Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 22:48, курсовая работа
В данной работе я хотела бы изложить сущность рыночной экономики, дать определение рынку, указать достоинства и недостатки рыночной экономики. Ну а как я уже говорила, развитие экономики в различных странах имеет свои особенности. Целью своей работы я ставлю раскрыть сущность рыночной экономики на примеры рыночных стран: США, Япония, Швеция, ну и, разумеется, на примере России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………..……….4
1.1 Характеристика рыночной экономики…….………………………… 4
1.2 Достоинства рыночной экономики……………………………………...5
1.3 Недостатки рыночной экономики……………………………………….7
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………….…… 10
2.1 Шведская модель рыночной экономики………………………………..10
2.2 Американская модель рыночной экономики………………………… 12
2.3 Японская модель рыночной экономики……………………………… 15
3. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…...……… 19
3.1 Пути перехода к рыночной экономике. «Шоковая терапия»……… 19
3.2 Специфика переходной экономики в России……………………… 21
3.3 Перспективы развития российской экономики……………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………….……………………….. 28
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………..……….4
1.1 Характеристика рыночной экономики…….…………………………
4
1.2 Достоинства рыночной экономики……………………………………...5
1.3 Недостатки рыночной экономики……………………………………….7
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………….……
10
2.1 Шведская модель рыночной экономики………………………………..10
2.2 Американская модель рыночной экономики…………………………
12
2.3 Японская модель рыночной экономики………………………………
15
3. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…...………
19
3.1 Пути перехода к рыночной экономике.
«Шоковая терапия»……… 19
3.2 Специфика переходной экономики в России………………………
21
3.3 Перспективы развития российской экономики………………………
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………….……………………
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная система прошла длительный
процесс эволюции. Возникновение элементов
рынка связано с появлением в рамках натурального
хозяйства обмена, основанного на прибавочном
продукте и общественном разделении труда.
Простое и капиталистическое товарное
производство экономисты определяют как
этапы развития рынка. Развитое рыночное
хозяйство характеризуется высоким уровнем
технологии, смешанной формой собственности,
экономической обоснованностью, свободой
предпринимательства и вмешательством
государства в экономику. Рыночное хозяйство
как развитая система отношений товарного
обмена представляет собой систему отдельных
взаимосвязанных рынков и развитую инфраструктуру.
Отдельные рынки связаны с обеспечением
производства, а также материальным и
денежным обращением. Инфраструктура
включает ряд институтов, обеспечивающих
бесперебойное и быстрое продвижение
товаров и услуг. Современный рыночный
механизм функционирует в условиях установления
равновесия и стабильности посредством
экономических средств государственного
регулирования, связанных как с особенностями
функционирования экономики на макроуровне
(циклические колебания, экономический
рост и др.), так и несовершенством рыночного
механизма (дисконтная политика, эмиссия
государственных обязательств и др.). Участники
экономической жизни вступают друг с другом
в определенные отношения, одни из которых
формируются сознательно, другие - стихийно.
Эти отношения, переплетаясь, создают
сложную систему, каждый элемент которой
может быть правильно понят только как
часть целого. Поэтому развитие экономики
предстает как развитие экономических
систем - специфических, отличающихся
друг от друга совокупностей экономических
отношений между участниками хозяйственной
жизни. Экономические системы различаются
хронологически и географически. Долговременная
(многовековая) эволюция экономики объясняется,
в соответствии с современными представлениями,
теорией постиндустриального общества.
Среднесрочные тенденции развития экономики
в ХХ в. лучше характеризуются концепцией
смешанной экономики. Что касается географического
аспекта, то при анализе регионально-культурных
особенностей используют понятие «национальная
модель экономики», имея в виду особенности
развития какой-либо экономической системы
в различных странах.
В данной работе я хотела бы изложить
сущность рыночной экономики, дать определение
рынку, указать достоинства и недостатки
рыночной экономики. Ну а как я уже говорила,
развитие экономики в различных странах
имеет свои особенности. Целью своей работы
я ставлю раскрыть сущность рыночной экономики
на примеры рыночных стран: США, Япония,
Швеция, ну и, разумеется, на примере России.
1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Характеристика рыночной экономики
Экономические связи обеспечивают движение
продуктов от производителя к потребителю,
происходит многосторонний обмен между
производителями с одной стороны и потребителями
– с другой.
Такие обменные процессы обусловлены
общественным разделением труда, которое,
с одной стороны, разделяет производителей,
разобщает их по видам трудовой деятельности,
с другой – порождает устойчивые функциональные
взаимосвязи между ними. Первое перерастает
в экономическую обособленность, в независимость
хозяйствования каждого производителя
и выступает экономической основой формирования
субъектов рыночных отношений. Второе
модифицируется в обменные процессы на
эквивалентной основе через куплю-продажу
товаров. Производители самостоятельно
организуют производство и реализацию
продукции, возмещают издержки, расширяют
и совершенствуют производство. Обменные
процессы в условиях товарно-денежных
отношений принимают форму рыночных отношений.
В чем заключается их содержание? При
раскрытии сущности рыночных отношений
надо иметь в виду, что приводятся разнообразные
определения. Самое упрощенное определение
рынка – это место, где люди в качестве
продавцов и покупателей находят друг
друга.
В современной неоклассической экономической
литературе наиболее часто используют
определение рынка, данное французским
экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом
А. Маршаллом (1842-1924 гг.). «Рынок – это не
какая-либо конкретная рыночная площадь,
на которой продаются и покупаются предметы,
а в целом всякий район, где сделки покупателей
и продавцов друг с другом столь свободны,
что цены на одни и те же товары имеют тенденцию
легко и быстро выравниваться».[1] В данном
определении в качестве критерия определении
рынка выступают свобода обмена и установления
цен.
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882
гг.) в качестве основного критерия определения
рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей
между продавцами и покупателями. Он считает,
что рынок представляет собой всякую группу
людей, вступающих в тесные деловые отношения
и заключающих сделки по поводу любого
товара.
Основной недостаток приведенных определений
состоит в том, что содержание рынка сводится
только к сфере обмена.
При выявлении сущности рыночных отношений
нужно исходить из того, что понятие «рынок»
имеет двойственное значение. Во-первых,
в собственном смысле рынок (market) означает
сбыт, который осуществляется в сфере
обмена, обращения. Во-вторых, рынок –
это система экономических отношений
между людьми, охватывающих процессы производства,
распределения, обмена и потребления.
Он выступает в качестве сложного механизма
функционирования экономики.
Функционирование рыночной экономики
предполагает наличие определенных ее
элементов, которые в совокупности составляют
рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной
экономики выступают производители и
потребители. Они формируются в процессе
общественного разделения труда, когда
одни производят товар, другие – потребляют
его. Потребление подразделяется на личное
и производительное. При личном потреблении
товары выбывают из сферы производства
и используются для удовлетворения личных
нужд населения. Производительное потребление
выступает как продолжение процесса производства,
когда товар используется для дальнейшей
переработки другими производителями.
В этом случае взаимодействие между производителями
и потребителями устанавливается в качестве
обмена результатами деятельности. В рыночном
хозяйстве оно отличается постоянством,
строится на основе специализации и проявляется
в форме оптовых рыночных сделок.
Вторым элементом рыночной экономики
выступает рыночная обособленность, которая
обусловлена частной или смешенной формами
собственности на базе корпоративного
управления производственными единицами.
Третий важнейший элемент рыночной экономики
– цены. Они – предмет особого исследования.
Цены складываются в результате спроса
и предложения, соотношение которых колеблется
в зависимости от действующей конъюнктуры.
Цены определяют сферу действия рыночных
отношений на товар, производимый в данном
географической районе. Границы этой сферы
определяются трансакционными издержками,
т. е. издержками обращения, связанными
с обменом.
Четвертым центральным звеном рыночной
экономики являются две составляющие
– спрос и предложение. Спрос выступает
на рынке в виде потребности в товарах.
Спрос выступает в качестве стимула к
применению наиболее экономных методов
производства и эффективного использования
ресурсов. Спрос и предложение являются
важнейшими элементами рыночного механизма,
которые обеспечивают постоянную связь
между производителями и потребителями
материальных благ.
Пятый элемент рыночного механизма –
конкуренция. Она обеспечивает максимизацию
прибыли и на этой основе расширение масштабов
производства. Конкуренция выступает
в качестве формы взаимодействия рыночных
субъектов и механизма регулирования
пропорций. А. Смит называл конкуренцию
«невидимой рукой» рынка, благодаря которой
эгоистические побуждения отдельных индивидов
в виде собственной экономической выгоды
обращаются на благо всего общества. Служат
поступательному движению экономики.
