Россия в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Как известно, Россия – самая большая по территории страна планеты. Она занимает примерно 1/8 часть суши, или около 17 млн. км2. Если исключить из российской территории земли, на которых вести хозяйственную деятельность не возможно, то ее территория сократится до весьма скромных – 5,5 млн. км2, и Россия окажется лишь на пятом месте по эффективной территории, уступив Бразилии (8,05млн. км2), США (8,00), Австралии (7,68) и Китаю (5,95). Природные богатства России действительно очень велики. У нас есть нефть и газ, но их запасы лежат в основном в труднодоступных лесах и болотах Западной Сибири.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Основные черты социально – экономической модели……………..………5
1.1. Основные изменение роли государства в экономике……………………...……5
1.2. Создание рыночной инфраструктуры и макроэкономическая стабилизация....5
1.3. Особенности российской модели рыночной экономики………………………..9
Глава 2. Внешние формы развития………………………………………………..…14
2.1. Показатели открытости экономики……………………………………..………14
2.2. Конкурентные преимущества и слабости России……………………..……….17
2.3. Конкурентоспособность отдельных отраслей экономики……………………..19
Глава 3. Внешнеэкономические связи России ……………………………..….……21
3.1. Товарная структура экспорта и импорта России………………………...……..21
3.2. Проблемы международной специализации экономики России……….………22
Заключение……………………………………………………………….……………25
Список литературы………………………………………………………………...….28

Работа содержит 1 файл

МИР. ЭК.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

     Будущая модель вхождения России в мировое  хозяйство должна носить в основном производственно– инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российский конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

     - крупные и в основном комплексные минерально– сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;

     - наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно- технических мощностей;

     - многочисленные трудовые ресурсы  с высоким общеобразовательным  уровнем и хорошей профессиональной  подготовкой;

     - крупные масштабы основных производственных  фондов в промышленности и  транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

     Одновременно  на внешнеэкономических связях и  всей экономике страны сказываются  слабости, устранить которые в  сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя. А именно:

     - преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и технологически продвинутых секторах);

     - колоссальный износ основных  фондов, ограниченные возможности  внутреннего накопления;

     - слабая мотивация и низкая  интенсивность труда, инерция  бюрократизации экономики, а также  значительная социально- политическая  неустойчивость;

     - резкая неравномерность в экономическом  развитии регионов и разрывы  в стандартах жизни между ними;

     - ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;

     - большая зависимость стандартов  жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;

     - разрыв после распада СЭВ и  СССР сложившихся линий хозяйственных  и торговых связей, отсутствие  бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

     В конкретных условиях начала переходного  периода сравнительные преимущества российской экономики либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно- технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

      
2.3. Конкурентноспособность  отдельных отраслей  экономики

     Важнейшим показателем, который влияет на положение  и роль России в мире является конкурентоспособность российских корпораций на глобальных рынках.

     Кондратьев  Владимир Борисович – доктор экономических  наук, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института  мировой экономики и международных  отношений РАН: «Серьезной проблемой российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности Россия в 2007 г. находилась на 58 месте в мире (из 131 страны). Выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия существенно отстает от ведущих развивающихся стран по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям. Высокая макроэкономическая стабильность, таким образом, может и не обеспечивать эффективность бизнеса, также как и общую высокую конкурентоспособность страны. Глобальная конкурентоспособность ассоциируется прежде всего с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций. В рисунке 2 (приложение) - главные конкуренты в глазах руководителей ведущих корпораций развитых стран(в % от числа опрошенных).

     Одна  из причин заключается в том, что  в списке крупнейших мировых лидеров  по версии журнала «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских – 35, индийских – 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний

     развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании пока слабо представлены в списках ТНК развивающихся стран. Крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малайзийской государственной нефтяной компании «Petronas» (26 млрд долл. зарубежных активов).

     Согласно  международной классификации «технологичности»  отраслей (по показателю отношения  НИОКР к условно-чистой продукции), они подразделяются на: высокотехнологичные; относительно высокотехнологичные; относительно низкотехнологичные; низкотехнологичные. В ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления новых высокотехнологичных компаний. Достаточно взглянуть на долгосрочные (до 2020 г.) инвестиционные планы ведущих российских корпораций, чтобы убедиться в этом. В рисунке 3 (приложение) представлен объем инвестиций по отраслям экономики на основе анализа планов крупного бизнеса (проекты свыше 50 млн долл.):

     Из  рисунка видно, что в планы  крупного бизнеса инвестирование в  высокотехнологичные отрасли экономики не входит: на долю машиностроения и химии приходится 9% всех планируемых инвестиций, а 70% – на долю топлива, транспорта, энергетики. Подобное развитие событий подтверждается и региональной структурой перспективных инвестиций крупного бизнеса до 2020 г. Лидерами здесь являются Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Трудно представить на этих территориях интенсивное развитие наукоемких отраслей. Скорее речь идет о дальнейших вложениях в добычу и эксплуатацию природных ресурсов и связанных с ними производств. Наконец, крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) – также из нефтегазового сектора: на долю компаний «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» придется до 75% всего объема инвестиций корпоративного сектора.

