Роль стран «большой двадцатки» в современном мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена подробному изучению роли стран «Большой двадцатки» в современном мировом хозяйстве. Так как эта группа является главным форумом для международного экономического развития, которое способствует открытому и конструктивному обсуждению между индустриальными и отсталыми странами о ключевых вопросах, связанных с глобальной экономической стабильностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….……3

1. Группы стран «Большой восьмёрки» и «Большой двадцатки» в современном мировом хозяйстве: понятия и история образования………………………….….4

2. Саммиты стран «Большой двадцатки»: цели, задачи, основные итоги….……6

3. Основные социально-экономические и экологические показатели стран «Группы двадцати»………………………………………………………………....10

4. Роль стран «Большой двадцатки» в современном мировом хозяйстве………16

Заключение………………………………………………………………….………20

Список использованной литературы………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

для сайта.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

    Саммит G-20 в Торонто в 2010 году — четвертая встреча глав государств и правительств стран Группы двадцати, посвященная мировому финансовому кризису. Проходил 26-27 июня 2010 года в Городском комплексе для конференций Торонто (Metro Toronto Convention Centre). Девиз этого саммита "Восстановление и новое начало", основная цель - разработать меры, обеспечивающие устойчивый рост мировой экономики и реформировать мировую финансовую систему. Саммит G20 в Торонто завершился подписанием итоговой декларации, предусматривающей увеличение объема мирового производства почти на 4 трлн долларов и создание дополнительно 52 млн рабочих мест. В итоговой декларации развитыми странами было принято обязательство сократить дефицит бюджета в 2 раза к 2013 году . Также государства-члены G20 договорились о стабилизации объемов внешнего долга к 2016 году. Одновременно планируется «укрепление систем социальной защиты, активизация реформы корпоративного управления, развитие финансового рынка, увеличение расходов на инфраструктуру и повышение гибкости обменных курсов в важнейших странах с формирующимся рынком». Лидеры «двадцатки» считают, что прилагавшиеся до настоящего времени усилия «дали хорошие результаты», однако «сохраняются серьезные вызовы». «Хотя рост и возобновляется, восстановление носит неравномерный и неустойчивый характер, уровни безработицы во многих странах остаются неприемлемыми, а социальные последствия кризиса по- прежнему широко ощущаются. Ключевая роль принадлежит укреплению экономического восстановления», - говорится в декларации саммита.

    Cледующая  встреча состоится в Сеуле (Южная Корея) 11-12 ноября 2010 года. На ноябрь 2011 года запланирован саммит во Франции, а на 2012 год — в Мексике.

  1. Основные социально-экономические и экологические показатели стран «Группы двадцати».

    G20 является главным форумом международного экономического развития, которое способствует открытому и конструктивному обсуждению между индустриальными и отсталыми странами в ключевых вопросах, связанных с глобальной экономической стабильностью. В совокупности, G20 представляет 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две третьих населения мира. G20 помогает поддержать рост и развитие по всему миру, способствуя укреплению международной финансовой архитектуры и обеспечению возможностей для диалога на национальной политике, международном сотрудничестве и международных финансовых учреждениях. Основные социальные и экономические показатели стран «Большой двадцатки» на 2008 год показаны в таблице 2 (источник: РИА Новости).

Таблица 2. Основные социальные и экономические  показатели стран  «Большой двадцатки»

   Однако, учитывая данные таблицы 2 и огромную роль стран «Группы двадцати» в мировом современном хозяйстве, РФ выделяется среди них антисоциальной политикой и рекордными темпами спада экономики. Среди стран "большой двадцатки" (G20) экономика России пострадала в результате кризиса больше всего. Такой вывод следует из рейтинга, подготовленного аудиторско-консалтинговой компанией ФБК в октябре 2009 года (таблица 3). По мнению опрошенных «Временем новостей» экспертов, причины этого связаны с ошибками во внутренней политике - как до кризиса, так и после его наступления.                                    Таблица 3. Рейтинг стран по уровню падения ВВП

