Россия в мировой экономике и МЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса эффективной интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться.
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, эффективной интеграции в мировое хозяйство необходимо:
Установление стабильного политического режима.
Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Россия в мировой экономике и МЭО в 1995-1999 гг. Динамика развития экономики……………………………………………………….6
Показатели ВВП, государственный долг, финансово – кредитная система………………………………………………………………6
Инвестиционная сфера……………………………………………10
Внешняя торговля…………………………………………………14
Проблемы включения России в мировые процессы. Место и роль России в мировом хозяйстве……………………………………..16
Россия и основные международные финансово – кредитные организации………………………………………………………..18
Россия в мировой экономике и современной системе МЭО. Современный показатели (2000 – 2010 гг)……………………………..21
Общая характеристика экономики……………………………….21
Структура экономики……………………………………………..23
Экспорт вооруженной и военной техники (ВВТ)……………….25
Золотовалютные резервы…………………………………………27
Нефть и газ………………………………………………………....28
Дальневосточный федеральный округ в мировой экономике….31
Заключение………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсач. мэо.docx

— 120.86 Кб (Скачать)

Динамика инвестиций в основной капитал России за период 1994-1997гг. представлена на рис. 2.2.1

 

Рис. 2.2.1. Динамика инвестиций в основной капитал России в 1994-1997гг. (в % к 1994г.)

 

Снижение инвестиционной активности в стране обусловлено следующими причинами:

1)слабыми инвестиционными мотивациями различных групп экономических агентов;

2)ограниченностью доступных источников финансовых средств;

3)неготовностью банков работать с инвестиционными проектами;

4)отсутствием закона, разграничивающего полномочия федеральных и местных властей и определяющего права собственности на основной капитал и природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами.

Прослеживаются две фазы углубления инвестиционного кризиса в России.

Для первой (середина 1995г. - осень 1996г.) характерен наиболее резкий сброс капиталовложений: в отдельные месяцы сокращение инвестиционного  спроса в годовой оценке достигало 25%. На рубеже 1996-1997гг. инвестиционный кризис вступил во вторую фазу: сказался интенсивный  сброс непроизводственных инвестиций (до уровня 18%), впервые за несколько  лет превысивший динамику падения  спроса на производственные инвестиции.

К 1998г. сберегаемые экономикой ресурсы  снизились до 20-21% от уровня 1991г. Совокупные ежегодные валовые сбережения в России оцениваются в 120-125 млрд. долл. Однако эти сбережения не в полном объеме направляются на капитальные вложения. Распределение их в различных секторах экономики выглядит следующим образом:

1)Сектор государственного управления. Из-за бюджетного дефицита его сбережения - величина отрицательная.

2)Сектор предприятий производственной сферы и некоммерческих организаций. В этом секторе формируется подавляющая часть валовых национальных сбережений в стране (более 58%). Причиной их сокращения явилось обесценивание значительной части основного производственного капитала, материально-финансовой базы национальных сбережений и инвестиций.

3)Сектор домашних хозяйств (населения). На него приходится 28% национальных сбережений. Снижение потенциала сбережений населения обусловлено недавней высокой инфляцией и недоверием к национальной валюте.

За период 1995-1998гг. произошли изменения  и в структуре иностранных  инвестиций в Россию (см. табл. 2.2.1). Данные этой таблицы показывают, что абсолютная величина прямых иностранных инвестиций за четыре года не превысила и 13 млрд. долл. (для сравнения: в Китае только в 1996 году прямые иностранные инвестиции составили более 30 млрд. долл.).

 

Таблица 2.2.1

Структура иностранных инвестиций в российскую экономику (млн. долл.)

Инвестиции

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

Всего, в том числе:

2983 (100% )

6970 (100%)

12295 (100%)

11773 (100%)

Прямые

2020 (67,72%)

2440 (35,01%)

5333 (43,38%)

3361 (28,55%)

Портфельные

39 (1,31%)

128 (1,84%)

681 (5,54%)

191 (1,62%)

Прочие

924 (30,97%)

4402 (63,15%)

6281 (51,08%)

8221 (69,83%)


 

Европейские компании в качестве приоритетного  направления избирают инвестирование предприятий обрабатывающей промышленности. Так, немецкие инвесторы наиболее активно  участвуют во вложении капитала в  химическую и фармацевтическую промышленность, машиностроение. Основными приоритетами японских инвесторов являются электронная, нефтехимическая и автомобильная промышленность. В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.