     В настоящее время политика ЕС в  отношении бизнеса включает в  себя два основных элемента: создание стимулирующей институциональной  среды для твердо стоящих на ногах  компаний и формирование новых фирм в растущих (наукоемких) секторах экономики. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики становится завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех ее сегментах и создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями. Новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы.»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3. Внешнеэкономические связи России

     3.1. Товарная структура  экспорта и импорта  в России 

     ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА 
(в процентах)

     Экспорт
     2003      2004
           
 
     Импорт
     2003      2004
           

     

     3.2. Проблемы международной  специализации экономики России 

     Глобализация  мировой экономики является объективным  процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития зарубежных стран и потребности крупного транснационального производства. Основные движущие силы глобализации, делающие ее необратимым и динамичным процессом, – ускорение научно-технического прогресса, расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и международной производственной кооперации, интенсификация обмена наукоемкой продукцией и высокими технологиями, активизация торговли финансовыми, компьютерными, информационными и другими видами деловых услуг. Процессы глобализации, создающие благоприятные возможности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, одновременно выдвигают перед их участниками – странами и отдельными предприятиями — новые и все более жесткие требования в отношении стандартов коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг.  
      Россия пока еще слабо использует преимущества глобализации для повышения национальной конкурентоспособности, осуществления структурной перестройки хозяйства и технической модернизации производства. Такая ситуация обусловлена действием ряда факторов, среди которых – снижение общеэкономического потенциала страны, технического уровня эффективности отечественного производства в ходе реформ, особенности развития международной специализации России в условиях переходного периода, ухудшение геоэкономических позиций страны в системе мирового хозяйства.  
      Импортная деятельность, решив ряд задач по обеспечению национальной экономики непроизводимыми в стране и дефицитными товарами, на определенном этапе в силу слабости отечественных товаропризводителей получила гипертрофированное развитие и привела к значительному, выходящему за рамки рационального, увеличению доли зарубежной продукции во внутреннем потреблении. Россия практически полностью проиграла конкурентную борьбу по широкому кругу позиций, прежде всего потребительского ассортимента, включая многие изделия бытовой техники и электроники. Соответственно, доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли увеличилась с 14% в 1991г. до 54% в 1995г. и сохранялась примерно на уровне 50% в 1996 – 1998гг. Используя свое очевидное финансовое, технологическое и маркетинговое превосходство, методы ограничительной деловой практики, а также различные способы уклонения от стандартных фискальных процедур, импортный сектор фактически оказался в существенно более благоприятном положении, чем отечественное производство. По экспертным оценкам, с учетом многочисленных таможенных нарушений, широкого распространения льгот и высоких объемов неорганизованной торговли в середине 90-х годов примерно 60% всего импорта (официального и челночного) и более 90% потребительского импорта осуществлялось в обход стандартных таможенных пошлин или вообще беспошлинно. По мере развития рыночных отношений в стране импортная деятельность приобрела ярко выраженный наступательный, а в ряде случаев и просто агрессивный характер. При этом основная проблема заключалась не в том, что суммарные объемы ввоза были слишком велики – наоборот, может быть, даже недостаточны с народно-хозяйственных позиций, в том числе с учетом потребностей модернизации технической базы производства, – а в его высокой концентрации на закупках прямо конкурирующей продукции. Именно последнее обстоятельство породило острейшие проблемы для слабой в финансовом и маркетинговом отношении отечественной промышленности. Характерно, что около 2/3 всего импорта продукции обрабатывающей промышленности из стран ЕС в середине 90-х годов приходилось на отрасли, обслуживающие конечный потребительский спрос, с высокими расходами на рекламу и НИОКР (то есть те отрасли, импорт продукции которых, как правило, ведет к возникновению невосполнимых издержек у принимающей страны) против менее одной пятой всего ввоза из региона в 1992г. При такой высокой концентрации импорта на продвинутых, «брэндовых» позициях, мощно апеллирующих к качеству продукции, российский таможенный тариф в большинстве случаев являлся лишь номинальным барьером для вхождения на рынок.

     Заключение

 

     В настоящее время Российская Федерация  до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских  и инвестиционных товаров и услуг  в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Если исходить из парадигмы «экономикс», в которой рассматривается наилучшее распределение ресурсов, то переход России к «высокотехнологичной» модели развития невозможен. Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие ТНК создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства.

     Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом  меняют облик российской экономики. Значение этих перемен важно с  точки зрения их воздействия на взаимоотношения  Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

     Будущая модель вхождения России в мировое  хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете  существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

     Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность  по отдельным видам продукции  может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Информация о работе Россия в мировом хозяйстве