Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:55, отчет по практике
Тема дипломной работы очень актуальна, поскольку связана с исследованием основных тенденций развития телекоммуникационного сектора (ТЛК-сектора), являющегося наиболее динамичным сектором новой экономики: в 2000-2008 гг. темпы прироста составляли в среднем 30% в год. Кроме того, с развитием этого сектора, с одной стороны, возникают новые угрозы экономической безопасности, а, с другой, он производит услуги, снижающие эти угрозы. Телекоммуникационный сектор также играет важную роль в обеспечении национальной безопасности страны . Именно это предопределило выбор темы дипломной работы.
Цель исследования - исследовать факторы и закономерности развития телекоммуникационной отрасли в России и выяснить ее роль в обеспечении экономической безопасности страны.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в дипломной работе следующих задач:
- исследовать ТЛК - сектор как сектор новой экономики;
- изучить тенденции ТЛК - сектора России в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.;
- выяснить механизм государственного регулирования ТЛК-сектора;
- определить место ТЛК-сектора в обеспечении экономической безопасности страны;
- показать роль ТЛК-сектора в обеспечении национальной безопасности страны;
- выяснить место ОАО Северо-Западного Телекома в телекоммуникационном секторе и механизм обеспечения экономической безопасности предприятия.
Предмет исследования – роль телекоммуникационного сектора в системе экономической безопасности страны.
Уважаемые члены комиссии,
Тема моей дипломной работы – Телекоммуникационный сектор в системе экономической безопасности России.
Актуальность темы исследования. Потребности в информации в последнее время растут с геометрической прогрессией. Огромный поток информации с середины 20 века не дает возможности обрабатывать и анализировать ее старыми методами. Общая сумма знаний росла раньше небольшими темпами, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г.- ежегодно. Мировой опыт показывает, что опережающее развитие связи и информационных технологий является необходимым условием подъема экономики страны.
Накопление информации приводит к следующим противоречиям: разнообразие информации возросло, удовлетворяет различные потребности, но при этом циркулирует масса избыточной информации, бесполезной для потребителя; накоплен огромный информационный потенциал, а люди не могут им воспользоваться в силу физических и технических ограничений.
Внедрение автоматизированных средств обработки информации, особенности компьютеров, производительных средств передачи информации позволяют справиться с этими противоречиями. Эти процессы положили начало новому этапу в эволюции человечества, связанному с информатизацией общества. В результате возникает информационное общество, где главным объектом управления становятся не материальные активы, а символы, идеи, образы, интеллект, знания.
В последние годы наблюдалось динамичное развитие связи, концентрирующей в себе большую часть телекоммуникационных услуг, причем темпы ее развития значительно превышали темпы роста ВВП.
Опережающее развитие телекоммуникаций является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятного инвестиционного климата, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий.
Степень разработанности проблемы. Нужно отметить, что экономические проблемы формирования научно-технологического обеспечения информационной системы и развития телекоммуникаций неоднократно рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых, в частности, Г.Г. Абрамишвили, М.В. Бойко, В.Б. Булгака, Л.Е. Варакина, Е.А. Голубицкой, Т.А. Кузовковой, В.Л. Макарова, Н.П. Резниковой, Л.Д. Реймана, Т.А. Селищевой, С. Шляхтиной, А.Г. Шмелева, А.А. Штрика, В.К. Шульцевой и др.
Достаточно
полно анализировались такие
аспекты формирования и функционирования
телекоммуникационного
Проблемами
телекоммуникационной отрасли в
системе экономической
Несмотря на достаточное количество публикаций по проблемам телекоммуникационной отрасли, еще недостаточно полно исследована проблема роли этой отрасли в системе экономической безопасности страны.
Цель исследования - исследовать факторы и закономерности развития телекоммуникационной отрасли в России и выяснить ее роль в обеспечении экономической безопасности страны.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в дипломной работе следующих задач:
- исследовать телекоммуникационный сектор как сектор новой экономики;
- изучить телекоммуникационную отрасль России в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.;
-определить
уровень технологической
- определить уровень государственного регулирования;
- выделить
место телекоммуникационного
- определить роль телекоммуникационного сектора в военной безопасности страны;
- выяснить
как обеспечивается
Предмет исследования – роль телекоммуникационного сектора в системе экономической безопасности страны.
Объект исследования – телекоммуникационный секстор России.
Теоретической базой исследования явились труды классиков экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию различных аспектов функционирования телекоммуникационнной отрасли.
Методологической основой дипломной работы является категориальный аппарат общей теории систем и институциональной теории, методы диалектики, экономико-статистические приемы, метод моделирования, принципы формальной логики.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, монографические и периодические издания по теме исследования; материалы ОАО Северо-Западный Телеком.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных мероприятий по совершенствованию функционирования телекоммуникационной отрасли и усилениию ее роли в укреплении экономической безопасности страны (на примере Северо-Западного телекома)ю.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Объем работы составляет 106 страниц, в том числе 15 таблиц, 7 приложений, список использованных источников и литературы состоит из 34 наименований.