Происходит смещение центра тяжести управления процессом привлечения иностранных инвестиций с федерального на региональный уровень. Почти 60% иностранных инвестиций в 1998г. пришлось на Центральный регион России (в 1997г. - 70%), доля которого в промышленном производстве составляет порядка 10%. Именно этот регион и понес наибольшие потери в результате августовского 1998г. кризиса и оттока иностранных инвесторов.

В течение первого полугодия 1999г. наибольшие инвестиции в Россию поступили  из США - 1 млрд.815 млн. долл., Германии - 569 млн. долл., Кипра - 376 млн. долл., Великобритании - 312 млн. и Нидерландов - 306 млн. долл.

Наибольший объем поступивших  за первое полугодие 1999г. иностранных  инвестиций в Россию пришелся на Москву - 928,6 млн. долл. (21,8%), Сахалинскую область - 920,4 млн. долл. (21,6%), Ненецкий автономный округ - 346,1 млн. долл. (8,1%), Санкт-Петербург - 270,3 млн. долл. (6,4%), Московскую область - 244,8 млн. долл. (5,7%), Омскую область - 182,1 млн. долл. (4,3%), Ленинградскую область - 157,9 млн. долл.(3,7%), Краснодарский край - 129,4 млн. долл. (3,0%).

 

 

 

 

 

 

    1. Внешняя торговля

          В 1998г. под воздействием крайне неблагоприятных для России внешних условий, а также нарастающих внутренних трудностей впервые за последние пять лет произошел спад российского внешнеторгового оборота, ослабло значение внешней торговли в качестве стабилизирующего фактора производства, материальной основы проведения рыночных реформ.

Внешнеторговый оборот России в 1998г., с учетом неорганизованного экспорта и импорта, сократился по сравнению  с 1997г. на 17,6% и составил 133,4 млрд. долл. По данным ООН, Россия занимала по товарообороту 18 место в мире. На долю стран, не входящих в СНГ, приходилось 78,5% (в 1977г. - 77,7%) общего внешнеторгового оборота. Со странами дальнего зарубежья внешнеторгновый оборот России в 1998г. сократился на 16,7% и составил 104,8 млрд. долл.

Евросоюз является одним из главных  экономических партнеров России: в европейские страны экспортируется около 50% нефти, 30% нефтепродуктов, 35% природного газа и более 50% продукции черной металлургии. В ближайшие годы планируется  увеличить внешнеторговый оборот со странами ЕС на 1-4%.

В товарной структуре экспорта сохраняется  значительная доля топливно-энергетических (в 1997г. - 44,9%, в 1998г. - 37,9%) и сырьевых товаров (черные и цветные металлы в 1997г. 19,6%, в 1998г. - 19,7%). Во второй половине 1998г. произошло резкое сокращение импорта. В итоге за 1998г. из дальнего зарубежья  на территорию России завезено товаров  на 17,9% меньше, чем в 1997г. Самыми крупными статьями импорта являются продовольствие и сырье для его производства (27%), а также машины и оборудование (38%).

Товарооборот со странами СНГ в 1998г. составил 28,6 млрд. долл., что на 20,6% меньше по сравнению с 1997г. Доля государств СНГ во внешней торговле России составила в 1998г. 21,5% (уменьшилась  на 0,8% по сравнению с 1997г.). Основными партнерами являются Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Украина (92% от товарооборота со странами СНГ). Доля стран Таможенного союза во внешней торговле России в 1998г. увеличилась на 5% и составила 55% от товарооборота со странами СНГ.

Внешнеторговый оборот России со странами ближнего зарубежья (без учета неорганизованной торговли) в январе-июле 1999г. составил 9,8 млрд. долл., т.е. сократился по сравнению  с январем-июлем 1998г. на 39,6%.

Импорт в Россию из стран СНГ  в январе-июле 1999 г. составил 4,3 млрд. долл., что ниже уровня января-июля 1998г. на 43,8%. В том числе импорт машин, оборудования и транспортных средств  из стран СНГ составил 1,1 млрд. долл. (снижение на 45,1%).

В то же время продолжают расти  физические объемы поставок в Россию отдельных видов продовольственных  товаров из стран СНГ. Так, импортные  поставки свежемороженого мяса увеличились  на 4%, масла сливочного - на 20%, сахара белого - в 1,4 раза, чая - в 1,5 раза, ячменя - в 1,8 раза, масла подсолнечного - в 2,2 раза.

