Рыночная экономика (основные черты, преимущества и недостатки)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

История экономики в той или иной степени связана со сменой экономических систем. Ввиду особых обстоятельств данная динамика происходит в разных странах по-разному. Это может быть связано с менталитетом людей, так как существуют индивидуалисты, ставящие перед собой цели получения прибыли всеми способами, стремящиеся к экономическому росту, богатствам. А есть категория людей, ставящие перед собой менее весомые цели, они считают, что конкуренция, частная собственная и прочие элементы, присущие рыночной экономике – это всё лишнее и ненужное, поскольку есть такое понятие как государство, способное наилучшим способом распоряжаться средствами производства и заботиться в равной степени о всех без исключения людях вне зависимости от их потребностей и возможностей.

Содержание

Введение 3
1.Рыночная экономика 5
Основные черты рыночной экономики 5
Преимущества рыночной экономики 7
Недостатки рыночной экономики 8
Государственное регулирование рыночной экономики 13
2. Рыночная экономика в Сургуте 15
Выводы 17
Список использованной литературы: 18

Работа содержит 1 файл

готовая экономика2.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Цель  антиинфляционной политики состоит  в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании  небольшого темпа роста цен. Подавленную  инфляцию следует перевести в  открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.

  • Государственное регулирование рыночной экономики
  •  

    Рыночная  экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет. В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование. Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.  Как правило, государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором - управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит. Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма. 
     

  • 2. Рыночная экономика  в Сургуте
  •  

    Пока  еще рост субъектов малого бизнеса  в России существенно отстает  от общеевропейских показателей, поэтому  поддержка молодых предпринимателей, создающих свое дело, становится приоритетной в наиболее продвинутых и динамично развивающихся уголках страны. Одним из таких является Сургут, где малый бизнес развивается достаточно ровно и стабильно.

    Сегодня откровенно можно говорить о том, что малый бизнес, пройдя самый  трудный этап – этап становления, активно участвует в социально-экономической жизни Сургута, занимаясь не только производством товаров и оказанием услуг населению, но и обеспечивая cургутян новыми рабочими местами. Мы наблюдаем прирост объема производства продукции. Растет количество жителей города, занятых в сфере малого предпринимательства. Увеличиваются поступления в бюджет. К примеру в 2008г., налоговые поступления в казну города от предпринимательской деятельности составили 540,4 млн. руб. - на 30% больше, чем в 2006 г. Доходы от бизнеса в бюджете города составляют сегодня 10,4%. А в целом оборот малого предпринимательства в 2007г. составил более 38 млрд. 735 млн. руб. Основными сферами предпринимательской деятельности на территории Сургута являются на текущий момент оптовая и розничная торговля, а также операции с недвижимым имуществом, строительство, ремонт автотранспортных средств и предоставление различных услуг. В последние годы малый бизнес активно стал осваивать новый рынок - сферу общественного питания. Только за 2007 г. открылось сорок пять новых объектов, и обеспеченность предприятиями общественного питания в городе достигла необходимого норматива. 

    Еще в 2000 г. Сургут принял долгосрочную программу  поддержки малого предпринимательства, в рамках которой на текущий момент реализовано четыре проекта. Объем финансирования мероприятий одной из этих четырех программ из городской казны составил в 2006 г. 3 млн. 580 тыс. руб., а в 2007 г. - 1 млн. 980 тыс. руб. Но разумеется не только бюджетным рублем подпитывается начинающий бизнесмен. В Сургуте действует мощная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, стержнем которой является Сургутская Торгово-промышленная палата, которая является исполнителем львиной доли программ поддержки малого бизнеса. Работают 14 ассоциаций и объединений субъектов малого предпринимательства, из которых семь - при СТПП. Финансовую и имущественную поддержку малому предпринимательству оказывают сургутские филиалы Фонда поддержки предпринимательства Югры и окружного бизнес-инкубатора. Объем финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства за счет бюджета округа в 2007г. составил 8,2 млн. руб. Услуги финансового и возвратного лизинга оказывает ОАО «Югорская лизинговая компания», которое только в 2006 году предоставило имущества в лизинг на сумму свыше 349 млн. руб.  
     
     

     

  • Выводы
  •  

    Подытоживая вышесказанное, хотелось бы в очередное  раз отметить, что сменная система, присущая большинству современных  стран, является наиболее прогрессивной  формой хозяйствования, поскольку, не исключая частной собственности на средства производства, оставляет решение наиболее важных задач государству. И как показывает практика, именно эти государства достигают больших показателей экономического роста и жизни людей. Административно-командная система из-за планирования и общественной, а фактически государственной собственности приводит к застою во всех сферах хозяйственной деятельности. Таким образом, на мой взгляд, смешанная экономика – наиболее динамичная форма, командная экономика – это экономика «прошлого», печальный исторический опыт которой нельзя забывать. 

     

  • Список  использованной литературы:
  •  
    1. Бушмарин  И. В. «Рынок труда в современной  экономике. Общество и экономика» 2004г.
    2. Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.
    3. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2005г.
    4. Официальный сайт Администрации города Сургут

    Информация о работе Рыночная экономика (основные черты, преимущества и недостатки)