Основная функция конкуренции в том, чтобы
определить величину экономических регуляторов,
которыми выступают цены, норма прибыли,
процента и т. д.
Кроме этого, неотъемлемым элементом
рыночной экономики является рыночная
инфраструктура. Рынок требует создания
и функционирования товарных бирж, структур
оптовой и розничной торговли.
1.2 Достоинства рыночной экономики
Выбор решений, относящихся к проблеме
ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, издержки
такого выбора, а соответственно альтернативные
издержки рыночной организацией «перекладываются»
на частное предпринимательство. В этом
случае «ценой» риска за сделанный выбор
выступает либо прибыль, либо убытки. По
существу они и выступают предпринимательской
оплатой использования части ограниченных
ресурсов общества для производства и
предложения разнообразных благ. Если
предлагаемые блага не пользуются спросом
и не удовлетворяют потребности общества,
они не будут куплены потребителями и
издержки предпринимательского выбора
не будут возмещены. При отсутствии покупательского
спроса убытки предпринимателя – это
невозмещенные экономические ресурсы,
которые он оплатил собственными деньгами.
Кроме того, сделав правильный выбор о
том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, частный
предприниматель не имеет практически
никакой возможности «переложить» издержки
своего ошибочного выбора на общество
и потребителей, не желающих покупать
произведенные им товары. Правда, издержки
здесь все же будут иметь место, поскольку
уже произошла затрата ограниченных ресурсов
общества на никому ненужный продукт.
Но эта затрата по крайней мере возмещена,
оплачена личными деньгами неудачливого
предпринимателя, и альтернативные издержки
становятся в значительной степени его
личными издержками. Реальные ресурсные
потери сведены здесь к определенной величине,
которая выступает своего рода «платой»
за неправильный выбор, на который не следует
в дальнейшем расходовать ограниченные
производственные ресурсы общества.
На вопрос «Что производить?» могут ответить
потребители фактом оплаты собственными
деньгами произведенных благ. Оплатив
цену выпущенных благ, потребители возмещают
издержки ресурсов и «подтверждают» целесообразность
данного производственного выбора.
Вопрос «Как производить?» также решается
путем риска и предпринимательского выбора.
Конкуренция производителей диктует необходимость
обеспечить: массовость выпуска; минимизацию
ресурсных затрат на единицу продукции;
эффективность технологий (качество труда
и техники); совершенствование потребительских
свойств выпускаемых изделий.
Ответ на вопрос «Для кого производятся
разнообразные блага?» зависит от платежеспособности
потребителей, определяемой их доходами
от труда, интеллектуальной собственности,
собственности на землю, недвижимость,
капитальные активы, ценные бумаги, денежные
вклады, трансфертные или иные выплаты
от государства.
Основной экономический аргумент в пользу
рыночной системы состоит в том, что она
способствует эффективному распределению
ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная
рыночная система направляет ресурсы
в производство тех товаров и услуг, в
которых общество больше всего нуждается.
Она диктует применение наиболее эффективных
методов комбинирования ресурсов для
производства и способствует разработке
и внедрению новых, более эффективных
технологий производства. ''Невидимая
рука'', таким образом, управляет личной
выгодой. Она обеспечивает общество производством
наибольшего количества необходимых товаров
из имеющихся ресурсов. Это, следовательно,
предполагает максимальную экономическую
эффективность. Именно эта презумпция
эффективности распределения заставляет
большинство экономистов сомневаться
в необходимости правительственного вмешательства
в функционирование свободных рынков,
или правительственного регулирования
их операций, за исключением тех случаев,
когда такое вмешательство становится
вынужденным.[2]
Важным неэкономическим аргументом в
пользу рыночной системы является свобода.
Одна из фундаментальных проблем организации
общества заключается в том, как координировать
экономическую деятельность множества
индивидов и предприятий. Существует два
способа такой координации: один - это
централизованное управление и использование
мер принуждения; другой - это добровольное
сотрудничество через посредство рыночной
системы. Лишь рыночная система способна
координировать экономическую деятельность
без принуждения. Рыночная система представляет
свободу предпринимательства и выбора;
собственно, на этой основе она и преуспевает.
Предпринимателей и рабочих не перегоняют
по правительственным директивам из одной
отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение
производственных заданий, установленных
каким-либо всемогущим правительственным
ведомством. Напротив, при рыночной системе
они свободно могут добиваться увеличения
собственной выгоды, с учетом, конечно,
вознаграждений и наказаний, которые они
получают от самой рыночной системы.
Итак, конкурентная рыночная система,
как утверждает ее сторонники, способствует
эффективности распределения ресурсов
и личной свободе.
1.3 Недостатки рыночной экономики
Аргументация против рыночной экономики
несколько более сложна. Критики рыночной
экономики обосновывают свои позиции
следующими доводами.
Угасание конкуренции. Критики утверждают,
что капиталистическая идеология допускает
и даже стимулирует угасание своего рода
контрольного механизма – конкуренции.
Они полагают, что существуют два основных
источника ослабления конкуренции как
контрольного механизма.
1. Хотя с общественной точки зрения конкуренция
желательна, она больше всего досаждает
индивидуальному производителю. Свободной,
индивидуалистической среде в капиталистической
системе якобы присуще то, что предприниматели
в погоне за прибылью и в стремлении улучшить
свои экономические позиции пытаются
освободиться от ограничительных пут
конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры
компаний, беспощадная конкуренция –
все это способствует ослаблению конкуренции
и уклонению ее от регулирующего воздействия.
Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал
этот тезис следующим образом: «Представители
одной и той же отрасли редко встречаются
друг с другом, но когда такая встреча
происходит, беседа между ними завершается
сговором против публики или каким-то
маневром с целью повысить цены».
2. Некоторые экономисты полагают, что
сам технический прогресс, который рыночная
экономики поощряет, способствовал упадку
конкуренции. Новейшая технология, как
правило, требует:
1. использования очень больших количеств
реального капитала;
2. крупных рынков;
3. комплексного, централизованного и
строго интегрированного рынка;
4. богатых и надежных источников сырья.
Такого рода технология означает необходимость
в существовании фирм-производителей,
являющихся крупномасштабными не только
в абсолютных величинах, но также и по
отношению к размерам рынка. Иными словами,
достижение максимальной эффективности
производства на основе применения новейшей
технологии часто требует существования
небольшого числа относительно крупных
фирм, а не большого числа относительно
мелких.
Указанные экономисты считают, что по
мере сужения конкуренции ослабевает
и рыночная система в качестве механизма
эффективного распределения ресурсов.
Производители и поставщики ресурсов
становятся менее подчиненными воле потребителей,
суверенитет производителей и владельцев
ресурсов ставит под сомнение и подрывает
суверенитет потребителей. Процесс отождествления
«невидимой руки» личных и общественных
интересов начинает терять свою силу.
К тому же обеспечиваемая рыночной системой
защита от принуждения при развитой конкуренции
основывается на широком рассеянии экономической
власти. А концентрация экономической
власти, которой сопровождается упадок
конкуренции, позволяет обладателям этой
власти осуществлять меры принуждения.
Расточительное и неэффективное производство.
Критики подвергают также сомнению утверждение
о том, что рыночная система обеспечивает
общество теми товарами, в которых оно
больше всего нуждается. Кроме уже рассмотренного
мной существуют и другие доводы против
признания эффективности рыночной системы.
Неравномерное распределение ресурсов.
Критики-социалисты утверждают, что рыночная
система позволяет наиболее способным,
или ловким, предпринимателям накапливать
огромное количество материальных ресурсов,
причем право наследования с течением
времени усиливает этот процесс накопления.
Указанный процесс, помимо количественных
и качественных различий в людских ресурсах,
поставляемых домохозяйствами, порождает
в рыночной экономике чрезвычайно неравное
распределение денежных доходов.
Нарушение рыночного механизма: внешние
факторы. Критики ссылаются на два примера
нарушения рыночного механизма. Во-первых,
рыночная система может не суметь учесть
все выгоды и издержки, связанные с производством
и потреблением определенных товаров
и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды
и издержки представляются по отношению
к рынку внешними в том смысле, что они
приходятся и на долю других экономических
агентов, не являющихся непосредственно
покупателями и продавцами. Такие выгоды
и издержки называются внешними, или выгодами
и издержками перелива. Проблема здесь
сводится к следующему: там, где спрос
и предложение не отражают точно все выгоды
и издержки производства, то есть где существуют
внешние выгоды и издержки, рыночная система
не способна обеспечить такое распределение
ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет
потребности общества.
