Роль торговых союзов в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО) – преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Не менее важную роль в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий играет ЮНКТАД. Подробнее об этих торговых союзах изложено ниже.

Содержание

Введение 3
1. Механизм мирового хозяйства. Международные экономические организации как часть механизма мирового хозяйства 4
1.1. Тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв.
Предпосылки создания международных экономических организаций 4
1.2. Основные тенденции и особенности развития международной торговли. Внешнеторговая политика 5
2. Основные торговые союзы: цели, задачи, проблемы
2.1. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли (ВТО/ГАТТ) 10
2.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 17
2.3. Проблемы присоединения России к международным торговым союзам 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Роль торговых союзов в мировой экономике(курсовик).doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      6. Движущей силой расширения мировых  потоков товаров, услуг и инвестиций все больше выступают ТНК. Среди крупнейших ТНК мира по размеру активов лидируют «Дженерал электрик» (США – электроника и электрооборудование), «Дженерал Моторс» (США – автомобилестроение), «Форд мотор компани», совокупные активы которых превышают 1 трлн. Дол. Их уверенно догоняет российский Газпром, капитализация которого в 2005 г. Превысила 300 млрд. дол.

      7. За последние десятилетия на  мировых рынках резко обострилась  конкуренция, следствием чего  явилось ужесточение требований  к качеству поставляемой на экспорт продукции. Меняется само понятие «качество». Оно охватывает теперь не только потребительские свойства товара и требования к их безопасности и экологичности, но и методы организаций всей системы производства, сервисного обслуживания и сбыта. Международные стандарты качества (серии ИСО 9000) все больше дополняются стандартами экологического менеджмента (ИСО 14000), внедрение которых рассматривается международным бизнесом и их организациями, например, Международной торговой палатой, как важнейший элемент не только конкурентоспособности, но и большей социальной ответственности перед обществом.

      Производство  товаров, особенно технически сложных, теперь все чаще распределяется между  странами, обладающими сравнительными преимуществами. Все большее число товаров и услуг становится не просто предметом международной торговли, но и  универсальной торговой системы, важнейшей задачей которой является согласование мер по снижению таможенных, административных и технических барьеров, согласование и унификация правовых норм регулирования внешней торговли в странах-участницах.

      Постепенно  формируется целостная многоуровневая система международного регулирования, которая характеризуется сосуществованием национальных, транснациональных, региональных и глобальных форм. Растущая взаимозависимость национальных экономик вынуждает государства проводить такую внешнеэкономическую политику, которая учитывала бы не только собственные интересы, но и позиции стран-партнеров, транснационального предпринимательского капитала.

      Продолжающееся  ослабление барьеров на пути движения товаров, услуг и капиталов –  суть современной политики либерализации. Несмотря на противоречивые интересы участников, регулирование международной  торговли формально приобретает  все более упорядоченный мирохозяйственный характер. Однако либерализацию не следует понимать упрощенно. На самом деле регулирование мировых товаропотоков – задача крайне сложная и противоречивая. 

      2. Основные торговые союзы: цели, задачи, проблемы.

      2.1. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли (ВТО/ГАТТ). 

      В начале XXI в. в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций (торговых союзов) с широким и небольшим составом участников. Однако основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торговых союзов.

      Среди большого числа международных организаций  системы ООН и вне ее наиболее универсальной и влиятельной  по воздействию на международную торговлю является Всемирная торговая организация (ВТО) – правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

      Основная  цель ГАТТ – содействие развитию и  либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

      Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались  вопросы сокращения тарифов, но позднее  переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый Уругвайский раунд привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизнеса. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной организацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

      ВТО была основана в 1995 г. Она играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними.

      ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

      Правовую  основу ВТО составляют три основных соглашения:

      - Генеральное соглашение по тарифам  и торговле в редакции 1994г.

      - Генеральное соглашение по торговле  услугами (ГАТС)

      - Соглашение о торговых аспектах  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПС).

      Главными  задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны-члены ВТО, которых на май 2006 г. насчитывается 149, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, т.е. международного бизнеса.

      Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того. Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

      Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

      Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников. В отличие от подобных органов других международных организаций, он не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.

      Страны-члены  ВТО действуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

      Важнейшие принципы ВТО в области регулирования  международной торговли и торговой политики следующие.

      Режим наибольшего благоприятствования  – принцип недискриминации на таможенной границе. Любой из членов ВТО одинаково относится к импортируемым товарам из любого другого государства – члена ВТО.

      Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять  товарам иностранного происхождения  тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.

      Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные  тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту. Основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах.

      Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися  сторонами, которые не могут повышаться впоследствии.

      Принцип содействия справедливой конкуренции. ВТО стремится не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

      Общее запрещение количественных ограничений  импорта. Такие ограничения до сих  пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами.

        Принцип региональных торговых  договоренностей, в рамках которых  группа стран соглашается ликвидировать  или снизить барьеры в отношении  друг друга.  Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев.

      Специальные условия для развивающихся стран  предусматривают поощрение помощи развивающимся странам и обеспечение  более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки.

      Исключение  в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентно-способных развивающихся стран.

        Основные функции ВТО. Все страны  – члены ВТО принимают обязательство  по выполнению примерно 30 основных  соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние  торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

      С целью достижения большей согласованности  в проведении глобальной экономической  политики ВТО сотрудничает с МВФ  и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), включая филиальные учреждения последнего.

      Финансовые  операции, связанные, в частности, со шкалой взносов и ВТО и распределением расходов между ее членами, основываются на практике ГАТТ. Каждый член ВТО обязуется без задержек вносить свою долю в покрытие расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, одобренными Генеральным советом.

      ВТО имеет статус юридического лица. Каждый член ВТО делегирует такие права  организации, которые могут быть необходимы для выполнения ее функций. Официальным сотрудникам ВТО и представителям стран-участниц предоставлены привилегии и иммунитет, необходимые для независимого выполнения их функций.

      ВТО будет продолжать принимать решения  путем консенсуса, следуя практике ГАТТ. В тех случаях, когда решение не может быть достигнуто путем консенсуса, спорный вопрос решается путем голосования большинством голосов. На заседаниях Министерской конференции и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос.

Информация о работе Роль торговых союзов в мировой экономике