Современную экономику, базирующуюся на знаниях, также называют «новой экономикой», или «экономикой знаний». Категория «новая экономика» в научной литературе трактуется неоднозначно, наиболее часто встречается подход, в соответствии с которым новую экономику понимают как производство товаров и услуг с использованием новейших или высоких технологий. Существует также толкование новой экономики как производство товаров и услуг с применением знания и информационных технологий. Новая экономика охватывает всю систему макроэкономических последствий развития технологий. Понятие «новая экономика» не исчерпывается информационным аспектом, а представляет качественно новый технологический уровень всего народного хозяйства, включая действующие производительные силы. Новая экономика характеризуется бурным ростом и развитием бизнес-компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, Интерет-проектов и т.д. В структуру телекоммуникационного сектора (ТЛК – сектора) входят следующие сегменты: почтовая, сотовая, спутниковая и фиксированная телефонная связь, а также услуги по передаче данных (Интернет).
Еще совсем недавно телекоммуникационный сектор входил в число наиболее “горячих” секторов “новой” экономики. По итогам 2009 года акции телекоммуникационных компаний продемонстрировали одни из наилучших результатов, что было обусловлено значительным увеличением объемов Интернет-трафика и стремительным развитием беспроводных сетей. Однако быстрый рост современной инфраструктуры оптоволоконной связи сопровождается усилением конкуренции между провайдерами телекоммуникационных услуг. В то же время качество их работы все еще далеко от обещанного высокого уровня. Поэтому трейдеры уже не проявляют прежнего оптимизма в отношении акций телекоммуникационных компаний.
Тем не менее, телекоммуникационный сектор по-прежнему остается в числе секторов, обладающих максимальным потенциалом роста доходов, поскольку объемы трафика данных, стимулируемого развитием Интернет, удваиваются ежеквартально. Интернет-доступ и передача данных являются одними из наиболее быстрорастущих сегментов рынка телекоммуникаций, значительным потенциалом роста обладает также сфера беспроводной связи.
Российский рынок телекоммуникаций динамичен; он растет в 3 раза быстрее, чем российская экономика в целом, и почти в 4 раза быстрее, чем растут аналогичные рынки в США, Восточной Европе и Азии1. Растет абсолютная емкость этого рынка. Крупнейшими компаниями ТЛК - сектора являются: Связьинвест, АФК «Система», Вымпелком, Мегафон, «Почта России», Голден Телеком, Транстелеком, Башинформсвязь и некоторые другие. Так же выяснилось, что россияне активно используют Интернет для покупки товаров и услуг.
Производство телекоммуникационных услуг имеет сравнительно низкий финансовый порог вхождения в бизнес, что привлекает частный капитал, некоторые предприятия научились с помощью Интернета сокращать свои издержки, привлекать новых клиентов и удерживать старых. Интернет технологии позволяют заключать договора онлайн на поставку продукции, осуществлять прямые продажи, рассылать прайс-листы, копмлектовать заказы, иметь информацию о реальных остатках товаров на складах и т.д. Основные потребности компаний телекоммуникационного сектора заключаются как в обеспечении качества обслуживания своих абонентов, так и в расширении спектра предоставляемых услуг. Для обеспечения качества услуг при одновременном снижении эксплуатационных расходов возросла потребность в комплексных OSS-решениях (системы поддержки эксплуатации сетей связи). Если же говорить о расширении спектра услуг, предоставляемых операторами абонентам, то с одной стороны телекоммуникационный сектор начинает активно использовать новые технологии для построения мультисервисных сетей широкополосного доступа, что определяет их потребность в оборудовании для построения таких решений как xDSL, WiFi/WiMax, MPLS, DWDM, ETTx. С другой стороны, появляется потребность в решениях, обеспечивающих наполнение мультисервисной инфраструктуры новыми классами услуг. Активность развития мультисервисных сетей(NGN- это сети новых поколений, NEW GENERATION NETWORK) диктуется спросом потребителя на основные виды услуг, которые готова предоставлять эта сеть. Сегодняшнее развитие наиболее значимого сегмента российского рынка сотовой подвижной связи- стандарта GSM- связано с повсеместным строительством сетей поколения 3G на основе технологий пакетной передачи данных GPRS и EDGE, а также с внедрением разнообразных дополнительных услуг (голосовых и не голосовых) абонентам сетей GSM/ GPRS/ EDGE.
В настоящее время мобильный контент условно разделяют на несколько категорий:
- первая (основная)- это развлечения и персонализация;
- вторая- интерактивные услуги, включающие в себя общение и знакомство, интерактивные SMS-викторины
- к третьей относят так называемый информационный контент (подписка на информационные каналы, разовые запросы информации)
- четвертая – это медиапроекты( совместные с телеканалами, радиостанциями и прессой).
В кризисе выиграют крупные сотовые операторы и холдинги, получившие возможность скупать подешевевшие активы. Больше всех пострадают небольшие компании, которые могут остаться без средств на развитие бизнеса и строительства сетей.
Существует мнение о десяти основных рисках, которые компании телекоммуникационного сектора понесли в 2009 году:
- Потеря клиентов
-
Несоответствие
-
Низкая эффективность
-
Отсутствие устойчивых
-
Неспособность управлять
-
Привлечение и управление
-
Неэффективные процессы и
-
Неэффективное управление
-
Риски, связанные с
- Неспособность сдерживать и снижать затраты
Данная отрасль очень важна и поэтому она регулируется и финансируется государством на разных уровнях, так как это связано с обороноспособностью страны. В нашем государстве существует закон о связи, который был принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года (подробнее см. Приложение1), помимо этого у нас существует такой проект как электронное правительство.