Рыночная власть и показатели измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен, конкуренция) и на другие фирмы.
Показатели рыночной власти:
коэффициент Бэйна  (норма экономической прибыли);
коэффициент Лернера;
коэффициент Тобина (q Тобина);
коэффициент Папандреу.

Работа содержит 1 файл

МОР_рыночная власть.ppt

— 2.33 Мб (Скачать)
  • Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен, конкуренция) и на другие фирмы.

Говоря о рыночной власти фирмы, следует вспомнить цепочку ценностей. М. Портер, формулируя собственное представление о конкурентных преимуществах, которое стало хрестоматийным, неоднократно подчеркивает, что фирма перестала быть атомизи-рованной. Ее поведение можно понять только в соотношении с реакцией других игроков на отраслевом рынке, т.е. в цепочке ценностей. Поэтому активная фирма реализует свои конкурентные преимущества с учетом ее места в этой цепочке.

Источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка. Результатом же проявления рыночной власти фирмы служит получаемая прибыль. Большинство показателей рыночной власти фирм исследователи в той или иной мере связывают с оценкой прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности используемого ею капитала.

 

 

    • коэффициент Бэйна  (норма экономической прибыли);
    • коэффициент Лернера;
    • коэффициент Тобина (q Тобина);
    • коэффициент Папандреу.

 

   Показывает экономическую прибыль на одну денежную единицу собственного капитала

где     pm – монопольная цена;

      MC – предельные издержки;

      Ed – ценовая эластичность спроса.

В случае монополии значение индекса Лернера приближается к единице, а в случае совершенной конкуренции этот показатель равен нулю.

 

  • Если ценовая эластичность спроса велика, то цена, которая максимизирует прибыль монополиста, будет лишь немного превышать предельные издержки – рис. а)
  • Менее эластичный рыночный спрос обеспечивает большую монопольную надбавку к конкурентной цене – рис. б)
    • если ценовая эластичность спроса равна Ed= -20,
      • индекс Лернера принимает значение L=0.05
        • надбавка составляет только 5% от цены.
    • если же ценовая эластичность спроса Ed= -1,6,
      • индекс Лернера составит L=0,625,
        • надбавка увеличится до 62,5%.

 

где  qi – объем выпуска i-го   

                олигополиста;

Q – рыночный спрос.

 

где P- рыночная стоимость активов фирмы 

      (обычно определяется по курсу акций)

      С - восстановительная стоимость активов

      фирмы, равная сумме расходов, необходимых 

      для приобретения активов фирмы по текущим 

      ценам.

 

    • Использование индекса qТобина базируется на гипотезе эффективного финансового рынка.
    • Фирмы с высоким значением qТобина обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты.
    • Фирмы с небольшими значениями qТобина действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
    • Основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы.
    • Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть:
      • от числа фирм на рынке
      • от уровня заменимости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм.
    • Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса.

 

Высшей формой рыночного доминирования является чистая монополия, которая, как показывает изучение структур рынка, представляет собой достаточно редкое явление.

 М о н о п о л и я

 

Наличие одного

продавца

 

Производство товаров,

не имеющих 

заменителей

 

Полный контроль объема

предложений товара и

цен

 

Наличие непреодолимых 

барьеров (авторское

право, лицензии,

патенты) для потен-

циальных участников

рынка

  • компания Intel является крупнейшим мировым производителем полупроводников, а компания Microsoft— крупнейшим мировым производителем программного обеспечения. Intel, выпускающая чипы для процессоров Pentium, контролирует более 90% этого рынка. Microsoft также контролирует более 90% рынка компьютерных программ Windows.

Относительно большое

число производителей

 

Наличие на рынке похожей,

 но не идентичной (с точки

зрения покупателей)

продукции. Каждая фирма

продает особый  товар,

который отличается

качеством, оформлением,

престижностью.

 

 

Контроль над ценами ограничен

возможностью замены товара.

 

Вступление в монопольный

рынок- свободное; для этого

необходимо наличие началь-

ного капитала, большего, чем

 при совершенной конкуренции

 

Монополистическая конкуренция

  •  Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др.               

Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.

 

 

  • К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества.  Конкуренция среди них может только повредить обществу.
  • Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.
  • В условиях естественной монополии  оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, что для других фирм на этом рынке не остается места
  • Она может удовлетворить спрос на продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм
  • Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара

1. Олигополия в отличие от естественной монополии:

А) Оба\ладает кривой предложения;

В) Не является ценоустановителем;

С) Защищена более жесткими барьерами на вход потенциальных конкурентов;

D) Гораздо крупнее по объему капиталов и географической сфере действия.

2. В отличие от монополии при монополистической конкуренции фирма:

А) не может получить краткосрочную экономическую прибыль;

В) не нуждается в рекламе;

С) имеет две линии спроса;

 D) не имеет линии предложения.

3. В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:

А) задействует все имеющиеся мощности;

В) ведет ценовую войну;

С) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конкурентов;

D) Имеет барьеры для вхождения в отрасль.

 

4. НА рынке существует естественная монополия, если:

А) фирма является собственником всех ресурсов, используемая в производстве рассматриваемого продукта;

В) производственная функция фирмы имеет постоянную отдачу от масштаба;

С)АС фирмы падают с увеличением выпуска;

D) Фирма обслуживает покупателей одной территории.

5. Ценовая дискриминация это:

А) продажа по разным ценам разным покупателям одной продукции;

В) повышение цены на товар более высокого качества;

С) различие в оплате труда в зависимости от пола, возраста и национальности покупателя;

D) Все перечисленное верно.

Цена на продукцию фирмы-монополиста составляет 12 ден единиц. Эластичность спроса по цене равна Ed=-1,2 (минус 1,2). Объем производства оптимален для фирмы.  
 
Вычислить: 
 
а) предельный доход и предельные издержки фирмы  
 
б) рассчитать коэффициент Лернера 
 
а) для монополии при оптимальном объеме производстве MC=MR для монополии действует следующее равенство 
 
(P-MC)/P=-(1/Ed) ===> (12-MC)/12=1/1,2 ===> MC=2,04 MR=2,04 
 
б) L=(P-MC)/P=0,83


Информация о работе Рыночная власть и показатели измерения