Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:48, контрольная работа
История экономики в той или иной степени связана со сменой экономических систем. Ввиду особых обстоятельств данная динамика происходит в разных странах по-разному. Это может быть связано с менталитетом людей, так как существуют индивидуалисты, ставящие перед собой цели получения прибыли всеми способами, стремящиеся к экономическому росту, богатствам. А есть категория людей, ставящие перед собой менее весомые цели, они считают, что конкуренция, частная собственная и прочие элементы, присущие рыночной экономике – это всё лишнее и ненужное, поскольку есть такое понятие как государство, способное наилучшим способом распоряжаться средствами производства и заботиться в равной степени о всех без исключения людях вне зависимости от их потребностей и возможностей.
Введение 3
1.Рыночная экономика 5
Основные черты рыночной экономики 5
Преимущества рыночной экономики 7
Недостатки рыночной экономики 8
Государственное регулирование рыночной экономики 13
2. Рыночная экономика в Сургуте 15
Выводы 17
Список использованной литературы: 18
Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.
Рыночная
экономика не может существовать
и функционировать без государственного
регулирования. В этом свете термин «регулируемая
рыночная экономика» обладает выраженной
избыточностью, так как подобная экономика
не может быть нерегулируемой. Прибавление
эпитета «регулируемая» не лишено смысла,
если мы подчеркиваем, что экономика в
значительной степени регулируется со
стороны государства. При отсутствии необходимого
и достаточного государственного регулирования
в действие неизбежно вступают стихийные
регуляторы. Они также «наводят порядок»
в экономике, восстанавливают своеобразную
равновесность и пропорциональность,
но ценой кризисов, глубоких спадов производства
и потребления, повальной безработицы,
социальных напряжений и взрывов. Там,
где не управляет государство, правят
мафия, рэкет. В цивилизованной рыночной
экономике, характеризующейся наличием
системы ориентиров, выражающих общегосударственные,
общенациональные интересы, и обладающей
высоким уровнем организованности, разрушительной
силе стихийных регуляторов противостоит
государственное регулирование. Государственное
регулирование в заметной степени ассоциируется
с централизацией управления экономикой,
поэтому к нему относятся положения, высказанные
выше по отношению к централизации. Как
правило, государственное регулирование
рыночной экономики проявляется двояко.
С одной стороны, это необходимо для самого
рынка, представляющее неотъемлемое условие
его надежной работы организующее, упорядочивающее
воздействие. Оно проявляется в государственном
формировании свода правил и ограничений
рыночной деятельности, его поддержки
и обновлении, контроле за соблюдением.
С другой стороны, организуя рыночные
отношения, государственные органы способствуют
их органическому встраиванию в систему
общественных отношений, без чего рынок
был бы отогнут политической и социальной
структурами. Государственное регулирование
рынка осуществляется посредством законодательства,
через государственное планирование,
программирование, распределение, на основе
выпускаемых правительством нормативных
актов. Изымая средства, необходимые для
общегосударственных нужд, и определенным
образом распределяя их, государство осуществляет
свою финансовую политику таким образом,
чтобы одновременно оказать влияние на
рынок и рыночные отношения. Отличие государственного
управления в централизованной и рыночной
экономике состоит в том, что в первом
случае органы государственной власти
приспособляют экономику к своим политическим
и экономическим интересам, к идеологическим
доктринам, а во втором - управление строится
в соответствии с сутью рыночных отношений,
с законами рынка, хотя и здесь правительство
не забывает о себе, и о тех, от кого оно
зависит. Найти оптимальное сочетание
рыночной свободы и государственного
регулирования очень непросто, однозначных
подходов и критериев решения этой проблемы
экономической науки практически не найдено.