Страна II квартал 2009 г. По сравнению со II кварталом 2008 г., %
1. Китай 7,9
2. Индия 6,1
3. Индонезия 1,6*
4. Австралия 0,3
5. Аргентина -0,8
6. Саудовская  Аравия -0,9**
7. Бразилия -1,2
8. Южная Корея -2,5
9. ЮАР -2,8
10. Канада -3,2
11. Франция -3,3
12. США -3,9
13. Европейский союз -5,5
14. Великобритания -5,6
15. Италия -6,2
16. Япония -6,5
17. Турция -7,0
18. Германия -7,1
19. Мексика -10,3
20. Россия -10,9

Источник: МВФ, «Росстат», «Евростат», национальные статистические службы, ФБК

* -- I квартал  2009 г. к I кварталу 2008 г.

** -- оценка  МВФ на 2009 год

   Россия  с самым значительным уровнем  падения ВВП - 10,9% во втором квартале 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - занимает последнее место в рейтинге стран G20, общая доля которых в ВВП мира превышает 87%. Немногим лучше ситуация в Мексике - минус 10,3%. Положение России в рейтинге сильно контрастирует с тем, что наблюдалось в 2008 году, когда она занимала пятое место по темпам роста экономики (рост ВВП на 5,6%), или в 2007 году, когда она была четвертой (рост на 8,1%). Авторы рейтинга обращают внимание, что российское падение особенно заметно на фоне ее недавних соседей по рейтингу - Китая и Индии. Они по-прежнему занимают первые строчки с приростом в 7,9 и 6,1% соответственно. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев полагает: «Строго говоря, от БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая), стран с быстрорастущей экономикой, остался ИК». При этом эксперт уверен: «Разговоры, что причина всех российских бед в сырьевой направленности отечественной экономики, не выдерживают критики. К примеру, Саудовская Аравия, экономика которой в еще большей степени зависит от мировой нефтяной конъюнктуры, по оценке МВФ, по итогам 2009 года будет иметь вполне приличный экономический результат - 0,9% ВВП. Экономика Норвегии, не входящей в G20, также демонстрирует, скажем так, терпимые результаты - падение ВВП во втором квартале составило 4,8%». России же, по мнению эксперта, мешает запоздалая и неэффективная антикризисная политика, незавершенность важнейших институциональных и структурных реформ (собственности, судебной, административной, естественных монополий, пенсионной и др.), относительно большая перекапитализация российского фондового рынка. Именно по этим причинам падение оказалось рекордным. Однако, по прогнозам ИТАР-ТАСС уже в 2011-2013 годах экономическая ситуация в России значительно улучшится, что отражено на рисунке 1, иллюстрирующий прогноз основных социально-экономических показателей в 2011-2013 гг.

Рисунок 1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития России в 2011-2013гг.

                               