Нарушение рыночного механизма: общественные
блага. Второй пример нарушения рыночного
механизма обусловлен тем, что рыночная
система учитывает лишь индивидуальные
потребности. Существует много потребностей
в товарах и услугах, производство которых
не может финансироваться индивидами
через посредство рынка. Например, такие
товары и услуги, как автомагистрали, борьба
с наводнениями, национальная оборона,
не могут быть куплены в желательном количестве
домохозяйствами на индивидуальной основе.
Неустойчивость. Наконец, многие экономисты
считают, что рыночная система представляет
собой несовершенный механизм обеспечения
полной занятости и стабильного уровня
цен.
Какая из этих позиций – одна за, другая
против рыночной системы – правильна?
До известной степени обе правильны. Некоторые
критические замечания относительно рыночной
экономики довольно точны и определенно
слишком серьезны, чтобы их можно было
игнорировать. С другой стороны, мы не
можем выносить суждения по какой-либо
проблеме лишь на основе количества аргументов
за и против. Главный экономический аргумент
в пользу рыночной экономики, а именно
что она способствует обеспечению эффективного
распределения ресурсов – трудно опровергнуть.
На деле рыночная экономика является –
или по крайней мере может быть – довольно
эффективной.
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Шведская модель рыночной экономики
Термин “шведская модель” возник в связи
со становлением Швеции как одного из
самых развитых в социально-экономическом
отношении государств. Он появился в конце
60-х годов, когда иностранные наблюдатели
стали отмечать успешное сочетание в Швеции
быстрого экономического роста с обширной
политикой реформ на фоне относительной
социальной бесконфликтности в обществе.
Этот образ успешной и безмятежной Швеции
особенно сильно контрастировали тогда
с ростом социальных и политических конфликтов
в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных
значениях и имеет разный смысл в зависимости
от того, что в него вкладывается. Некоторые
отмечают смешанный характер шведской
экономики, сочетающей рыночные отношения
и государственное регулирование, преобладающую
частную собственность в сфере производства
и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной
Швеции специфика отношений между трудом
и капиталом на рынке труда. На протяжении
многих десятилетий важной частью шведской
действительности была централизованная
система переговоров о заключении коллективных
договоров в области заработной платы
с участием мощных организаций профсоюзов
и предпринимателей в качестве главных
действующих лиц, причем политика профсоюзов
основывалась на принципах солидарности
между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской
модели исходит из того, что в шведской
политике явно выделяются две доминирующие
цели: полная занятость и выравнивание
доходов, что и определяет методы экономической
политики. Активная политика на высокоразвитом
рынке труда и исключительно большой государственный
сектор (при этом имеется в виду прежде
всего сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты
этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская
модель это весь комплекс социально-экономических
и политических реалий в стране с ее высоким
уровнем жизни и широким масштабом социальной
политики. Таким образом, понятие “шведская
модель” не имеет однозначного толкования.[3]
Основными целями модели, как уже отмечалось,
в течение длительного времени были полная
занятость и выравнивание доходов. Их
доминирование может быть объяснено уникальной
силой шведского рабочего движения. Более
полувека с 1932 г. (за исключением 1976-1982
гг.) у власти находится Социал-демократическая
партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий
с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное
объединение профсоюзов Швеции, что усиливает
реформистское рабочее движение в стране.
Швеция отличается от других стран принятием
полной занятости в качестве главной и
неизменной цели экономической политики,
а шведский народ в целом активный ее сторонник.
Стремление к равенству сильно развито
в Швеции. Когда лидер социал-демократов
Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию
Швеции как “дома народа”, где говорилось
об общности интересов нации в создании
общего дома, большие группы населения
вне рабочего движения смогли принять
его взгляды. В Швеции социал-демократические
идеи привлекают значительную часть средних
слоев.
К числу специфических факторов, присущих
именно Швеции, надо отнести неизменный
внешнеполитический нейтралитет с 1814.
, неучастие в обеих мировых войнах, рекордное
по продолжительности пребывание у власти
Социал-демократической рабочей партии,
исторические традиции мирных способов
перехода к новым формациям, в частности
от феодализма к капитализму, длительные
благоприятные и стабильные условия развития
экономики, доминирование реформизма
в рабочем движении, утвердившем эти принципы
в своих отношениях с капиталом (их символом
стали соглашения между руководством
профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене
в 1938 г.), поиск компромиссов на основе
учета интересов различных сторон.
На экономическое развитие, определенное
влияние оказали культура и исторические
предпосылки. Неотъемлемой частью шведских
традиций является предпринимательство.
Еще со времен викингов в Швеции известны
предприятия по производству оружия и
драгоценностей. Первая в мире компания
“Струра Коппарберг” (основанная более
700 лет назад) появилась в Швеции и до сих
пор входит в дюжину крупнейших экспортеров
страны.
Успешное функционирование экономической
системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности
шведской промышленности и экономического
роста. В частности, инфляция угроза как
равенству, так и конкурентоспособности
шведской экономики. Следовательно, должны
использоваться такие методы поддержания
полной занятости, которые не приводят
к инфляции и отрицательному воздействию
на экономику. Как показала практика, дилемма
между безработицей и инфляцией явилась
ахиллесовой пятой шведской модели.
С середины 70-х годов в связи с обострением
конкурентной борьбы на внешних рынках
и глубоким экономическим кризисом положение
страны заметно осложнилось, и шведская
модель стала давать осечку. В частности
некоторые отрасли промышленности, попавшие
в глубокий структурный кризис, стали
получать государственную помощь, причем
в очень большом масштабе. Но, не смотря
на мрачные прогнозы многих экономистов,
Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся
с 1983 г. непрерывный экономический подъем
показал, что шведская модель смогла приспособиться
к изменившимся условиям и показала свою
жизнеспособность.[4]
Шведская модель исходит из положения,
что децентрализованная рыночная система
производства эффективна, государство
не вмешивается в производственную деятельность
предприятия, а активная политика на рынке
труда должна свести к минимуму социальные
издержки рыночной экономики. Смысл состоит
в максимальном росте производства частного
сектора и как можно большем перераспределении
государством части прибыли через налоговую
систему и государственный сектор для
повышения жизненного уровня населения,
но без воздействия на основы производства.
При этом упор делается на инфраструктурные
элементы и коллективные денежные фонды.
Это привело к очень большой роли государства
в Швеции в распределении, потреблении
и перераспределении национального дохода
через налоги и государственные расходы,
достигшие рекордных уровней. В реформистской
идеологии такая деятельность получила
название “функциональный социализм».[5]
2.2 Американская модель рыночной экономики
Американская модель — это либеральная
рыночно-капиталистическая модель, предполагающая
приоритетную роль частной собственности,
рыночно-конкурентного механизма, капиталистических
мотиваций, высокий уровень социальной
дифференциации.
Соединенные Штаты Америки - ведущая
держава капиталистического мира, обладающая
крупнейшим экономическим и научно-техническим
потенциалом. Ни в одной другой стране
противоречия капитализма не выступают
так обнажено и остро, как в США.
Становление и развитие американской
модели проходило в идеальных условиях.
Это объясняется многими причинами, среди
которых можно выделить минимум две: во-первых,
США возникли на территории относительно
свободной от предшествующих традиций
и различных наслоений социального характера.
Во-вторых, европейские переселенцы привнесли
предпринимательскую активность и инициативу,
основанные на укреплявшихся товарно-денежных
отношениях в Европе.
На рубеже 70-80-х годов американский правящий
класс предпринял радикальную попытку
остановить неблагоприятное развитие
событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная
республиканская администрация Р. Рэйгана
провозгласила курс на сокращение государственного
вмешательства в экономику, укрепление
рыночного начала в хозяйственном механизме
страны, поощрение частнокапиталистической
инициативы. В приятой конгрессом США
в 1981 г. экономической программе президента
Р. Рейгана под претенциозным названием
"Новое начало для Америки: программа
экономического возрождения" предусматривалось
общее снижение ставок подоходного налога
на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным
слоям, и предоставление крупных налоговых
льгот корпорациям, замораживание роста
федеральных расходов, в первую очередь
за счет урезывания социальных программ,
сведение к минимуму государственного
регламентирования хозяйственной деятельности,
проведение ограничительной кредитно-денежной
политики. Одновременно было начато массированное
наращивание вооружений, цель которого
сломать существующий военный паритет
и добиться военного превосходства над
СССР.
