Российская федерация и проблемы вхождения в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:05, практическая работа

Описание работы

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие [2] :

Содержание

Россия и ВТО
1.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….3
1.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………4
1.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..6
1.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО....14

Работа содержит 1 файл

ВЭД.docx

— 31.51 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки 

российской  федерации

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГОРСКИЙ государственный  КОЛЛЕДЖ

 
 
 
 
 
 
 
 

Методические  рекомендации

  к организации  и проведению практических  работ по дисциплине 

«Внешнеэкономическая деятельность» 
 
 
 
 

Практическая  работа №1Российская федерация и проблемы вхождения в ВТО” 
 
 
 

Выполнил студент 46 группы

Адышев Максим 
 
 
 
 
 
 
 

      Красногорск 2011г 
 

      Содержание 

      Россия  и ВТО

      1.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….3

      1.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………4

      1.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..6

      1.4. Современный этап переговоров  о вступлении России в ВТО....14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1. Цели и задачи  присоединения 

      Членами Всемирной торговой организации  являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

      Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения  для России можно считать следующие [2] :

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

      Задача  ведущихся переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

      Как сказал в одном из интервью министр  экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. 

      1.2. Плюсы и минусы присоединения 

      Сторонниками  быстрого завершения переговоров о  вступлении России в клуб международной  торговли наиболее часто выдвигаются  аргументы о том, что присоединение  к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

      По  различным оценкам, доступ прямых иностранных  инвестиций в сферу услуг будет  определять около 70 % положительного эффекта  от присоединения России к ВТО. В  тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит  от общей политико-экономической  ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой  политики. В этом смысле присоединение  к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда  Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций [12].

      Маловероятно  ожидать от присоединения к ВТО  и расширения экспортных возможностей для российских производителей в  современных условиях. Во-первых, уже  сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего  благоприятствования на основе двухсторонних  соглашений. В этом смысле существенного  улучшения в условиях доступа  российских товаров на внешние рынки  произойти не может. Во-вторых, в  структуре экспорта России преобладают  энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом [14].

      В-третьих, часто говорится о том, что  присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями  против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных  мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов [14]. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований  определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса  страны с рыночной экономикой. С  другой стороны, для успешного ведения  подобных споров необходим штат высококвалифицированных  служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит  которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

      Анализ  этих проблем позволяет сделать  вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения  страны к ВТО, определяются не членством  как таковым, а внутренней политикой  страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни  и консолидацию общества. 

      1.3. Проблемы и последствия присоединения 

      Эйфорические  ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики  от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа  на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску  иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для  современной России и более важных аспектов вступления в ВТО [10], как:

       (1) общесистемные требования к  изменению условий хозяйственной  деятельности внутри страны;

      (2) механизмы защиты российских  производителей;

      (3) неоднородность развития российских  регионов;

      (4) обязательства, принятые Россией  в рамках региональных торговых  соглашений.

      Нерешенность  этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного  процесса в свете стоящих перед  страной задач.

      Общесистемные требования к изменению условий  хозяйственной деятельности.

      Проблема  изменения законодательной и  нормативной базы России в целях  соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего  развития экономики страны. Присоединение  к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых  инструментов государственной экономической  политики. На практике это существенно  ограничит для государства набор  возможных инструментов обеспечения  национальной конкурентоспособности.

      Основной  проблемой для России могут стать  требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно  влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования  торгово-экономических отношений  нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в  том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых  программ, индивидуальных налоговых  льгот на федеральном и местном  уровне. Более того, к государственным  субсидиям в соответствии с нормами  ВТО могут относится также  использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных  средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности.

      Конкретным  примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий  в соответствие со среднемировым, поскольку  низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.  

      Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС  обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции  и услуг естественных монополий  формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом  оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий  снизит инвестиционные возможности  отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под  сомнение эффективность использования  средств внутри монополий [17].

      Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию  российских естественных монополий  по сравнению с мировым уровнем  стало общепринятым. Однако тезис  этот не однозначен. Да, в отношении  цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.

      Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в  разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего  тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует  о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции [17].

      Даже  если удастся избежать прямого включения  обязательств существенного повышения  тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может  дать повод для введения санкций  и претензий к России со стороны  практически любой страны - члена  ВТО даже после присоединения.

      Механизмы защиты внутренних производителей

      ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых  рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого  существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в  особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

      Россия  существенно снизила уровень  таможенных тарифов и провела  их унификацию вне переговоров с  ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она  не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности  для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов  объяснялась, прежде всего, неэффективным  таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально  используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования  механизмов дифференциации и эскалации  тарифов, когда таможенный тариф  повышается соответственно степени  обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров  с высокой степенью переработки [14].  

Информация о работе Российская федерация и проблемы вхождения в ВТО