    Как свидетельствует новый Доклад о  протекционизме в торговле и инвестициях, подготовленный  ВТО, ЮНКТАД и ОЭСР, в конце 2009 – начале 2010 гг. ведущие экономики мира ввели меньше мер для ограничения торговых потоков по сравнению с предыдущим годом.  
 Мировая торговля товарами восстанавливается после  спада на 12% в 2009 г., когда объем торговли упал до уровня 2006 года. По мнению авторов Доклада, улучшение ситуации связано главным образом с Китаем и другими странами Восточной Азии. В декабре мировая торговля товарами выросла на 4,8% по сравнению с предыдущим месяцем. 
 В последнем квартале 2009 г. наблюдался активный рост импорта и экспорта в развивающихся странах Азии, включая Китай – на 10% и 9,1%, соответственно. В промышленно развитых странах импорт увеличился на 3,9%, а экспорт – на 4,1%. Но в росте экспорта наблюдались существенные отличия: американский и японский экспорт вырос примерно на 8–9%, тогда как европейский экспорт увеличился всего на 2%. Африка особенно тяжело пострадала в 2009 г. от падения цен на сырьевые товары, которые составляют львиную долю экспорта африканских стран. Эти страны в последнем квартале прошлого года сократили свой экспорт и импорт. 
 Хотя в Докладе указывается, что попытки правительств стран «большой двадцатки» увеличить финансирование торговли оказались весьма успешными (при стоимости заемных средств для торговли в Китае, Индии и Бразилии почти вдвое ниже, чем год назад), привлечение кредитов небольшими торговыми компаниями по-прежнему сопряжено с трудностями, особенно в Африке.  Что же касается инвестиций, то приток прямых иностранных инвестиций сократился с 1,7 триллиона долл. США в 2008 г. до 1 триллиона в 2009 г., хотя во втором и третьем кварталах 2009 г. наблюдался умеренный рост инвестиций.  Несмотря на все эти позитивные изменения, ВТО, ЮНКТАД и ОЭСР подчеркивают, что ситуация далеко не безоблачная. Восстановление экономики остается хрупким, а высокая безработица может привести к усилению давления в пользу протекционизма. В 2009 г. работу потеряли около 27 млн человек во всем мире, общее число безработных на планете превысило 200 млн человек и глобальная безработица находится «на самом высоком уровне, чем когда-либо ранее». 
 Авторы Доклада настоятельно рекомендуют правительствам стран «большой двадцатки» сохранять «бдительность в борьбе с протекционизмом», разрабатывать стратегии выхода из антикризисных мер, которые потенциально могут приводить к искажению торговли, и «упорно и оперативно работать» для завершения трудных переговоров раунда Доха. По их мнению, заключение соглашения раунда Доха должно «укрепить многостороннюю торговую систему и улучшить многосторонний доступ к рынкам». Протекционистские меры, введенные в последние полгода, покрывают 0,72% совокупного импорта стран “двадцатки”, или 0,4% мирового импорта. За предшествующий год, с октября 2008-го по октябрь 2009-го, чиновники защищали рынки своих стран примерно с тем же усердием: принятые тогда меры затрагивали 1,3% импорта “двадцатки”.

    Помимо  социально-экономических данных G20 необходимо учитывать и экологические  показатели. Как сказал Дмитрий Медведев в своём выступлении от 5 июня 2010 года: «Экология и экономика не противоречат друг другу. Нормальная экономика – экологичная экономика». Объемы выбросов и позиция на саммите стран G20 указаны в таблице 4.

Таблица 4. Выбросы СО2 странами «Большой двадцатки» в 2007 году

Страна СO2, млн тонн СО2 на душу населения Мировой рейтинг
Китай 6284 4,8 1
США 6007 19,9 2
Россия 1673 11,8 3
Индия 1401 1,2 4
Япония 1262 9,9 5
Германия 835 10,1 6
Канада 590 18 7
Британия 564 9,3 8
Южная Корея 516 10,6 9
Италия 461 7,9 11
Австралия 456 22 12
Мексика 453 4,2 13
ЮАР 452 9,4 14
Саудовская  Аравия 434 15,8 15
Франция 405 6,3 16
Бразилия 398 2,1 17
Индонезия 319 1,3 20
Турция 277 3,7 23
Аргентина 166 4,1 29
Евросоюз 4,257 8,7  

Источник: EIA

    По  данным таблицы видно, что Китай  занимает первое место по объёмам  выбросов углекислого газа в атмосферу. В свою очередь, китайское руководство предлагает меры по преодолению экологической катастрофы в мире:

-сократить к  2020 году выбросы углекислого газа  на условную единицу ВВП на 40-45% по сравнению с уровнем  2005 года,

-Пекин требует,  чтобы развитые страны к 2020 году снизили уровень выбросов углекислого газа на 40% по сравнению с уровнем 1990 года.

-кроме того, китайское руководство хочет,  чтобы Западные страны предоставили  новые экологически чистые технологии.

