о п о л и я
Наличие одного
продавца
Производство товаров,
не имеющих
заменителей
Полный контроль объема
предложений товара и
цен
Наличие непреодолимых
барьеров (авторское
право, лицензии,
патенты) для потен-
циальных участников
рынка
Относительно большое
число производителей
Наличие на рынке похожей,
но не идентичной (с точки
зрения покупателей)
продукции. Каждая фирма
продает особый товар,
который отличается
качеством, оформлением,
престижностью.
Контроль над ценами ограничен
возможностью замены товара.
Вступление в монопольный
рынок- свободное; для этого
необходимо наличие началь-
ного капитала, большего, чем
при совершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция
Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.
1. Олигополия в отличие от естественной монополии:
А) Оба\ладает кривой предложения;
В) Не является ценоустановителем;
С) Защищена более жесткими барьерами на вход потенциальных конкурентов;
D) Гораздо крупнее по объему капиталов и географической сфере действия.
2. В отличие от монополии при монополистической конкуренции фирма:
А) не может получить краткосрочную экономическую прибыль;
В) не нуждается в рекламе;
С) имеет две линии спроса;
D) не имеет линии предложения.
3. В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:
А) задействует все имеющиеся мощности;
В) ведет ценовую войну;
С) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конкурентов;
D) Имеет барьеры для вхождения в отрасль.
4. НА рынке существует естественная монополия, если:
А) фирма является собственником всех ресурсов, используемая в производстве рассматриваемого продукта;
В) производственная функция фирмы имеет постоянную отдачу от масштаба;
С)АС фирмы падают с увеличением выпуска;
D) Фирма обслуживает покупателей одной территории.
5. Ценовая дискриминация это:
А) продажа по разным ценам разным покупателям одной продукции;
В) повышение цены на товар более высокого качества;
С) различие в оплате труда в зависимости от пола, возраста и национальности покупателя;
D) Все перечисленное верно.
Цена на продукцию фирмы-монополиста
составляет 12 ден единиц. Эластичность
спроса по цене равна Ed=-1,2 (минус 1,2). Объем
производства оптимален для фирмы.
Вычислить:
а) предельный доход и предельные издержки
фирмы
б) рассчитать коэффициент Лернера
а) для монополии при оптимальном объеме
производстве MC=MR для монополии действует
следующее равенство
(P-MC)/P=-(1/Ed) ===> (12-MC)/12=1/1,2 ===> MC=2,04 MR=2,04
б) L=(P-MC)/P=0,83