Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, контрольная работа
Привлечение в экономику иностранного капитала - предмет внимания и заинтересованности Российского Правительства. Серьезные инвесторы - желанные гости в России. Способствовать совершенствованию на цивилизованной основе инвестиционной политики Российской Федерации, включая реальную активизацию крупных частных капиталовложений в экономику страны, могут только широкое внедрение экономических методов государственного регулирования и формирование современной законодательной базы иностранных инвестиций.
Введение…………………………………………………………………………3
Россия в международном движении капитала………………………………...5
1.Особенности вывоза капитала из России…………………………………….5
2.Основные центры притяжения миграционных потоков……………………11
3.Социальная опасность и причины бегства капитала за границу России ….16
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список………………
25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Россия в международном движении капитала………………………………...5
1.Особенности вывоза капитала из России…………………………………….5
2.Основные центры притяжения миграционных потоков……………………11
3.Социальная опасность и причины бегства капитала за границу России ….16
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….25
Введение
При всем многообразии оценок и мнений о путях дальнейшего развития российской экономики вопрос о полезности иностранных инвестиций вряд ли вызывает сомнения. Инвестиции напрямую связаны с созданием рабочих мест в условиях перехода к рыночным отношениям. Для привлечения иностранных инвестиций в Россию у нас должны быть созданы более благоприятные условия, чем в других странах. Наше государство обладает богатейшими природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, чрезвычайно емким внутренним потребительским рынком. Задача лишь в том, чтобы преодолеть все еще сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в стране, создать устойчивое, неменяющееся законодательство, поскольку инвестиционное законодательство призвано закрепить как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые льготы и преимущества. Создание надлежащей правовой базы будет способствовать не только преодолению политической и экономической нестабильности, но и обеспечению решения немаловажной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего в производственной сфере.
Состояние российской экономики постепенно улучшается, темпы инфляции много ниже аналогичных показателей прошлых лет, что, естественно, благоприятно действует на иностранных инвесторов.
Привлечение в экономику иностранного капитала - предмет внимания и заинтересованности Российского Правительства. Серьезные инвесторы - желанные гости в России. Способствовать совершенствованию на цивилизованной основе инвестиционной политики Российской Федерации, включая реальную активизацию крупных частных капиталовложений в экономику страны, могут только широкое внедрение экономических методов государственного регулирования и формирование современной законодательной базы иностранных инвестиций.
Для более интенсивного привлечения иностранных инвестиций в экономику России требуется продолжать развивать экономические и правовые предпосылки. Целенаправленная линия на финансовую стабилизацию, которая выдерживалась Российским правительством в последние годы, начала давать конкретные результаты.
Таким образом, тема работы является в настоящее время актуальной.
Цель работы состоит в изучении процессов международного движения капитала и
Россия в международном движении капитала
1. Особенности вывоза капитала из России
Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично.
Как страна - импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, "связанность" многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д. К началу 1999 г. внешняя задолженность России составила 141,5 млрд долл., а ежегодные платежи по ней начали составлять уже двузначную цифру.
Что же касается предпринимательского капитала, то, несмотря на все усилия (или, скорее, призывы) государственных органов, его присутствие в России невелико: за 90-е гг. в стране было вложено около 10 млрд долл. иностранных предпринимательских инвестиций, преимущественно прямых.
Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.
Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, землю), высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности.
Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный.
Объем накопленных иностранных прямых инвестиций оценивался на начало 1998 г. в Китае (не считая Гонконга) в 217 млрд долл., в Венгрии и Польше -по 16, а в России - примерно в 10 млрд долл.
Россия не только ввозит, но и вывозит капитал, в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям. Ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.
Ведущей формой вывоза капитала из России в период 1991- 1993 гг. являлся экспорт ссудного капитала в бывшие советские республики. Россия субсидировала их на сумму, составившую около 8% российского ВВП, предоставляя им так называемые технические кредиты для покупки российских товаров и занижая цены на них по сравнению с мировыми. Однако в последние годы государственные кредиты невелики, их роль на себя взяли экспортные кредиты предприятий, а также те поставки товаров в страны - члены СНГ, которые часто не полностью оплачиваются и превращаются в задолженность этих стран России.
Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти инвестиции преимущественно размещены в Западной Европе в целях создания товаре- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний.
Представляется, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность. Однако в настоящее время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200-300 млрд долл.
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Миграция рабочей силы в современном мире
Сущность международной миграции
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под э м и г р а ц и е й понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под и м м и г р а ц и е й - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации- возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
М е ж д у н а р о д н ы е м и г р а н т ы подразделяются на пять основных категорий:
• иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
• нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
• лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
• беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящихся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Теории международной миграции
Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.
Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов "выталкивания" и "притяжения" населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.
В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.
В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.
Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара "рабочая сила", который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.
Информация о работе Россия в международном движении капитала