    США говорит о сокращении к 2020 году уровня выбросов на 17% по отношению к показателям 2005 года должен утвердить конгресс. Настаивает, что Китай, Индия, ЮАР и Бразилия должны снизить рост уровня выбросов. Такое сокращение будет означать снижение выбросов на 4% по отношению к уровню 1990 года. Вашингтон выступает против нового соглашения, которое - как Киотский протокол - вводило бы международные юридические обязательства. Индия заявляет о том, что ответственность за изменения климата лежит на развитых странах, и указывает на большую разницу в объеме выбросов на душу населения, и требует, чтобы развитые страны значительно снизили уровень выбросов, а также поделились "зелеными" технологиями. Дели согласен ограничить рост выбросов парниковых газов, но не собирается принимать официальных обязательств. При этом поддерживает Киотский вариант введения юридических обязательств для развивающихся стран.

  1. Роль стран «Большой двадцатки» в современном мировом хозяйстве.

    Первоначально для борьбы с мировым финансовым кризисом собирались созвать внеочередную встречу «большой восьмерки». Но чем  дальше, тем яснее становилось, что без других новых экономических титанов из группы БРИК - Китая, Индии, Бразилии - проводить подобное мероприятие не имеет смысла. Наиболее подходящим для этой цели оказался формат «большой двадцатки» - в качестве ответа на финансовые катаклизмы последнего десятилетия прошлого века. В Сан-Паулу представители G-20 заявили, что готовы к срочным мерам по симулированию экономического роста в мире. Развивающиеся экономики вслед за богатейшими странами мира готовы с этой  целью резко снижать свои процентные ставки и увеличивать государственные инвестиции в экономику. Так, Китай, крупнейшая развивающаяся экономика мира объявил о своем антикризисном плане, составляющим около одной пятой ВВП страны. Объявленная на данный момент помощь российского государства финансовому и промышленному сектору страны составляет около 15% от ВВП России. Правительство России представило план, детализирующий, куда конкретно пойдут ассигнованные на поддержку отечественной экономики 5,4 трлн рублей. Существенным вкладом «восьмерки» и «двадцатки» в содействие международному развитию является выполнение их собственных обязательств, создание новых коллективных инициатив, направленных как на достижение уже существующих международных целей, так на решение задач, которые ставятся лидерами «Группы восьми» и «Группы двадцати». Мониторинг  исполнения странами-членами «Группы двадцати» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите «двадцатки» в Лондоне 2 апреля 2009 г., показал, что развитые индустриальные страны «двадцатки», являющиеся членами «Группы восьми», в данный период не снизили своих усилий по осуществлению программ по содействию развития. Меры по преодолению экономического кризиса, принятые странами «Большой двадцатки» (G20), помогли сохранить и создать в 2009 и 2010 году примерно 21 млн рабочих мест. Об этом говорится в исследовании Международного бюро труда (МБТ), подготовленном к встрече министров труда и занятости «Большой двадцатки». Отмечается, что ответные антикризисные политические меры, принятые государствами «двадцатки», отличались быстротой, решительностью и масштабностью. Со второй половины 2008 года меры кредитно-денежной политики, призванные стабилизировать ослабленную экономику, были оперативно дополнены мерами в бюджетно-налоговой сфере, призванными поддержать уровень занятости, создать новые виды экономический деятельности, защитить работников и домохозяйства. Согласованные действия и решительные меры G20, с его уравновешенным членством развитых и развивающихся стран, помогли мировому соглашению эффективно с текущим финансовым и экономическим кризисом. G20 уже поставила много существенных и конкретных результатов: идёт осуществление беспрецедентной и наиболее скоординированной экспансионистской макроэкономической политики, включая финансовое расширение и нетрадиционные инструменты валютной политики; значительное увеличение финансового регулирования, особенно учреждением Совета по Финансовой стабильности (FSB); и существенное усиление Международные финансовые учреждения (IFIs), включая расширение ресурсов и усовершенствование предупредительных средств для предоставления IFIs. Основываясь на прошлых достижениях и тесном сотрудничестве среди участников, G20 удвоила свои усилия в 2010, чтобы помочь миру сделать успешный переход от глобального восстановления до более сильного, более жизнеспособного и уравновешенного роста.

Информация о работе Роль стран «большой двадцатки» в современном мировом хозяйстве