Другой фактор, оказывающий сильное воздействие
на развитие экономики США в 80-х годах,
научно-техническая революция и структурная
перестройка хозяйства. Ускорение использования
научно-технических достижений и массовое
распространение технических новшеств
позволяет охарактеризовать десятилетие
80-х годов в США как начало новой фазы научно-технического
прогресса. Суть ее составляет переход
к формированию технического уклада, в
центре которого принципиально новые
формы соединения науки с производством,
создание новых элементов материальных
и духовных производительных сил. Основу
его образуют микроэлектроника, робототехника,
информационные системы, производство
новых видов материалов, биотехнология.
Особый упор делается на формирование
рабочей силы, соответствующей новому
техническому базису производства.
Параллельно в стране идет активный процесс
технологической перестройки хозяйства.
Основные ее направления связаны с широким
применением микроэлектроники и информационных
систем, производством новых материалов,
освоением новейших видов технологии.
Ускоритель этого процесса всеобъемлющая
компьютеризация производства, охватывающая
применение станков с программным управлением,
центров обработки и хранения информации,
роботов, гибких производственных систем
и других современных форм автоматизации
производства и управления. Среднегодовые
темпы прироста продукции электро-вычислительной
техники с конца 70-х годов в течение ряда
лет удерживались на уровне 20-25%, а производство
настольных компьютеров в первой половине
80-х годов ежегодно удваивалось.
Все эти вопросы теснейшим образом связаны
с действием третьего важнейшего фактора,
влияющего на развитие американского
капитализма в 80х годах, обостряющимся
межимпериалистическим соперничеством.
Оно охватывает мировую торговлю, экспорт
капитала, систему энерго-сырьевого снабжения,
международную валютно-финансовую сферу.
С середины XX в. наблюдается тенденция
к относительному отстаиванию США в ряде
областей по сравнению с другими центрами
империалистического соперничества. Эта
тенденция отражает характерную для империалистической
стадии капитализма закономерность усиление
неравномерности политического и экономического
развития отдельных государств. Сформулированная
В. И. Лениным накануне первой мировой
войны, эта закономерность с особой силой
и остротой проявляется ныне в условиях
научно-технической революции фактора,
вносящего серьезные коррективы в соотношение
уровней достигнутых основными странами
капитализма.
Развитие американского капитализма
показывает, что тенденция к относительному
отставанию США отнюдь не прямолинейна.
В изменении соотношения сил между основными
центрами империалистического соперничества
можно различить два периода.
Первый охватывает 60-70-е годы. В этот период
Западной Европе и Японии удалось заметно
увеличить свою долю в мировом промышленном
производстве, международной торговле,
экспорте капитала, накоплении золотовалютных
резервов. Второй период, начавшийся на
рубеже 7080х годов, характеризуется некоторой
консолидацией глобальных позиций США,
а в отдельных случаях даже их расширением.
Соединенным Штатам удалось благодаря
интенсивной технической перестройке
промышленности, по крайней мере, в ряде
областей, переломить тенденцию к относительному
отставанию.
Соединенные Штаты обладают самым крупным
в капиталистическом мире научно-техническим
потенциалом и тратят на его развитие
больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония,
вместе взятые. Правда, львиная доля этих
затрат (около 1/3) идет на военные цели,
но общие размеры их таковы, что позволяют
США вести научные исследования по широкому
фронту и добиваться относительно быстрого
превращения результатов фундаментальных
исследований в разработки и технические
новшества.
Позиции США в валютно-финансовой сфере,
пошатнувшиеся в минувшем десятилетии,
в 80-х годах несколько упрочились. К 1983
г. десять крупнейших американских банков
снова вернули себе первое место в мире
по размерам активов, которое они уступили
в 70-х годах западноевропейским и японским
банкам. Около 80% всех международных кредитных
операций совершается ныне банками США.
И все же укрепление позиций США в мировой
торговле, международном движении капитала,
валютно-финансовой сфере, наметившееся
в начале 80-х годов, нельзя считать прочным.
Уже к середине текущего столетия во всех
этих областях снова обозначились неблагоприятные
для США тенденции сокращение доли в мировом
капиталистическом экспорте некоторых
видов наукоемкой продукции, массированный
импорт иностранного капитала, резкие
колебания курса доллара и др.
Курсом перевооружения американские
правящие круги следуют неизменно со времени
окончания второй мировой войны. Но в 80х
годах XX в. милитаризм больше, чем когда-либо,
стал идеологией и практикой интервенционистской
внешней политики американского империализма.
Неудивительно, что за пятилетие 1981-1985
гг. на перевооружение в США было израсходовано
свыше 1 трлн. долл., а с учетом ассигнований
на 8687 гг. почти столько же, сколько за
всю вторую мировую войну. Общий объем
военных расходов США за последние 40 лет
сопоставим с совокупным воспроизводимым
национальным богатством США, составляющим,
по данным на 1980 г. , 7.8 трлн. долл.
Экономическое развитие США, как и других
государств членов НАТО, участвующих в
гонке вооружений, убедительно свидетельствует
о пагубном влиянии наращивания военного
потенциала на экономику. Иначе и быть
не может, так как использование экономических
ресурсов для военных приготовлений есть
растрата части общественного продукта,
ежегодно повторяющееся безвозмездное
изъятие их из воспроизводственного процесса.
Как отмечал К. Маркс, война в экономическом
отношении равносильна тому, "как если
бы нация кинула в воду часть своего капитала".
Столь же явны антисоциальные последствия
наращивания вооружений. Не говоря уже
о сдерживающем влиянии военного производства
на рост занятости, достаточно обратиться
к бюджету Соединенных Штатов в 80-х годах,
чтобы стала ясной прямая зависимость
между ростом расходов на военные цели
и сокращением доли ассигнований на социальные
нужды.
Стратегия монополистического капитала
США состоит в том, чтобы взвалить основное
бремя экономических трудностей и противоречий
на широкие массы трудящихся, прежде всего
своей страны, а также на народы других
капиталистических и развивающихся стран.
В 80-е годы американский государственно-
США удалось с помощью высоких ставок
ссудного процента обеспечить в 80-х годах
в крупных масштабах приток капитала из-за
границы. Использование внешних источников
финансирования позволило США в течение
рядя лет преодолевать противоречия между
интересами государства и частных заемщиков
капитала на внутреннем кредитном рынке.
Оборотной стороной такой перекачки финансовых
ресурсов из других буржуазных государств
явилось быстрое увеличение внешней задолженности
США. Еще в 1983 г. заграничные капиталовложения
США составляли 834 млрд. долл., а иностранные
в США 711 млрд. долл., а в 1985 г. соответственно
940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине
80-х годов самый крупный кредитор капиталистического
мира превратился в чистого должника.
Такого развития событий никто не мог
предвидеть еще в начале 80-х годов.
И все же изменения финансового статуса
США отражает возросшую нестабильность
их кредитно-финансового положения. Будет
ли и дальше расти внешняя задолженность
США или под влиянием падения курса доллара
начнется массовый отлив из страны спекулятивных
"горячих денег", пока еще не вполне
ясно.
Острая борьба развернулась в 80-х годах
вокруг социальной политики государства.
Монополистический капитал требует радикального
сокращения социальных программ, которые
изображаются как одна из главных причин
снижения прибыли, усиления инфляции,
роста бюджетных дефицитов. Буржуазное
государство, отпуская щедрой рукой из
федерального бюджета средства на военные
цели, беззастенчиво урезывает ассигнования
на социальные нужды жилищное строительство,
образование, медицинское обслуживание,
пособия по безработице, профессионально-техническое
обучение и переподготовку рабочей силы,
продовольственную помощь беднякам, питание
школьников, общественные работы.
Налоговое законодательство 1981 г. в еще
большей мере, чем прежде, переложило налоги
с прибылей корпораций на широкие слои
населения. Наступление монополий и ужесточение
социальной политики государства привели
к заметному снижению жизненного уровня
трудовой Америки. Усиление поляризации
американского общества ведет к росту
социальной напряженности, трудовых и
расовых конфликтов. Правительство пытается
сдержать выражение массового протеста,
все шире прибегая к политике репрессий.
Обострение кризисных явлений в экономике
и политике американского империализма
вызвало заметное усиление социальной
и политической поляризации в США. Сдвиг
вправо отнюдь не привел к преодолению
старых проблем и в то же время создал
новые. Будучи не в силах сладить с обострением
проблем нисходящей фазы развития капитализма,
правящие круги империалистических стран
прибегают к средствам и методам, заведомо
неспособным спасти общество, обреченное
самой историей. Можно не сомневаться,
что обанкротившееся "общество всеобщего
благоденствия" в США стоит перед новыми
социальными потрясениями.