Можно лишь попытаться определить некоторые
тенденции в поиске оптимума. Организация,
упорядочение, регламентация рынка не
должен нарушать огромный потенциал самонастройки
рыночного механизма. Но и разгул конкурентной
стихии при ослаблении регламентирующих
«правил игры» может иметь самые негативные
и разрушительные для общества последствия,
такие, как массовые банкротства, безработица,
жульничество и фальсификация продуктов.
Поэтому для каждых конкурентных условий
оптимальным является максимум свободной
конкуренции при адекватной организации
и регламентации. Такой механизм можно
назвать механизм организованной конкуренции.
Современный инструментарий государственного
вмешательства в экономику нацелен на
поддержание подобного оптимизма.
Пока
еще рост субъектов малого бизнеса
в России существенно отстает
от общеевропейских показателей, поэтому
поддержка молодых
Сегодня
откровенно можно говорить о том,
что малый бизнес, пройдя самый
трудный этап – этап становления,
активно участвует в социально-экономической
жизни Сургута, занимаясь не только производством
товаров и оказанием услуг населению,
но и обеспечивая cургутян новыми рабочими
местами. Мы наблюдаем прирост объема
производства продукции. Растет количество
жителей города, занятых в сфере малого
предпринимательства. Увеличиваются поступления
в бюджет. К примеру в 2008г., налоговые поступления
в казну города от предпринимательской
деятельности составили 540,4 млн. руб. -
на 30% больше, чем в 2006 г. Доходы от бизнеса
в бюджете города составляют сегодня 10,4%.
А в целом оборот малого предпринимательства
в 2007г. составил более 38 млрд. 735 млн. руб.
Основными сферами предпринимательской
деятельности на территории Сургута являются
на текущий момент оптовая и розничная
торговля, а также операции с недвижимым
имуществом, строительство, ремонт автотранспортных
средств и предоставление различных услуг.
В последние годы малый бизнес активно
стал осваивать новый рынок - сферу общественного
питания. Только за 2007 г. открылось сорок
пять новых объектов, и обеспеченность
предприятиями общественного питания
в городе достигла необходимого норматива.
Еще в 2000
г. Сургут принял долгосрочную программу
поддержки малого предпринимательства,
в рамках которой на текущий момент
реализовано четыре проекта. Объем
финансирования мероприятий одной из
этих четырех программ из городской казны
составил в 2006 г. 3 млн. 580 тыс. руб., а в 2007
г. - 1 млн. 980 тыс. руб. Но разумеется не только
бюджетным рублем подпитывается начинающий
бизнесмен. В Сургуте действует мощная
инфраструктура поддержки малого предпринимательства,
стержнем которой является Сургутская
Торгово-промышленная палата, которая
является исполнителем львиной доли программ
поддержки малого бизнеса. Работают 14
ассоциаций и объединений субъектов малого
предпринимательства, из которых семь
- при СТПП. Финансовую и имущественную
поддержку малому предпринимательству
оказывают сургутские филиалы Фонда поддержки
предпринимательства Югры и окружного
бизнес-инкубатора. Объем финансирования
мероприятий по поддержке малого предпринимательства
за счет бюджета округа в 2007г. составил
8,2 млн. руб. Услуги финансового и возвратного
лизинга оказывает ОАО «Югорская лизинговая
компания», которое только в 2006 году предоставило
имущества в лизинг на сумму свыше 349 млн.
руб.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы в очередное раз отметить, что сменная система, присущая большинству современных стран, является наиболее прогрессивной формой хозяйствования, поскольку, не исключая частной собственности на средства производства, оставляет решение наиболее важных задач государству. И как показывает практика, именно эти государства достигают больших показателей экономического роста и жизни людей. Административно-командная система из-за планирования и общественной, а фактически государственной собственности приводит к застою во всех сферах хозяйственной деятельности. Таким образом, на мой взгляд, смешанная экономика – наиболее динамичная форма, командная экономика – это экономика «прошлого», печальный исторический опыт которой нельзя забывать.
Информация о работе Рыночная экономика (основные черты, преимущества и недостатки)