Таможенные платежи дают свыше  трети всех налоговых поступлений  в федеральный бюджет. В интересах  дальнейшего повышения доходной части бюджета по этому направлению  пересмотрен и сокращен примерно на 35% перечень товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы включения России в мировые процессы. Место и роль России в мировом хозяйстве

Учитывая то обстоятельство, что 70% территории РФ располагается в зонах  с суровыми климатическими условиям и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого  снижения урожайности и валового сбора зерна.

Россия унаследовала 60% экономического потенциала СССР. Однако в результате последующего длительного недофинансирования важнейшая его часть: основные производственные фонды (особенно активная их часть - машины и оборудование) изнашивались. В  результате ко второй половине 90-х годов  около 70% основных фондов имели срок службы 20 и более лет, т.е. нуждаются  в немедленной замене.

В основе развития внешнеэкономических  связей России лежит ряд специфических  внутренних и внешних факторов. Среди  внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия  и даже целые отрасли оказались  на грани банкротства, и активизация  работы на внешних рынках оказалась  для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой  стабилизации промышленного производства в стране в целом.

В части внешних факторов, содействовавших  за последнее время расширению российского  экспорта, послужили благоприятные  конъюнктурные условия на мировых  рынках: с конца 1993г. экономика большинства  промышленно развитых стран находится на стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта.

Еще один быстро развивающийся процесс  в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, - абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т.е. торговли между разными частями и подразделениями  одной и той же транснациональной  корпорации, расположенными в различных  странах.

Значительные предпосылки к  углублению и расширению сотрудничества создались в связи с практическим формированием Таможенного союза  трех государств - России, Белоруссии и  Казахстана. Эти страны унифицируют  не только таможенные тарифы, но и экономическое  законодательство в целом. Особенно интенсивно развивается экономическое  взаимодействие России и Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Россия и основные международные финансово-кредитные и экономические организации

Международный валютный фонд и Россия

Начиная с начала 90-х годов Международный валютный фонд (МВФ) начал активно работать в России. Постепенно его влияние  на экономическую политику возрастало по мере увеличения зависимости России от его кредитов. После августовского 1998г. кризиса предоставление кредитов МВФ стал связывать с конкретными мероприятиями, которые Россия должна выполнить. Эти мероприятия заключаются в следующем:

  1. В области налогово-бюджетной политики:

1)не предоставлять  доступа к системе экспортных  нефтепроводов компаниям, имеющим  задолженность по уплате налоговых  платежей; 2)повысить акцизы на бензин на 150%;

3)повысить ставки акциза на алкогольную продукцию на 20%;

4)ввести ежегодный налог на автомобили представительского класса;

5)осуществить меры, направленные на повышение таможенных сборов;

6)не перечислять федеральные трансферты регионам, не погашающим бюджетные ссуды или не переводящим в федеральный бюджет поступлений от реализации гуманитарной помощи;

7)установить задания по уплате налогов в денежной форме для предприятий - естественных монополистов, добиться повышения собираемости налогов в денежной форме.

2.   В денежно-кредитной сфере:

 

1)ввести в действие закон о реструктуризации банковской системы, а также поправки к закону об акционерных обществах;

2)Банк России не должен предоставлять целевые кредиты отраслям экономики посредством выделения целевых кредитов коммерческим банкам;

3)принять поправки к закону “О центральном банке РФ (Банке России)”, согласно которым Банк России будет иметь исключительные полномочия в отношении выпуска, объемов и ценообразования облигаций Банка России.

Деятельность Всемирного банка в России

Центральный банк России (ЦБР) в течение мая –  июля 1998 года удерживал валютный коридор  в условиях слабеющего доверия инвесторов, уязвимости банковской системы и  быстрого роста стоимости обслуживания долга по ГКО(Государственный комитет обороны).

Инфляция за август – октябрь 1998г. составила порядка 50 процентов; сбор налоговых поступлений  в федеральный бюджет (за исключением  неналоговых поступлений и поступлений  во внебюджетные фонды) снизился с 18,4 млрд. рублей в июле до 15 – 16 млрд. рублей в месяц в августе и сентябре; импорт за сентябрь сократился на 42,6 процента по сравнению с объемами августа. Несмотря на частичное восстановление платежной системы в течение  нескольких месяцев банковский кризис развился.

Информация о работе Россия в мировой экономике и МЭО