Таким образом, американская модель построена
на системе всемерного поощрения предпринимательской
активности, обогащения наиболее активной
части населения. Малообеспеченным группам
создается приемлемый уровень жизни за
счет частичных льгот и пособий. Задача
социального равенства здесь вообще не
ставится. Эта модель основана на высоком
уровне производительности труда и массовой
ориентации на достижение личного успеха.
2.3 Японская модель рыночной экономики
Сегодня достижениями Японии никого
не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить
причины «японского экономического чуда»,
или, вернее, феноменального послевоенного
рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической
сверхдержавы». И хотя в японском рывке
немаловажную роль сыграл американский
фактор, все же главными оказались собственные
усилия нации.
Казалось бы, исходные позиции, с которых
начинала свой послевоенный разбег Япония,
были весьма неблагоприятными. Экономика
была подорвана и истощена длительной
агрессивной войной, крупные города и
многие промышленные предприятия лежали
в развалинах (в начале 1946 г. уровень промышленного
производства составлял 14% от среднего
предвоенного уровня). Население обнищало,
не хватало элементарных условий для жизни
— продовольствия, жилья, работы. Обделенная
многими важными природными ресурсами
и оторванная от колониальных источников
их поступления, Япония, казалось, была
обречена влачить жалкое существование
третьеразрядной страны. Но этого, как
мы знаем, не случилось. Наоборот, страна,
занимающая лишь 0,3% земной суши, на которой
проживает всего 2,5% населения земли, производила
в 1988 г. свыше 10% мирового валового продукта:
35,5 млн. долл. на каждый обитаемый квадратный
километр (для сравнения в США — 1,1 млн.
долл., в ФРГ — 7,6 млн. долл.). Япония производит
больше всех в мире судов и роботов, автомобилей
и мотоциклов, видеомагнитофонов и телевизоров,
фотоаппаратов и часов и многих других
видов продукции, обеспечивая не только
собственные нужды, но и наводняя своими
изделиями мировой рынок.
Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное
поражение Японии во второй мировой войне
дало мощный импульс социально-экономическому
развитию страны, привело к устранению
многочисленных экономических и политических
препон, мешавших более свободному и естественному
развитию капиталистического способа
производства, рыночного механизма, интеграции
Японии в мирохозяйственные связи.
Сегодня рост производительности труда
в Японии обгоняет рост заработной платы,
и темпы прироста производительности
труда в Японии выше, чем во многих других
странах Запада. Потери от забастовок
и прогулов на японских предприятиях значительно
меньше, чем в США и странах Западной Европы,
отпуска короче, затраты на социальное
обеспечение ниже. Отношение японских
рабочих и служащих к порученному делу
ответственнее, их заинтересованность
в процветании «своего» предприятия или
фирмы более высокая, чем во многих других
странах. Вопрос о взаимоотношениях труда
и капитала в Японии заслуживает отдельного
рассмотрения. Сейчас же важно подчеркнуть,
что без трудолюбия, дисциплины и до известной
степени самоограничения японского народа
«экономическое чудо» вряд ли бы состоялось.[6]
Суровая жизненная школа сделала японцев
не только трудолюбивыми, но и весьма бережливыми
людьми. Японцы — не накопители вещей.
В типично японском доме нет громоздкой
мебели. Необходимые домашние пожитки
(постель, одежда и т. п.) хранятся в раздвижных
стенных шкафах. Пол устлан циновками
- тэтами, перегородки между помещениями
легкие и подвижные. Вообще в Японии богатство
и роскошь не бросаются в глаза, как, впрочем,
и нищета. «У нас мало бедных, но и мало
богатых людей»,— говорят японцы. Подавляющее
большинство японских семейств относит
себя, согласно социальным исследованиям,
к «среднему классу» (90%!).
Японцы привыкли откладывать сбережения
на «черный день», который может в результате
удара стихии обрушиться на них в любое
время. «Бойся землетрясения, цунами, пожара
и гнева отца»,— говорит старинная японская
пословица, (разгневанный отец мог лишить
земельного надела или наследства). В японских
селениях и городских кварталах имелись
специальные прочные каменные строения,
где жители округа хранили свои ценности
и сбережения. Сегодня японцы хранят свои
сбережения в сберегательных учреждениях,
в банках, в ценных бумагах и страховых
полисах, земельной собственности и недвижимости.
Присущая японцам бережливость явилась
очень важным фактором мобилизации средств
для послевоенного подъема и дальнейшего
роста японской экономики, позволила Японии
избежать сколь либо серьезной внешней
задолженности. Потерпевшая поражение
в войне Япония не допустила в сколь либо
значительных размерах иностранный капитал
в свою экономику. А сегодня ее заграничные
капиталовложения значительно превосходят
вклады иностранных инвесторов в японскую
экономику. Японские страховые компании,
банки и сберегательные учреждения аккумулируют
огромные средства, складывающиеся из
непрерывного притока личных сбережений
японского народа.
В Японии низкий уровень военных расходов.
Говоря о послевоенных успехах Японии,
нельзя пройти мимо еще одного весьма
важного обстоятельства: а именно относительно
низкого уровня военных расходов. В течение
длительного послевоенного периода они
были ничтожны, а в последние годы их доля
не превышала 1 % от валового национального
продукта Японии. В США она составляет
около 7% ВНП, в Великобритании – свыше
5, в ФРГ – более 3 , в СССР (по подсчетам
зарубежных специалистов) этот показатель
в послевоенные годы равнялся от 12 до 17%.
Недавно в Советском Союзе были, наконец
обнародованы цифры расходов на оборону.
В 1988 г. они, по расчетам, основанным на
официальных данных, составляли около
9% от ВНП.
Однако по мере того как Япония подтягивается
до уровня США и других промышленно развитых
стран Запада и вступления ее в период
«экономической зрелости», темпы прироста
производительности труда в японской
промышленности будут неизбежно выравниваться.
Впрочем, замечает С. Окита, достижение
«зрелости» не всегда означает снижение
жизнеспособности, особенно принимая
во внимание внедрение новейших технологий,
успешно разрабатываемых в Японии на новом
витке научно-технической революции.
В течение 50-70-х годов японцы буквально
«впитывали» иностранную технологию после
почти 20 лет «технической изоляции» страны.
Приток этой технологии направлялся прежде
всего на техническое обновление тяжелой
промышленности – машиностроения, в первую
очередь электротехнического и транспортного,
химической промышленности и черной металлургии.
Массированный приток передовой иностранной
технологии позволил Японии выиграть
время и сэкономить значительные средства
в процессе модернизации своей экономики.
Пожалуй, наиболее разительный пример
— это приобретение «Сони корп.» у американской
компании «Вестерн электрик» неограниченного
права на производство транзисторов за...
25 тыс. иен (сегодня – это стоимость одного
среднего по классу транзисторного приемника).
Так, по имеющимся расчетам, общий выигрыш
Японии от импортных лицензионных соглашений
только за период с 1950/51—1968/69 фин. годов
составил 70 млрд. долл., или около 25% всей
суммы валовых накоплений основного капитала
за тот же период24. Достаточно сопоставить
две цифры - 7 млрд. долларов, затраченных
на закупку иностранной технологии в период
ее интенсивного импорта, и 70 млрд. долл.
выигрыша от этих закупок, чтобы понять,
какой мощный импульс получила японская
промышленность от этого массированного
заимствования зарубежного опыта. Десятикратный
эффект!
При этом очень важно подчеркнуть, что
японцы весьма эффективно использовали
иностранные патенты и лицензии, незамедлительно
их внедряя и осваивая. Вот один из примеров
такого подхода. Первые образцы продукции
нефтехимической промышленности были
выпущены с помощью ввезенных из-за рубежа
оборудования и технологии в 1958 г., а к
концу 1963 г. Япония по производственным
мощностям в этой отрасли догнала ФРГ
и уступала только Соединенным Штатам.
Япония добилась не менее впечатляющих
успехов в развитии своей черной металлургии,
главным образом за счет внедрения, передовой
советской технологии. На этом стоит остановиться
подробнее, хотя бы потому, что в советской
металлургии собственные разработки и
изобретения применяются в гораздо меньшей
степени, чем в Японии.
Таким образом, японская модель характеризуется
определенным отставанием уровня жизни
населения (в том числе уровня заработной
платы) от роста производительности труда.
