Россия и ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 22:05, доклад

Описание работы

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозируется реализовать в 2011.

Работа содержит 1 файл

ЭССЕ ПО ВЭД.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Поскольку экономика России все сильнее  интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость  включиться в работу международных  экономических организаций. Еще  в годы существования СССР были установлены  контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозируется реализовать в 2011.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность  использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда  в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости  и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять  на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной  предпосылкой успешного преодоления  сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации  и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение  и рационализация процедур подтверждения  соответствия производимой продукции  международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости  средств;

– повышение  конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение  инвестиционной привлекательности  экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение  степени прозрачности системы регулирования.

К прочим преимуществам  можно так же отнести  выгоды для  потребителей: понижение стоимости  и повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг.

Но либерализация  внешнеэкономических отношений  неизбежно приведет и к некоторым  негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере  политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками  ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области  социальных отношений вступление в  ВТО также чревато негативными  последствиями: многие предприятия, а  возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать  с зарубежными и на внешнем, и  на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной  стороны, зарубежными фирмами обязательно  будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии  по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко  усилится конкуренция с более  дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым  экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей  стране продолжаются острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

Однако  лично я полагаю, что больших  проблем присоединение к ВТО  не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. Действительно, в краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей скорей всего будет незначительным. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем стоит отметить, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

И на последок хотелось бы привести цитату вице-премьера Алексея Кудрина на Всемирном экономическом форуме в Давосе 28 января 2010 г. - "Россия рискует оказаться на задворках установленных новых, посткризисных правил мировой торговли, если не станет членом ВТО".  
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

  1. Россия  и Всемирная торговая организация (российский сайт ВТО) – http://www.wto.ru/
  2. Владимир Кузьмин ВТО ребром//Российская газета - Федеральный выпуск №5218 (139) от 28 июня 2010 г.
  3. Соколовская Е. Зачем Россия стремится в ВТО//Московская правда, - Федеральный выпуск от 04.02.2010г.
  4. Пьер Сидибе Завсегдатаи//Российская газета, - Центральный выпуск №5301 (222) от 1 октября 2010 г.
  5. Михаил Чкаников ВТО? Где? Когда?//Российская газета, - Федеральный выпуск №5304 (225) от 6 октября 2010 г.

Информация о работе Россия и ВТО