Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:52, реферат
В течение ряда лет, начиная с 1991 г., российские лидеры обещают экономический рост, однако каждый раз он срывается из-за "непредвиденных обстоятельств". В 1997 г. ими были болезнь президента, кризисные явления на мировом финансовом рынке.1
В результате процентная ставка Центрального банка была повышена до 50%. Эта мера свела на нет намечавшееся оживление в экономике.
Последняя из перечисленных проблем, требующих государственного вмешательства в экономику, присуща только рыночной экономике и обусловливает противоречивое единство усиления и ослабления государственного регулирования рыночной экономики.
С одной стороны, полное огосударствление социалистической экономики требует ее либерализации, т.е. уменьшение степени государственного вмешательства, рыночной от государственного управления хозяйством к его регулированию. Но, с другой стороны, государство руководит процессом рыночных преобразований, что требует усиления его роли в экономике, но в качественно иной роли.
К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования российской экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий.11
Либерализации
экономики предшествовала ликвидация
Госплана и плановых органов на местах.
Министерства были лишены права оперативного
руководства работой
Деятельность отраслевых министерств предполагалось сосредоточить на проведении государственной политики в развитии наиболее важных отраслей. Однако компетенция и организационные формы государственного управления отраслями во многом еще не определены, состав министерств и государственных комитетов практически ежегодно пересматривается. Нестабильным остается и общий состав экономического и отраслевого блока правительства.
На смену преобладавшему в дореформенный период отраслевому подходу пришел территориальный как более отвечающий федеральному типу государственного устройства и условиям работы предприятий в рыночной среде. Решение значительной части задач по руководству экономикой и социальной сферой передано 89 субъектам федерации.12
Вместе с тем экономическое и правовое положение республик, краев и областей в их взаимоотношениях с федеральными органами существенно различается - первые обладают, как правило, большими правами и возможностями. Несовершенство действующих конституционных норм обусловило практику заключения соглашений (их более 20)13 федеральных органов власти и субъектов федерации о разграничении полномочий. Через такие соглашения субъекты федерации добиваются еще большего расширения прав в управлении и увеличения обязательств федерального правительства по финансовой поддержке территорий.
Уточнение программы реформ в части системы государственного управления экономикой шло в двух направлениях: развитие механизма и инструментов текущего регулирования и увязка этих инструментов с системой перспективного управления, создание которой после отказа от директивного государственного планирования особенно задержалось.
Изменился подход к такому ведущему инструменту перспективного регулирования рынка, как разработка прогнозов на период, выходящий за рамки одного года.
В 1995 г. принят закон о прогнозировании, предусматривающий разработку системы прогнозов социально-экономического развития - текущих, среднесрочных и долгосрочных. Министерство экономики возобновило разработку прогнозов на среднесрочный период.
В экономической истории ХХ-ХХI веков выделяются четыре концепции о соотношении рыночного и государственного регулирования - классическая (либерально-монетарная), марксистская, дирижистская и институциональная. В современной России радикальные представители монетарной и дирижистской концепции продолжают острую дискуссию и неоправданно толкают экономическую политику то в ту, то в другую сторону, мешая выработке устойчивой национальной стратегии.14
Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост.
Государство
должно лишь охранять конкурентную систему,
поддерживать покупательную способность
денег и бездефицитность
В
современной экономике
Таким
образом, существующая в настоящее
время система государственного
регулирования носит переходный
и незавершенный характер. Ход реформ
уже показал невозможность эффективного
развития экономики в режиме автоматического
саморегулирования. Механизм рынка должен
быть дополнен инструментами, компенсирующими
его недостатки там, где он не срабатывает
или приводит к результатам, не отвечающим
интересам всего общества.