За счет этого достигается снижение себестоимости
продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке. Препятствий имущественному
расслоению не ставится. Такая модель
возможна только при исключительно высоком
развитии национального самосознания,
приоритете интересов нации над интересами
конкретного человека, готовности населения
идти на определенные материальные жертвы
ради процветания страны.
3. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1 Пути перехода к рыночной экономике.
«Шоковая терапия».
Переход к рыночной экономике поставил
вопрос о путях проведения рыночных преобразований.
От его решения зависят последовательность
проводимых мероприятий, состав реформаторских
мер и др. В настоящее время в практике
проведения курса реформ существуют два
альтернативных пути: быстрых радикальных
реформ — «шоковая терапия» и постепенного,
эволюционного перехода. Первый применяется
в той или иной степени последовательности
в России и большинстве стран Восточной
Европы (в классической форме — в Польше).
Исторически более ранний эволюционный
путь постепенного создания рыночных
институтов опробован в Китае и Венгрии.
Рассмотрим проблему «шоковой терапии».
Программа «шоковой терапии», разработанная
специалистами из США и СССР и поддержанная
Международным валютным фондом, предлагает
странам Восточной Европы для проведения
курса реформ ускоренные преобразования
в течение 10 — 15 лет. Программа «шоковой
терапии» предлагает следующий пакет
мер:
1. Реформа цен и рынка (либерализация
экономики):
• реформа внутренних цен;
• либерализация системы распределения;
• либерализация внешней торговли;
• либерализация рынка рабочей силы
и системы заработной платы;
• реформа банковской системы и создание
финансовых рынков.
2. Развитие частного сектора — приватизация:
• малая приватизация и развитие частного
сектора;
• крупномасштабная приватизация;
• структурная перестройка, ликвидация
монополий.
3. Пересмотр роли государства:
• ограничение права государственной
собственности;
• ограничение прямой хозяйственной
деятельности;
• усиление регулирующей функции в
социальной сфере.
4. Макроэкономическая стабилизация:
• новая фискальная политика, изменение
денежно-кредитной системы, законодательная
реформа;
• институциональная реформа;
• социальные гарантии.
Содержание пакетов предлагаемых реформ
и преследуемые при этом цели, по мнению
разработчиков, коротко сводятся к следующему:
Первый пакет мер — меры по либерализации
экономики связаны с переходом к конкурентным
рыночным отношениям и соответствующей
реформой цен. На первых порах введение
свободных цен приводит к бесконтрольному
расширению рынков товаров и услуг, что,
в свою очередь, требует демонополизации
торговли и транспорта. Очень важный момент
в комплексе системных преобразований
относится к созданию рынков факторов
производства: рабочей силы и финансовых
ресурсов.
Второй пакет мер предполагает реформу
и структурную перестройку Производства
и предприятий. Первый шаг в этом направлении
заключается в четкой формулировке прав
государственной собственности и разделении
функций государства как органа в целом.
Были приняты законы: ФЗ «Об основных началах
разгосударствления и приватизации предприятий»
от 01.07.1991 №2278-1, ФЗ «О собственности в СССР»
от 06.03.1990 №1305-1, ФЗ «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации» от
21.07.1997 №123-ФЗ. Важное место занимает осуществление
программ приватизации. Оформление гарантированных
прав частной собственности и облегчение
процессов создания новых частных предприятий
имеют критически важное значение. Реформу
производства невозможно провести без
ликвидации крупных монополий, перемещения
или увольнения излишков рабочей силы,
прекращения убыточного производства,
перепрофилирования и ликвидации предприятий.
Третий пакет мер требует переосмысления
роли государства в экономике: оно должно
отказаться от прямой собственности и
контроля за производством и заменить
их косвенным регулированием, которое
бы поощряло экономическую адаптацию
и частную экономическую деятельность.
Другая важная задача государства — реформировать
систему социального обеспечения и создать
гибкую систему социальной поддержки,
позволяющую смягчить последствия безработицы,
которая будет расти по мере углубления
финансово-экономического кризиса. Были
приняты законы: ФЗ «О государственной
социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ, ФЗ
«О повышении минимального размера оплаты
труда» от 09.01.1997 №6-ФЗ, ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
от 24.11.1995 №181-ФЗ. Государство должно установить
соответствующие юридические рамки для
коллективных сделок и деятельности частного
сектора и сформировать законодательные
институты, обеспечивающие их соблюдение.
Необходимо реформировать основные правительственные
институты, включая центральный банк и
налоговые ведомства, провести корректировку
статей бюджета, наладить систему контроля.
Четвертый пакет мер — макроэкономическая
стабилизация предполагает ужесточение
налоговой и кредитной политики по отношению
к предприятиям, исправление различных
диспропорций, порожденных «избытком»
денежной массы (т. е. накопленной суммы
денег, которую просто не на что потратить
в условиях дефицита). Законы, принятые
в 90-е годы: ФЗ «О налоге на отдельные виды
транспортных средств» от 08.07.1999 №141-ФЗ,
ФЗ «О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой политики» от 29.12.1998
№192-ФЗ. В результате на рынке (прежде всего,
потребительском) должно наступить равновесие,
а государственный бюджет достигнет сбалансированности.
Тем самым будет ликвидирован инфляционный
потенциал в виде излишнего количества
денег у населения и предприятий.
Разработанная до деталей программа
вряд ли может быть с одинаковым успехом
применена в разных странах. Специфические
особенности каждого отдельного хозяйства,
безусловно, повлияют и на ход преобразований,
и на достигаемые эффекты. В то же время,
по мнению разработчиков этой программы,
все меры должны быть взаимосвязанны,
и очень важно с самого начала сформулировать
долгосрочную стратегию, одновременно
приступая к действиям на многих направлениях.
Некоторые реформы возможно предпринимать
лишь на поздних этапах, когда уже достаточно
развиты рыночные механизмы.
3.2 Специфика переходной экономики в России
В настоящее время переходная экономика
России представляет собой взаимодействие,
с одной стороны, прошлой, (но еще не ушедшей
с арены) централизованной системы хозяйствования,
а с другой стороны, новой рыночной системы.
Это означает, что внешние, экзогенные,
факторы — факторы централизованного
управления — сдерживают развитие рынка,
и следовательно, внутренние, эндогенные,
силы развития экономики «сдавлены» и
не могут проявить себя в полной мере.
Поэтому не случайно, что переходная экономика
формируется в противоречивых, нередко
исключающих друг друга условиях: с одной
стороны, либерализация экономики, а с
другой — все еще жесткий государственный
контроль.
Специфика переходной экономики в России
такова:
1. Плюрализм форм собственности, т. е.:
1) экономическое и внеэкономическое
(бюрократическое
и т. п.) отчуждение работников от средств
производства и превращение их в наемных
работников;
2) трансформация бывшей номенклатуры
в собственников,
обеспечивающих первоначальное накопление
капитала;
3) реорганизация бывших государственных
предприятий в
закрытые бюрократические корпорации.
2. Интеграция централизованных и рыночных
форм хозяйствования.
Экономическая власть в руках крупных
корпораций, что превращает их в господствующую
экономическую силу общества.
3. Новые распределительные отношения
доходов.
На этой основе формируется специфическая
структура общества: с одной стороны, капиталистическая
элита, с другой — средний
класс, обслуживающий элиту (служащие
СП, средняя государственная корпоративная
бюрократия, работники финансовых учреждений,
охрана и др.), и нарождение беднейшего
класса наемных работников.
Соединение всех названных специфических
закономерностей приводит к парадоксальному
итогу: чем выше концентрация экономической
власти в руках элиты, тем меньше возможности
свободного гармоничного развития человека,
тем больше деградация и пауперизм широких
слоев населения. Таков классический путь
первоначального накопления капитала,
который в настоящее время имеет место
и в России.
Чтобы выйти из этого состояния, необходимо
бороться за создание социально ориентированной
экономики через усиление государственной
власти, не допускающей увеличения пропасти
между богатыми и бедными.
Исходные условия. Для перехода российской
экономики к модели социально ориентированного
рыночного хозяйства требуется активизация
потребительского (платежеспособного)
спроса населения и предприятий. В развитых
странах платежеспособный спрос стимулируется
через регулирование процентных ставок,
заработной платы, цен, налогов, денежной
массы, валютного курса и т. д. В России
начиная с 1992 г. в результате проведения
курса реформ наблюдается падение платежеспособного
спроса. В результате гиперинфляции обесценились
сбережения населения. Как следствие,
не только снижен платежеспособный спрос,
но и утрачен один из основных источников
финансирования инвестиций. Отсутствие
ориентации на социальные цели явилось
одной из важнейших причин потери доверия
к правительственной программе проведения
курса реформ.
В начале 1998 г. в Минэкономики РФ были
разработаны прогнозы функционирования
экономики России на период до 2001 г. В ближайшие
два года (1998-1999 гг.) не предусматривался
переход к высоким темпам экономического
роста. Более того, ожидалось, что в 1998
г. темпы прироста основных макропоказателей
будут низкими. Так оно и случилось в результате
мирового финансового кризиса, разразившегося
в России 17 августа 1998 г.
Чтобы обеспечить экономический рост
в будущем, необходимо решить сегодняшние
проблемы российской экономики.
Первая проблема — избавиться от дефицита
финансового (денежного) капитала. Он возник
в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил
сбережения населения и оборотный капитал
реального сектора. Отсюда — чрезмерно
высокая цена кредитов, неплатежи в реальном
секторе, низкий платежеспособный спрос.
Вторая проблема — обеспечить эффективность
значительной части производства и, как
результат, укрепить трудовой, материальный,
институциональный, природный потенциалы
России.
С этой целью государство должно стимулировать
инвестиции в развитие экономики.
Чтобы устранить негативное влияние
проводимых реформ на социально-экономическое
положение в стране, необходимо в области
бюджетной политики:
• поставить выполнение доходной части
бюджета в жесткую зависимость от финансового
состояния реального сектора экономики;
• избегать роста задолженности по заработной
плате бюджетным организациям и ее перманентного
накопления (фактически принудительный
заем средств у населения) и погашения;
• ввести в законодательное русло процесс
использования денежной
эмиссии в целях обеспечения российской
экономики и увеличения эмиссионного
дохода коммерческими структурами и Центральным
банком России;
• необходимо пресечь неограниченные
заимствования на практически бесплатной
безвозмездной основе средств фондов
социального страхования, пенсионного
и других для покрытия текущих расходов
бюджета и восстановить практику целевого
кредитования не только банков для финансирования
реального сектора экономики, но и Министерства
финансов РФ в рамках предоставления кредитов
под проекты на конкурсной основе при
возможном участии в таких конкурсах самих
банковских структур.
В области налоговой политики в целях
нормализации финансового положения основного
контингента налогоплательщиков можно
выделить следующие приоритеты:
• сбалансированное распределение налогового
бремени между отраслями экономики (снижение
налоговой нагрузки на топливно-сырьевые
отрасли и соответственно уровня затрат
в энергоемких производствах);
• проведение гибкой политики налоговой
нагрузки на промышленные предприятия
и на население;
• изменение действующей практики начисления
налогов в сторону
учета реальной выручки как базы для
налогообложения, что позволит решить
проблему уплаты налогов «живыми деньгами»;
• в области денежно-кредитной политики
необходимо преодолеть сложившееся за
годы реформ недоверие массового потребителя
к государству. Именно государство — основной
гарант устойчивости национальной валюты
и источник доверия к национальным институтам
денежной системы;
• необходимо полнее включать бюджеты
домашних хозяйств в сферу
кредитно-денежных отношений. Именно
состояние семейных бюджетов основного
массива граждан отражает и определяет
прогрессивность (или регрессивность)
проводимой политики. ЦБ России должен
расширить сферу своей ответственности
за стабильность национальной валюты.
Банк России призван контролировать достаточность
денежной массы не только в целом по стране,
но и по каждому из секторов экономики,
регионов, а также пропорции функциональной
ее структуры (сбережений денег в текущем
обороте). Не менее важно обеспечить спрос
на денежные
ресурсы в разрезе агрегатов денежной
массы (наличной, на счетах предприятий
и т. д.), а не просто совокупного спроса
на деньги.
В области денежно-кредитной политики
курс проведения реформ должен быть ориентирован
на преодоление неплатежей населению,
снижение диспропорций доходов основных
его групп, обеспечение государством гражданам
реального прожиточного минимума. В этой
связи первоочередными целями денежно-кредитной
политики государства должны стать:
• показатели реальных доходов населения
и прежде всего степень
обеспеченности широких слоев граждан
кредитными услугами;
• в условиях высокого уровня долларизации
накоплений населения
основой курса на последовательное
укрепление покупательной способности
национальной валюты и усиление гарантий
накоплений в российских банках должно
стать принятие специального закона о
сбережениях граждан. Одномоментные меры
по снижению уровня долларизации сбережений
способны лишь обострить ситуацию в сфере
денежного обращения и усугубить недоверие
к российскому государству, а главное
— резко повысить давление на потребительский
рынок. Кроме того, любые чрезвычайные
меры репрессивного характера будут играть
на руку определенным группам участников
финансового рынка;
• чтобы увеличить привлекательность
сбережений в национальной
валюте, необходима система гарантий;
• включение населения в систему кредитно-денежных
отношений
традиционно сводится к одному аспекту
— привлечению сбережений на селения
в качестве банковских ресурсов;
• активизация кредитования сектора
домашних хозяйств как необходимого условия
обеспечения устойчивости банковской
системы (ликвидности российских банков)
и экономического роста — обычно упускается
из виду. Современная денежно-кредитная
политика формируется в ограниченном
рамками макроэкономического подхода
информационном пространстве, которое
в условиях повышенной нестабильности
экономики не дает адекватного представления
о происходящих социально- экономических
процессах, тем более в сфере денежных
отношений;
• установление четкого «статуса» клиента
банка как лица, обладающего определенной
совокупностью прав и обязанностей, интересы
которого призвано защитить государство.
Прежде всего нужно отказаться от неверного,
хотя и закрепленного в законе, положения
о том, что государство не отвечает по
обязательствам коммерческих банков.
Это его прямая обязанность перед гражданином.
Итак, в результате проведения курса
реформ в России заложены правовые и институциональные
основы рыночной экономики, вместе с тем
налицо спад производства, финансово-экономическая
нестабильность и глубокий социальный
кризис. А отсюда разочарование населения
в реформах и активизация разнообразных
форм социального протеста. И причиной
тому явилась непродуманная политика
приватизации, что исключило мощные социально-экономические
механизмы из инструментария рыночных
реформ.[7]
3.3 Перспективы развития российской экономики
Особенности предстоящего периода –
в крайней ограниченности выбора целевых
направлений конструктивной антикризисной
стратегии. Масштабы угроз ближайшего
десятилетия и располагаемые ресурсы
достаточно жестко определяют параметры
и качественное содержание экономического
развития, необходимые для преодоления
нового обострения системного кризиса.
Первое направление – повышение уровня
и качества жизни основной массы населения.
В ближайшее десятилетие эта задача является
императивом антикризисной стратегии
по целому ряду причин. С одной стороны,
уход от сегодняшней ситуации, когда, по
разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы
ниже прожиточного минимума, необходим
для того, чтобы сохранить «человеческий
капитал», демографический, образовательный
и культурный потенциал общества и создать
благоприятную социальную среду для мотиваций
к труду и предпринимательской деятельности.
С другой стороны, рост благосостояния
необходим и как фактор экономического
оживления: запустить российскую экономику
невозможно, если не будет создан эффективный
платежеспособный спрос на массовую потребительскую
продукцию отечественных товаропроизводителей.
В эти годы были приняты законы: ФЗ «О потребительской
корзине в целом по Российской Федерации»
от 20.11.1999 №201-ФЗ, ФЗ «Об основах охраны
труда в Российской Федерации».
В конечном счете за десять лет требуется
создать российский «средний класс» -
массовый слой обеспеченного населения
с уровнем потребления не ниже дореформенного.
Он должен охватить, по крайней мере, 40%
населения. Одновременно следует резко,
до 10-15%, сократить долю населения с доходами
ниже прожиточного минимума. Как показывают
расчеты, для реализации таких условий
средний уровень потребления должен возрасти
по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.
Второе направление — резкая активизация
инвестиций для качественной модернизации
производственно-
• расширить внутренние финансовые
источники инвестиций, прежде всего, за
счет роста доходов и накоплений предприятий
реального сектора;
• перейти к режиму интенсивного обновления
производственного аппарата;
• обеспечить структурный маневр инвестициями
в пользу обрабатывающей промышленности
и сельского хозяйства;
• восстановить и развить собственную
базу инвестиционных ресурсов (машин,
технологического оборудования), максимально
задействовав имеющийся инновационный
и технологический потенциал.
Третье направление – обеспечение военной
безопасности страны. Этой области касались
такие законы, как например: ФЗ «О финансировании
государственного оборонного заказа для
стратегических ядерных сил Российской
Федерации» от 17.07.1999 №174-ФЗ. Уровень прогнозируемых
в период с 2006 по 2015 год военных угроз,
а также требования военно-технологической
безопасности требуют увеличения расходов
на национальную оборону в 2,2 раза, до 175-180
миллиардов рублей. Нормализация расходов
на оборону подразумевает, в частности:
• поддержание численности вооруженных
сил, необходимой для ведения одного-двух
вооруженных конфликтов средней интенсивности
на различных театрах военных действий,
то есть не менее 1,2 миллиона человек (это
потребует не менее 54 миллиардов рублей,
исходя из ежегодных расходов на одного
военнослужащего в 45 тысяч рублей);
• значительное увеличение в структуре
военного бюджета доли инвестиционной
компоненты — закупок вооружений и военной
техники, оборонных НИОКР, капитального
строительства. Модернизация вооружений
четвертого поколения, доработка и начало
закупки образцов пятого поколения для
отдельных видов войск (авиация, танковые
войска), начало разработки вооружений
шестого поколения потребуют увеличения
расходов на инвестиционные статьи военного
бюджета как минимум в три раза.
Четвертое направление – поддержание
и развитие социальной инфраструктуры,
обеспечивающей воспроизводство человеческого
капитала. Для того, чтобы сохранить систему
отраслей социально-культурной сферы
(образование, здравоохранение, культура),
поддержать ее развитие и обеспечить проведение
необходимых реформ, требуется увеличить
расходы на конечное потребление государственных
учреждений, оказывающих индивидуальные
услуги как минимум на 40%.
Пятое направление – сохранение и развитие
инновационного потенциала.
Поддержка инновационного потенциала
страны означает, прежде всего, стимулирование
эффективного спроса на инновации. В обозримом
будущем это может быть обеспечено только
в рамках повышения инвестиционной активности
и развертывания технической реконструкции
производственного аппарата на базе новой
отечественной техники, когда каждый рубль
капиталовложений имеет высокое инновационное
наполнение. Законы РФ: ФЗ «О науке и государственной
научно-технической политике» от 23.08.1996
№127-ФЗ, ФЗ «О государственном регулированном
регулировании в области генно-инженерной
деятельности» от 05.07.1996 №86-ФЗ.
В то же время необходимо резкое повышение
расходов на науку. За последнее десятилетие
валовой продукт науки и научного обслуживания
снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8%. Для
того чтобы обеспечить нормальное функционирование
гражданских и военных НИОКР, соответствующие
расходы должны быть увеличены не менее,
чем втрое.
Шестое направление – обеспечение внешней
платежеспособности страны. Для того чтобы
гарантированно обеспечить платежеспособность
страны и иметь возможность наращивания
валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным
мерам в валютной и внешнеэкономической
сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо
иметь активное сальдо торгового баланса
по товарам и услугам на уровне не менее
15-20 миллиарда долларов США при сокращении
вывоза капитала как минимум вдвое.
Реализация отмеченных шести целевых
направлений определяет параметры необходимого
увеличения объема ВВП – на 60-65%. Другими
словами, если мы хотим решить отмеченные
выше проблемы в течение десятилетия,
необходимо уже в ближайшие годы не просто
добиться оживления экономики, но и перейти
к ее росту с темпами не ниже 40% в среднем
за год, поддерживая такой режим в течение
восьми - десяти лет. Только такие параметры
позволят одновременно решать неотложные
задачи повышения благосостояния, развития
социальной сферы, обновления производственного
аппарата, обеспечения оборонной достаточности,
обслуживания государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночная экономика на сегодняшний день
предстаёт наиболее совершенной системой
из всех когда-либо существовавших. Ее
основной особенностью является то, что
в ней удачно сочетаются черты совершенно
разных экономических систем: чистого
капитализма и командно-административной
экономики, хотя черты чистого капитализма
и преобладают. Она является наиболее
приспособленной к изменяющимся внутренним
и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой
тип хозяйствования присущ современным
экономически развитым странам. Хотя современная
рыночная экономика и имеет свои недостатки,
аргументы в пользу рыночной экономики
выглядят убедительнее, нежели аргументы
против нее.
В случае, когда рынок не способен справиться
с какой-либо проблемой или решение этой
проблемы заведомо будет неэффективным,
ему на помощь приходит государство. Целью
государственного регулирования экономики
является поддержание экономической и
социальной стабильности. Современную
рыночную экономику уже невозможно представить
без государственного вмешательства,
т.к. государственному регулированию отводятся
такие важные функции, как поддержание
конкуренции, стабилизация экономики,
обеспечение социальной защиты и др. Однако
государство не должно вмешиваться в те
области рынка, где его механизмов регулирования
достаточно. В противном случае это может
вызвать развал рыночной системы и превращение
ее в командно-административную.
Переход к рынку – очень сложный и длительный
процесс. Чтобы создать национальную структуру
своей экономики, адекватную рыночным
требованиям, Россия должна пройти мучительный
путь определения своих приоритетов по
всем направлениям и на всех уровнях общества
и хозяйства. Ведь она должна не просто
включиться в современную мировую экономику,
а спрогнозировать свою роль и место в
мировом разделении труда.
Я считаю, что мне удалось достичь целей,
которые я поставила перед собой в начале
мой работы. Я раскрыла сущность рыночной
экономики, её достоинства и недостатки.
Говоря о рыночных странах, я охарактеризовала
экономические системы Швеции, США, Японии
и России. Описывая Российскую модель
рыночной экономики, я рассказала о путях
перехода к этой модели, раскрыла её специфику
и перспективы. Таким образом, думаю, что
мне удалось в своей работе раскрыть выбранную
мною тему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирюков, В.А. Российская приватизация:
первые итоги./В.А. Бирюков, В.Ф. Беседин
– М.: 1995;
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория:
учебник./Е.Ф. Борисов – М.: Юристъ, 2002;
3. Булатов, А.С. Экономика: учебник./А.С.
Булатов – М.: БЕК, 1994;
4. Вахитов, К.И. Экономика: учебное пособие./К.И.
Вахитов, Т.С. Ванеркина – М.: Экономика,
2004;
5. Видяпин, В.И. Экономическая теория:
учебник./В.И. Видяпин – М.: ИНФРА-М, 2007;
6. Власенков, Г.Т. Перспективы экономического
развития СССР./Г.Т. Власенков, В.А. Силин
– М.: Экономика, 1981;
7. Волков, А.М. Швеция: социально-экономическая
модель./А.М. Волков – М.: Мысль, 1991;
8. Голубович, В.И. Экономическая история
зарубежных стран. Курс лекций./В.И. Голубович
– Минск: Экоперспектива, 1997;
9. Добрынин, А.И. Экономическая теория:
учебник./А.И. Добрынин – М.; 1999;
10. Камаев, В.Д. Экономическая теория:
учебник./В.Д. Камаев – М.: ВЛАДОС, 2002;
11. Камаев, В.Д. Основы экономической
теории: учебник./В.Д. Камаев – М.: из-во
МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997;
12. Колесов, В.П. Экономика зарубежных
стран: капиталистические и развивающиеся
страны: учебное пособие для экон. спец.
вузов./В.П. Колесов – М.: Флинта, 2000;
13. Куторжевский, Г.А. Экономика. Основы
теории: учебное пособие./Г.А. Куторжевский
– М.: Экономика, 2004.
-----------------------
[1] Маршал А. Принципы политической экономии./А.
Маршалл – М.: Прогресс, 1984 – Т.2 – с.6
[2] Макконелл К. Экономикс. В 2-х томах./К.
Макконелл, С. Брю – М.: Республика, 1992 –
Т.1 – с.88
[3] Волков А.М. Швеция: социально-экономическая
модель./А.М. Волков – М.: Мысль, 1991 – с.156
[4] Колесов В.П. Экономика зарубежных стран:
капиталистические и развивающиеся страны:
учебное пособие для экон. спец. Вузов./В.П.
Колесов – М.: Флинта, 2000, с.232
[5] Волков А.М. Швеция: социально-экономическая
модель./А.М. Волков – М.: Мысль, 1991, с.160
[6] Голубович В.И. Экономическая история
зарубежных стран. Курс лекций./В.И. Голубович
– Минск: Экоперспектива, 1997 , с.78
[7] Носова С.С. Экономическая теория: учебник
для тудентов высших учеб. заведений./
С.С. Носова – М.: Гуманит. издат. центр
ВЛАДОС, 2003. с.392